Главное
Истории
Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Александр Кибовский: Москва сохраняет свои культурные традиции и радует творческими новациями

Развлечения
Александр Кибовский, руководитель Департамента культуры города Москвы
Александр Кибовский, руководитель Департамента культуры города Москвы / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»
На заседании Совета директоров столичных библиотек прошла презентация обновленного портала «Списанные книги». Уже 20 декабря на сайте будут вновь доступны издания, которые москвичи смогут забронировать и бесплатно забрать домой.

О других проектах уходящего года, о книге, которую может написать чиновник, а также зачем на прошлой неделе в Москву приезжали французы, корреспонденту «ВМ» рассказал руководитель столичного Департамента культуры Александр Кибовский.

- Александр Владимирович, вас сложно удивить?

- Не без сожаления думаю, что уже сложно. Все-таки в этом году ровно 20 лет, как я работаю в управлении культурой. А до этого учился в институте, проходил практику, работал в музеях… Но приятные открытия бывают. Вот в сентябре стартовал проект мэра Москвы «Музеи — детям»: абсолютно все музеи и выставочные залы города теперь для столичных школьников работают бесплатно. За несколько месяцев их посетили больше 200 тысяч ребят, причем примерно треть из них пришли в музеи впервые. Мы составили рейтинг. И самыми популярными у школьников оказались Дарвиновский музей, Музей космонавтики, музей-панорама «Бородинская битва» и, неожиданно обойдя других. Дом Гоголя на Никитском бульваре. Признаюсь, для меня это стало приятным сюрпризом. Казалось бы, классическое учреждение, научная библиотека, большой экспозиции нет. Но та программа — литературная, познавательная, — которую проводят сотрудники Дома Гоголя, оказалась настолько интересной, актуальной и востребованной, что число посетителей у них не меньше, чем у признанных лидеров.

МУЗЕЙНЫЕ СОКРОВИЩА 

- Вот вы сказали Дом Гоголя. Есть музеи, которые незаслуженно остаются в тени. Что вы делаете для того, чтобы изменить ситуацию?

- Зачастую эта проблема касается небольших мемориальных музеев-квартир, особенно, если они расположены внутри обычного жилого дома. Да и удаленность от центра или от метро тоже имеет своё значение. Просто сидеть и ждать, когда кто-нибудь сам заглянет «на огонек», таким музеям невозможно. Завоевать своего посетителя им поможет только насыщенная и интересная творческая программа. И вот тут требуется помощь департамента. В этом году, например, мы отмечали 125-летний юбилей со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой. Естественно, готовились к нему заранее. Провели полную реставрацию дома в Борисоглебском переулке, где Цветаева жила с семьей в 1914–1922 годах, открыли еще две мемориальных комнаты, которые раньше были недоступны, и сделали новую экспозицию. И мне приятно, что все, кто уже был в Доме-музее Цветаевой, в том числе потомки семьи поэта, высоко оценили качество проведенных работ. Как результат — увеличилось число выставок, мероприятий и, конечно, посетителей.

- Обновляете экспозиции и пополняете фонды музеев новыми экспонатами. Какие «сокровища» у вас появились в этом году?

Не могу не сказать про музей-центр Константина Паустовского. Писателю в этом году тоже исполнилось бы 125 лет. К празднованию юбилея мэр Москвы выделил средства на приобретение 332 документов и реликвий, которые находились у наследников Паустовского. Среди этих материалов есть настоящие раритеты. Например, открытка от Ивана Бунина, которую он в 1947 году послал Паустовскому, прочитав его рассказ «Корчма на Брагинке». С ней связаны несколько удивительных фактов. Во-первых, в то время писатели по понятным причинам не общались. Поэтому Бунин отправил свою открытку из Франции на адрес издательства. Забавно, но сегодня по этому адресу расположен наш Департамент культуры. Таким образом, спустя 70 лет открытка вновь пришла по назначению. Во-вторых, сам факт ее существования говорит о том, что Бунин в эмиграции следил за новостями советской литературы. В-третьих, это показывает, что несмотря на критичное отношение к современным ему писателям, Бунин считал нужным отмечать таланты, даже если не был с ними в дружбе. И, конечно, удивительное литературное ощущение Бунина. Ведь он написал Паустовскому, что у него получилось блестящее произведение, кроме последнего абзаца, который все портит. Но дело в том, что этот абзац был навязан автору Главлитом для придания политически верного акцента. И эту фальшь Бунин сразу почувствовал. В общем, интереснейший документ, который можно увидеть на выставке, недавно открывшейся на Арбате.

Если говорить о планах на будущее, то сейчас мы готовимся к 200-летию Ивана Сергеевича Тургенева — писателя для Москвы особенного. Идет реставрация «Дома Муму» на Остоженке. Мы готовимся открыть музей к юбилею писателя. Уже есть план новой экспозиции, где будут также представлены уникальные экспонаты. Нам уже выделили средства на приобретение нескольких мемориальных вещей, которые принадлежали самому Тургеневу. Через год эти реликвии смогут увидеть все москвичи.

КНИЖНОЕ ВРЕМЯ

- В продолжение литературной темы. На одной из книжных ярмарок вы сказали, что половина москвичей коротают свободное время за чтением. А вы? Какую книгу сейчас читаете?

- Бюджетный кодекс в основном (улыбается). Поймите меня правильно: первым делом должностные обязанности. Сейчас конец года, и многое зависит от того, как мы спланируем бюджет и программу мероприятий на 2018 год. Кроме того, я стараюсь не афишировать свое личное мнение. Ведь если оставить за скобками мою должность, то вряд ли оно заинтересует широкую аудиторию. В свое время, когда я только начинал работать, старые советские специалисты напутствовали молодежь словами, которые по преданию говорил еще Микоян: «Не забывайте, не вам несут, а вашему креслу». Вот и вы сейчас: не столько мне вопрос задаете, сколько моему креслу. Но каждый должен заниматься своим делом. Наше дело — помогать авторам творить. А уже аудитория сама сформирует мнение о том, что ей нравится, а что нет.

- А если бы вас попросили написать книгу, согласились бы? О чем она была бы?

- Если бы речь шла о нормативном акте — это ко мне. А вот книгу… Возможно, когда-нибудь у меня будет свободное время, и тогда я, еще более убеленный сединами, возьмусь за мемуары. Все-таки одно из главных достоинств, которыми обладает моя должность, — возможность встречаться с нашими выдающими деятелями культуры и искусства. Со многими у меня добрые отношения, которыми я очень горжусь и дорожу. Но как историк прекрасно понимаю, что ценность моих вероятных рассказов будет не в том, что автор — Кибовский, а в том, что в них описаны ОНИ. И, возможно, те, кто интересуется судьбой и творчеством этих больших мастеров, узнает для себя какие-то интересные моменты из рассказов чиновника их эпохи, как в том известном анекдоте про Брежнева и Высоцкого. Но опять-таки, все это дело очень далекой перспективы.

- Литературные новинки сегодня можно купить, а можно взять почитать в библиотеке рядом с домом. Правда, скорее всего, придется подождать своей очереди. Такой спрос и даже ажиотаж на некоторые издания говорит о том, что библиотеки города стали пользоваться популярностью у москвичей? Неужели в них действительно ходят не только школьники и пенсионеры?

- Расхожее мнение о том, что мы все погрязли в гаджетах, забыв про книги, — не более чем обывательский миф, который опровергают объективные данные наших исследований. Причем как по посещаемости библиотек, так и по участию в проекте «Списанные книги». Кстати, тоже одна из новаций этого года: мы смогли поменять федеральное законодательство – за что спасибо Министерству культуры и Министерству юстиции – и прекратить варварскую практику уничтожения старых изданий. Таким образом, мы уже спасли 270 тысяч книг от незавидной участи сгореть где-нибудь на заднем дворе. Все они получили вторую, а то и третью, четвертую жизнь, попав в руки новых читателей. И нам, конечно, было любопытно: а кто берет эти книги? И, что интересно, цифры по посетителям библиотек и пользователям портала почти совпали: 80 процентов аудитории — люди в возрасте до 50 лет. Причем если мы говорим о молодежи, то это треть всех читателей. Так что у нас нет оснований для апокалиптических настроений. То, что я вижу на книжных выставках, в книжных магазинах, не подтверждает деградации книжной культуры.

А библиотеки действительно набирают популярность по той простой причине, что они ищут и находят новые формы работы с читателями. Мы же видим на примере таких акций, как «Библионочь», «Ночь в музее», «Ночь искусств», что сегодня есть огромный запрос на живое общение с деятелями литературы и искусства. Огромный объем цифровой информации, ее доступность возвращает интерес к «авторитетному слову». Уловив современную тенденцию, наши библиотеки работают как полноценные культурные центры, где проходят встречи единомышленников, лекции и мастер-классы. Этот формат имеет большие перспективы.

При этом мы развиваем и основную функцию библиотек. Все они уже подключены к Национальной электронной библиотеке и каждому читателю доступны четыре миллиона уникальных изданий из главных библиотек России. В этом году мы с Департаментом информационных технологий полностью обновили оснащение библиотек, поставили 1700 современных компьютеров. Везде подключили Wi-fi. Такое обновление проведено впервые. Ведь о какой современной работе библиотек можно было раньше говорить, если они сидели на Pentium 4! А теперь уже в следующем году внедрим единый читательский билет. 

ПРО КИНО

- Впрочем, москвичи любят не только книги, но и кино. Не претендуя на роль эксперта, лично вас какой фильм из тех, что вышли в последнее время, по-хорошему удивил?

- Если рассуждать категориями «нравится — не нравится», то лично мне понравился фильм «28 панфиловцев». Объясню почему. Когда фильм вышел, критики картины бросились обсуждать: был ли бой у Дубосеково или нет, сколько было панфиловцев, какое число танков они подбили и так далее. Но разве фильм об этом?! Напомню, речь идет о битве за Москву — крупнейшем сражении Второй мировой войны. И подвиги совершали не только герои у разъезда Дубосеково, но и в любой другом месте от севера до юга московской дуги. Они стояли насмерть не ради звезд, орденов и памятников. Они просто, как в фильме, — жгли танки. Многие пропали без вести, как брат моей прабабки Леонид Иванович Гребенев, лейтенант 1-й дивизии московского ополчения. Этот фильм о всех тех, кто защитил столицу. И с этой точки зрения картина получилась достоверной. В ней нет картонной фальши. Зима — настоящая. Оружие — настоящее. Враг — настоящий. И герои — настоящие. Ты веришь в то, что происходит на экране: и в этих людей, и в их эмоции. Я смотрел эту картину три раза и все время находил для себя какие-то новые моменты. Видно, что создатели кино вложили в него свою душу.

Мне также нравится, что деятели киноискусства стали искать темы и героев для своих картин не только в эпохе Великой Отечественной войны. Раньше получалось, что после 1945 года нам как будто и гордиться было нечем. Но теперь появляются фильмы спортивной и космической тематики. Это картины, о которых можно и нужно говорить. Я с большим интересом пойду смотреть фильм, который выходит в прокат перед Новым годом, — про тот легендарный баскетбольный матч между сборными командами СССР и США.

- А еще фильмы станут чаще снимать в столице. В городе даже новая премия появилась: «За создание образа Москвы в киноискусстве». Как вам лауреаты этого года?

- Мне импонирует выбор авторитетного жюри. Первую премию получила картина Анны Меликян «Про любовь» — про Москву как город влюбленных. Вторую — фильм «14+». Это история про молодежь, про ребят, живущих в отдаленных районах Москвы. И третью — дилогия «Духless». В ней показана совершенно иная, скорее, уже уходящая Москва. Город, живущий в сиюминутном бизнес-задоре.

- Заявки на премию могут подавать и иностранные режиссеры. Есть ли спрос на съемки кинофильмов в Москве от зарубежных коллег?

- Есть. Вот буквально на прошлой неделе я общался с коллегами из Франции, которые больше всего российскому зрителю известны по фильму «Такси». Они действительно сейчас прорабатывают вопрос о создании некоторых кинопроектов в Москве.

Руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский и работники киноиндустрии Франции   (слева актер Сами Насери), которые собираются снимать кино в Москве Руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский и работники киноиндустрии Франции   (слева актер Сами Насери), которые собираются снимать кино в Москве / Фото: предоставлено пресс-службой департамента культуры Москвы

- Что ж, возможно, в недалеком будущем мы посмотрим французскую кинопремьеру в одном из новых кинозалов Москвы. В конце прошлого года был широко анонсирован проект по переделке 35 старых советских кинотеатров, расположенных в разных округах столицы, в современные кинокультурные центры. Уже есть какие-то реальные результаты?

- Это частный проект. Им занимаются инвесторы, у которых налажены партнерские отношения с очень серьезными зарубежными кинопрокатчиками. Проект стартовал, и первые реальные итоги будем подводить в 2018–2019 годах. Сама по себе программа масштабная, амбициозная. В результате в Москве должны открыться 160 новых кинозалов. Плюс еще появятся дополнительные возможности. Последняя новация, которая мне кажется перспективной, — создание в таких центрах книжной площадки, где будут не только продаваться разнообразные книги, но и проходить творческие встречи с известными людьми, дискуссионные клубы, лекции и мастер-классы писателей. Инвесторы сами вышли с такой инициативой и прорабатывают этот вопрос с нашим Московским домом книги, который, как известно, славится своими литературными гостиными и другими просветительскими проектами.

- А что с кинотеатром «Художественный»? Вы следите за ходом ремонтно-реставрационных работ? Когда он откроется?

- Процесс идет. Может быть, не так быстро, как всем хотелось бы, но тут спешка ни к чему. С самого начала было понятно, что это сложнейший проект. Многие вещи было бы гораздо проще сделать с нуля. Но нам важно, чтобы «Художественный» не только заработал снова, но и сохранил свое мемориальное значение. Ведь это одна из старейших киноплощадок мира. И, конечно, для ее восстановления мы будем оказывать любое содействие инвесторам. Проект реставрации готов, и именно он будет реализован: мы увидим фасад кинотеатра таким, каким он был до Никиты Сергеевича Хрущева. В то же время внутри здания будут созданы все условия для показа современных кинофильмов, в том числе фестивальных. Точной даты, когда кинотеатр вновь примет зрителей, я сейчас назвать не могу, но в том, что это случится, даже не сомневайтесь.

ГРАНТОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

- В начале года вы говорили о том, что департаменту удалось сдвинуть с мертвой точки строительство и ремонт проблемных объектов культуры. Все сделали, что планировали?

- Всего у нас было 15 проблемных объектов. Сейчас практически все они готовы. Где-то идут финальные работы, а кто-то уже принимает зрителей. Вот в сцену Театра на Покровке я недавно лично вбил символический гвоздь.

- Уже с 1 января столичные театры переходят на грантовую систему финансирования. В чем ее преимущество?

- Самое главное — нам удалось в пределах действующего законодательства в корне поменять взаимоотношения между департаментом и театрами, властью и культурными институциями. Потому что грант — это системный шаг. На творческую составляющую театров приходится 80 процентов всего их бюджета. То есть если мы говорим про все городские театры, то из суммы в 8,2 миллиарда свыше семи — как раз об этом: о постановках, о приобретении костюмов, изготовлении реквизитов, о приглашении артистов… Раньше все эти вопросы регулировались бюджетным заданием. Но театр — он же живой. Поэтому во все задания приходилось постоянно вносить какие-то корректировки. Вы не представляете, какая это бумажная канитель. Мы посчитали — не менее трети всего документооборота между нами и театрами. Один только Театр Петра Фоменко в прошлом году менял бюджетное задание 1560 раз, то есть почти по пять раз на день. Не важно, о спектакле идет речь или о гастролях, ты не можешь отступить от того, что написано в документе, потому что потом тебе придется по нему отчитываться.

С получением грантов все станет намного проще. Мы предоставляем театру конкретную сумму, а дальше он уже сам распоряжается этими средствами: решает, сколько играть спектаклей, каких звезд приглашать и так далее. А у нас есть облачная бухгалтерия, и мы в любом случае видим, куда идут деньги. Их нельзя положить в банк, купить на них себе машину или дачу. Эти деньги — только на деятельность театра. И да, по ним все равно придется отчитаться, но уже в конце сезона или года. Подчеркну ещё раз, творческий процесс не должен страдать от бумажной волокиты.

НЕМНОГО О ЛИЧНОМ

- Вы верите в Деда Мороза?

- А как же! Департамент культуры Москвы следит за его дачей, которая находится в Кузьминках. Так что сегодня я не могу не верить в Деда Мороза по должности (улыбается). Поэтому не только верю в него, но и приглашаю всех сходить к нему в гости, посмотреть, как он живет, когда приезжает в столицу из Великого Устюга.

- И подарки под елкой от Деда Мороза ждете?

- Я? Нет (смеется). Все-таки я уже вышел из того возраста, когда 1 января бросаешься под елку в ожидании найти там подарок. Но зато мы уже третий раз проводим в столице акцию «Исполни желание», когда москвичи сами становятся Дедом Морозом для сотен ребят, которые так ждут, что в Новый год исполнятся их заветные желания. И мне особенно приятно, что с каждым годом число участников этой акции растет. 

- А у вас есть какая-нибудь семейная традиция, связанная с празднованием Нового года?

- Есть, но в последнее время она нарушается, потому что я, как и все мои коллеги, встречаю праздник на городских площадках вместе с москвичами. Заодно приглядываю, чтобы все прошло на должном уровне. Учитывая, что у нас 12 окружных площадок и 21 – в парках, мне есть, где встретить Новый год интересно и с пользой. Надеюсь, все получат от праздника самые яркие и позитивные впечатления. Собственно, для этого мы и работаем.

- В этом году новогодние праздники посвящены театру. Что бы вы хотели пожелать артистам и зрителям?

- Всем нашим деятелям искусства я желаю как можно больше благодарных зрителей. А москвичам — возможностей как можно чаще всей семьей ходить в театры, музеи, на выставки, в библиотеки и культурные центры, а также участвовать в общегородских акциях. Потому что, когда наши площадки собирают миллионы людей, это значит, что тот формат, который мы предлагаем, те программы, которые мы готовим, действительно интересны и нужны москвичам.

Здоровья, успехов и благополучия!

СПРАВКА

В этом году в городе появились программы, которые помогут усилить творческий потенциал столицы. У талантливых ребят, например, будет еще больше шансов заявить о себе на мировой сцене. По программе «Искусство — детям» в течение трех ближайших лет все столичные школы искусств отремонтируют и оснастят новыми музыкальными инструментами.

ЦИФРА

140 000 рублей в год теперь получают московские учителя детских школ искусств в виде гранта Мэра Москвы дополнительно к основной зарплате. При этом средний уровень дохода работников учреждений культуры города составляет 63,7 тысячи рублей.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.