Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Хороший парень. Но не Чапай! Первый канал представил сериал о легендарном комдиве

Сюжет: 

Телевидение
Развлечения
18 февраля на Первом канале продолжится премьерный показ телесериала «Страсти по Чапаю» - главного телесобытия февраля.
18 февраля на Первом канале продолжится премьерный показ телесериала «Страсти по Чапаю» - главного телесобытия февраля. / Фото: Пресс-служба Первого канала

«Трагедия страны и трагедия человека. Любовь, предательство, удары судьбы - то, о чем не писали в советских газетах», - так амбициозно представляет канал эту работу.

«Страсти» - первое кинообращение к образу Чапаева после легендарного фильма братьев Васильевых. С исполнителем главной роли Борисом Бабочкиным тогда попали в точку – он вошел в историю советского кино. Конечно, картина 1934 несла идеологическую нагрузку. Там пропаганда вместо правды о гражданской войне, героизация Красной армии и уничижение Белой. Тем интереснее взглянуть на Чапаева из дня сегодняшнего – когда ничто не мешает созданию неплоского образа полного георгиевского кавалера первой мировой войны и знаменитого полководца гражданской.

Для сценариста, коим стал покойный ныне Эдуард Володарский, тут поле непаханое: о личности Чапаева известно немногое, а о его дореволюционной жизни – вообще крохи. Только исполнитель должен иметь, что называется, второе дно – слишком сложен и серьезен герой.

Сериальный Чапай получился весьма неожиданным. Остановив свой выбор на малоизвестном украинском актере Сергее Стрельникове, режиссер Сергей Щербин руководствовался, видимо, чисто эстетическими соображениями. Чапай в его трактовке – бесстрашный могучий атлет со смазливым лицом и огромными чувственными глазами без явных признаков интеллекта.

…Василий едет на побывку в родное село. Открывает дверь – и застает жену в постели с жалким кондуктором Аполлоном Фунтиковым. Кажется, Чапай не знает, что делать, и ждет подсказки режиссера. А ему подсказывают опереточно рубить шашкой подушку. То ли вся злость и обида испарились в бою с куриным пером, то ли глупость этого Чапая может соперничать лишь с его отвагой, но, уничтожив подушку, он прощает изменницу и начинает ее самозабвенно тискать.

Вскоре Василий отправляется к вдове боевого друга с намерением отобрать детей – он уверен, что все женщины думают лишь о блуде. Через пару минут после получения известия о гибели мужа и заламывания рук вдова предлагает себя доселе незнакомому Чапаеву – и тот мгновенно соглашается взять ее в жены.

В общем, хрестоматийное «Чапай думать будет!» - не про героя Стрельникова. Этот Чапай думать, кажется, просто не умеет – он действует! Соответственно и «страсти» по нему получились бурные и маловразумительные. Вместо современного взгляда на трагедию гражданской войны зрителям опять налили клюквенного морса, выдав его за качественный мини-сериал.

Сейчас ТВ захлестнула волна многосерийных исторических и литературных экранизаций. Порой все воссоздано достоверно (на помощь приходят исторические клубы), но видно, что актеры - из другого времени. Они не испытали и доли того, что выпало их героям. А актерской харизмы, такой, как у Бабочкина-Чапаева или Тихонова-Штирлица, нет. Вжиться в персонаж тоже не получается. И Стрельников так и не становится Чапаевым, а, скажем, Даниил Страхов – молодым Исаевым. Наверное, если бы Чапая сыграл, скажем, Федор Бондарчук, он мог бы дать глубину образа. По-настоящему качественных «исторических» работ немного – например, недавняя «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка. Удачный образ Котовского создал Владислав Галкин, но общий уровень того сериала все равно невысок.

Возможно, это издержки стремления телеканалов перейти на развлекательное вещание. Контента требуется все больше, и планка качества снижается на глазах. Наверно, лучше и честнее не заморачиваться большими темами. А просто, как это делают на большинстве каналов, снимать непритязательное «мыло» про поиски девушками из народа своего личного счастья.

А может, лучше было снять веселый фильмец по анекдотам про Василия Ивановича? Не на Первом канале, конечно, а, скажем, на СТС, со Светлаковым-Чапаевым и Галустяном-Петькой. Анку-пулеметчицу сыграла бы Анфиса Чехова. Получилось бы смешно и без ложного пафоса. И никто бы не досадовал, что герой – смелый хороший парень, но не Чапай.1tv.ru

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Евгения Чапаева, внучка комдива:

- Я смотрела только первую серию. Потом переключилась на сериал на другом канале. Как художественное произведение «Страсти…», может, и неплохи. Но к моему предку отношения не имеют.

Эпизод с водружение креста на купол церкви взят из рассказов моей бабушки. Только Чапаев кричал не про свою любимую Настю, а что-то про Бога.

Крест ему дали не за то, что он вынес на себе раненого офицера. Все было куда более захватывающе. Они с товарищем пошли в разведку, обоих ранило. Василий Иванович с разбитой головой сутки притворялся мертвым, хотя немцы шевелили его сапогами. Перед рассветом, когда часовые заснули, Чапаев убил двоих немцев, а еще двоих связал и заставил нести за ним его раненого друга. И товарища спас, и двух «языков» привел.

Некогда ему было крутить любовь с женой Фурманова. Бои шли по четверо суток, а еще надо было добыть продовольствия. Ну разве тут до объятий по кустам? Сделали из него какого-то Казанову. Ну, так про Казанову бы и снимали…

Елена Фомина, научный сотрудник дома-музея В.И. Чапаева в г. Пугачев (Саратовская область):

- Актер, который играет Василия Ивановча, неплохой. Только Чапаев не был таким увальнем: он был живее, шустрее, более сухопарый. Не мог он выпивать с отцом. И мать его в то время была жива, она пережила всю семью. Актриса на роль Пелагеи подобрана хорошая, но все-таки она не была такой распутной. Ну да, она изменила мужу, пока он был на фронте. Но такого скандала не было. У нас хранится фото 1915 года: Чапаев приезжал в отпуск, помирился с ней, они в знак этого снялись на карточку. Фильм смотрим с интересом, относимся к нему как к художественному произведению. Хотя, конечно, старый фильм 1934 г. был лучше, хотя и в нем много ошибок.

Владимир Бортко, режиссер:

- Я посмотрел два кадра. Больше не захотелось. Мне показалось, что это – не особенно интересно. Могу сказать одно – надо быть очень смелым человеком, чтобы взяться за Чапаева.

Владимир Дайнес, кандидат исторических наук, начальник управления отечественной военной истории Института военной истории Министерства обороны РФ, биограф Чапаева:

- Широкий круг зрителей или читателей не знал правды о Чапаеве, и из этого фильма он ее и не узнает. Автор сценария дал волю своей фантазии. Разберем несколько эпизодов.

В первой серии молодой плотник Чапаев влюбляется в служанку из трактира Настю, за которой ухаживает и хозяин заведения. Между поклонниками девушки завязывается драка, Василий проламывает трактирщику голову и пускается с Настей в бега.

В ранее опубликованной литературе и в воспоминаниях участников Гражданской войны не удалось найти сведений об этом. В то же время сам Василий Иванович рассказывал комиссару Д. Фурманову, как он и Настя путешествовали по Волге, как в пути она заболела и умерла. Однако все это вызывает сомнение, которое вызвано дальнейшим знакомством с биографией Василия Ивановича.

Во второй серии Чапаев возвращается в родное село и женится на дочери мельника Пелагее. Но это противоречит многочисленным публикациям, так как отец Пелагеи «занимался писанием икон». Не удалось найти каких-либо сведений о «поручике Мальцеве», с которым якобы ссорился Чапаев. Это все выдумки, также как и тот факт, что у Чапаева был роман с дочерью полковника Мальцева, а затем и с женой Фурманова. Из опубликованных писем Фурманова и его жены известно, что она отвергала все ухаживания Чапаева.

В фильме в бригаду приезжает большая комиссия во главе с Троцким. Все идет к военному трибуналу комбрига, но в последний момент Троцкий меняет свое решение и направляет Чапаева на учебу в Военную академию. Во-первых, Троцкий не собирался отдавать Чапаева под трибунал. Во-вторых, Чапаев сам написал рапорт с просьбой направить его на учебу в академию. Из академии, как известно, Чапаев ушел сам, а не вызову Фрунзе, который в то время ничего не знал о его существовании.

Отметим также, что Чапаев не был Георгиевским кавалером, ибо документально установлено, что в годы Первой мировой войны он был награжден не четырьмя, а тремя Георгиевскими крестами и одной медалью.

Содержания сценария фильма о Чапаеве напоминает сценарий и содержание фильма о Георгии Жукове (имеется в виду сериал «Жуков» (2012) Алексея Пиманова с Александром Балуевым в главной роли), в котором прославленный полководец представлен любителем спиртного и женщин. В результате мы имеем искаженный образ маршала, а теперь и Чапаева.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.