Кто стоит на страже культурного наследия
Министерство культуры РФ планирует провести проверку систем безопасности в музеях страны в связи с инцидентом с кражей картины Архипа Куинджи из Третьяковской галереи, сообщили 11 февраля в Минкультуры.
Кроме того, гендиректору Третьяковской галереи Зельфире Трегуловой объявили выговор по случаю происшествия. Минкультуры предлагает применить дисциплинарные взыскания к некоторым сотрудникам музея, например, освободить от должности начальника службы безопасности.
По результатам проверок в культурных учреждениях ведомство планирует подготовить комплексные рекомендации для музеев по усилению охраны и мер безопасности.
Исполнительный директор Ассоциации индустрии безопасности Александр Иванченко рассказал «ВМ», какие средства применяются в целях безопасности в музеях.
— От учреждения к учреждению они разнятся, но, как правило, кроме штатных сотрудников музея имеется охрана, которая обеспечивает безопасность не в залах, а на входах и выходах из здания, а также входах в архивы, запасники и так далее, — пояснил специалист.
Безусловно, людям помогает электроника.
— В хороших музеях стоят не только системы охраны периметра, которые включают в себя наблюдение за окнами, дверями, но и системы охраны, предназначенные специально для самых ценных экспонатов, — добавил Александр Иванченко.
ПРОСТЫЕ И ГЕНИАЛЬНЫЕ КРАЖИ
Одиозный поступок вора картины Куинджи Дениса Чуприкова поразил своей простотой. Похититель снял полотно со стены на глазах у посетителей и вынес из галереи.
Подобные поступки совершались и до этого, только другими злоумышленниками.
Одну из самых известных картин в мире — «Мону Лизу» Леонардо Да Винчи — вынесли из Лувра в 1911 году, конечно не среди бела дня, но в похожем стиле. Итальянец Винченцо Перуджа некоторое время работал в музее и однажды остался в Лувре на ночь, снял «Джоконду» со стены и просто вышел из музея утром, спрятав шедевр под рабочим халатом.
В конце сентября 2017 года из аукционного дома в городе Сен-Жермен-ан-Ле во Франции за день до аукциона украли картину «Портрет молодой блондинки» художника Пьера Огюста Ренуара. Вор просто снял полотно со стены и вышел из здания незамеченным.
Среди произведений искусства есть и свои рекордсмены. Так, картину Рембрандта «Портрет Якоба де Гейна III» похищали четыре раза. Она даже числится в «Книге рекордов Гиннесса» как самое похищаемое полотно в истории. Возможно, здесь роль играет размер картины — всего 29,9 на 24,9 сантиметра.
КТО СТОИТ НА ЗАЩИТЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
В мире существуют организации, которые занимаются защитой культурного наследия, восстановлением и охраной исторических памятников. Europa Nostra, которая была создана в 1963 году, — одна из них. Организация проводит лекции, встречи, конгрессы, мероприятия по защите и сохранению конкретных объектов, издает брошюры и выдает премии.
Другую подобную компанию, World Monuments Fund, основали в 1965 году. Она создана для привлечения интересов частного сектора в сферу культурного наследия. Организация занимается памятниками архитектуры, имеющими историческую ценность. В том числе восстанавливает их после бедствий, катастроф, вооруженных конфликтов и борется с ростом земного населения, социальной апатией, отсутствием финансирования и материальной поддержки. Эти факторы являются причинами невнимательного отношения к памятникам. Организация устраивает публичные лекции, семинары, выпускает брошюры, журналы, устраивает мероприятия по развитию культурного туризма в США, Великобритании и других странах. Также привлекает инвестиции и спонсоров из частного сектора.
ICOM (Международный совет музеев) объединяет музеи и музейных специалистов, которые занимаются сохранением культурного наследия. Совет был создан в 1946 году. Он включает в себя 26 000 членов из 139 стран. Совет осуществляет издательскую деятельность, в том числе выпускает книги, брошюры, бюллетени, а также открывает творческие мастерские и устраивает культурно-образовательные программы.
RED (Association Ruralite-Environnement-Developpement) (Ассоциация «Деревня — экология — развитие») занимается поддержкой и охраной культурного наследия в аграрных регионах. Организация франко-бельгийско-немецкая. Защищает традиционную народную культуру, но не охватывает нематериальное наследие и фольклор.
Kulturarv utan gränser («Культурное наследие без границ») является шведским сообществом по охране культурного наследия.