Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Спектакль по Достоевскому, а смех — гоголевский

Развлечения
Сцена из спектакля «Бесы». Актеры Роман Долгушин (слева) и Анзори Шагидзе. Спектакль оформлен в стилистке черно-белого кино, символизирующей борьбу светлых и темных сил
Сцена из спектакля «Бесы». Актеры Роман Долгушин (слева) и Анзори Шагидзе. Спектакль оформлен в стилистке черно-белого кино, символизирующей борьбу светлых и темных сил / Фото: Пресс-служба ШДИ
Театр «Школа драматического искусства» на Сретенке представил последнюю премьеру сезона — «Достоевский. Бесы». Спектакль был создан в рамках одной из трех экспериментальных лабораторий, работающих при театре.

Руководитель этой лаборатории, режиссер и педагог Игорь Яцко, соединил в постановке гротесковый мир персонажей Гоголя с реалистическими героями романа Достоевского «Бесы». Актеры произносят текст романа, не меняя его, но в персонажах Достоевского — Лизе, Ставрогине, Верховенском, Кириллове проскальзывают черты Коробочки, Чичикова, Плюшкина, Манилова.

Игорь Яцко в этом году поставил спектакль «Мертвые души», разобрав всех героев с точки зрения их принадлежности к миру потусторонних сил: призраков, демонов, бесов, «князей тьмы».

Сам сюжет, который Пушкин рассказал Гоголю, к этому направляет: ведь здесь идет торговля покойниками — «мертвыми душами». И в романе «Бесы» люди, обуреваемые соблазнами, пороками, безумными идеями о «сверхчеловеке», буквально распоряжаются как своими жизнями, так и жизнями других людей. В «Бесах» живые убивают живых, причем не в порыве страсти, а осознанно, произнося при этом философские речи.

Игорь Яцко вместе с актерами провели параллели между Гоголем и Достоевским. Готовясь к спектаклю, они читали не только произведения авторов, их биографии, но и работы литературоведов. Философ, теоретик искусства Вячеслав Иванов в своем труде «Достоевский и роман-трагедия» противопоставляет Гоголя Достоевскому: «Мне они представляются полярно противоположными: у одного лики без души, у другого — лики душ: у гоголевских героев души мертвы, а у героев Достоевского души живые и живучие, иногда все же умирающие, но чаще всего уже воскресающие или уже воскресшие».

Именно на этой антитезе — «мертвых и живых душ» — Яцко строит свой спектакль.

А общее помимо «нечистой силы» между Гоголем и Достоевским, по мнению Яцко, — смех. Поэтому выбор жанра спектакля — комедия.

— Мы рассматриваем роман «Бесы» как высокую комедию. При всей мрачности событий, которые там происходят, главным героем является смех. Насмешка над миром людей, которые «перечертили чертей», — сказал «ВМ» Игорь Яцко.

Одни и те же актеры в разных сценах играют разных героев. Каждый участник спектакля, подобно хамелеону, сбрасывает свою кожу и поселяется в другую. Дьявол — великий артист, который до неузнаваемости меняет одежды, обличия и роли, и человек, управляемый «бесами», теряет свою личность, целостность, а в итоге душу. Его душа становится «блуждающей» и обреченной.

Игорь Яцко использует патриархальный быт русской провинции — большой стол, белую скатерть, самовар, показывая, как темные силы как бы внезапно, но при этом безудержно накрывают и людей.  

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.