Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Лифт от сердца к сердцу

Развлечения
В год своего 25-летнего юбилея Театр Русской драмы под руководством Михаила Щепенко открыл новый сезон премьерой спектакля с символическим названием «Лифт».
В год своего 25-летнего юбилея Театр Русской драмы под руководством Михаила Щепенко открыл новый сезон премьерой спектакля с символическим названием «Лифт». / Фото: Андрей Афанасьев, специально для «Вечерней Москвы»

Необычное действо ждало зрителей уже при входе в театр: огромный плакат-напоминание с известным изречением «отца» русского театра К.С. Станиславского – «Театр начинается с вешалки». И тут же, в фойе – целая коллекция развешанных на импровизированных веревках вешалок, разукрашенных во все цвета радуги, в цветочек, в горошек, с бабочками, озорными надписями и добрыми пожеланиями… Все это художественное великолепие изготовлено руками зрителей на мастер-классе, специально организованным перед началом спектакля, под руководством художников театра. Это не просто роспись, а специальная техника, носящая название «декупаж», когда из цветных бумажных салфеток вырезается тончайший узор, а потом, подобно кружеву, специальным клеем нанизывается на деревянную вешалку, – получается имитация рисунка. Невероятно изысканно и оригинально.

К теме Станиславского зрителям придется вернуться и в зале, когда один из действующих лиц спектакля, постоянный обитатель подъезда бомж Женя (Артур Аверин) в финале окажется артистом, которому предстоит сыграть роль бомжа, и станет доказывать, как важно, по Станиславскому, «вхождение в образ». Однако не поймут тонких аргументов Константина Сергеевича обитатели подъезда, обидятся на Женю за подлый обман. Ведь поверили ему – сначала гнали вон, вызывали участкового, потом прониклись сочувствием к бедолаге: кто куртку отдал, кто кормил, кто обзванивал бомжатники, когда он пропал…

Именно подъезд и становится ареной действия спектакля. «Подъезд – привычное и мимолетное пространство, которым начинается и заканчивается каждый будний день, – говорит автор пьесы и режиссер-постановщик спектакля молодой драматург Дмитрий Щепенко, для которого эта работа стала режиссерским дебютом. – Минутный переход от дома до внешнего мира. Выбросить мусор, поменять лампочку, достать газеты из почтового ящика – вот обычные сюжеты для такого интерьера. Но только не в этой истории»...

Здесь важен не только и не столько сам подъезд, сколько лифт, который становится местом действия, заключения, примирения, откровения… Одновременно иронично и трогательно, откровенно и деликатно исследуя повороты закоулков человеческих отношений, Дмитрий Щепенко вместе со своими опытными наставниками, помогавшими готовить эту постановку, пытаются дать ответы на извечные вопросы отцов и детей, обид и прощений, одиночества и сложностей брака. Все сходится здесь, в подъезде-перекрестке, подъезде-пристанище, подъезде-убежище. А лифт, на котором поднимаются вверх и спускаются вниз жители этой типовой многоэтажки, становится для них не только средством передвижения, но и транспортом человеческих отношений –  от сердца к сердцу.

Здесь встречаются Петр, житель 6 этажа, сыгранный самим Дмитрием Щепенко, и мальчик Витька, живущий на 12 этаже (Коля Аверин). «Тебе какой этаж?» – буднично, не собираясь заводить знакомства со случайно встреченным пареньком, спросит Петр. «Тот же, что и вам», – с готовностью ответит Витька. И окажется, что Витька едет так с каждым, кто ему подвернется, и считает это удачей, а оставшиеся этажи идет пешком, потому что весит всего 32 килограмма, а лифт поднимает лишь от 35… «Значит, ты недовесок?» – впервые улыбнется Петр, и между ними постепенно завяжется нежная, трогательная дружба: он – взрослый, не очень счастливый в браке человек, и ребенок, жизнь которого окажется во сто крат труднее, но при этом он искренне счастлив – тем, что познакомился с хорошим человеком, тем, что тот с ним поговорил, тем, что просто живет на свете. Эта недетская мудрость девятилетнего ребенка пронзает Петра и кардинально меняет его отношение к жизни.

Так же на наших глазах совершенно преображается злобная, вредная, вечно всем мстящая баба Клава (заслуженный деятель искусств России Тамара Баснина), когда ее вечный недруг Люся (заслуженная артистка РФ Валерия Полякова) решает, наконец, переехать к сыну, а квартиру сдать. Казалось бы, тут бы и возликовать бабе Клаве, но нет – для нее это трагедия, и глядя на то, как она безутешна в своем горе потери «единственной подруги», поневоле начинаешь ей сочувствовать и понимаешь, как на самом деле она несчастна и одинока. Вот она, изнанка человеческой натуры, порой глубоко скрытая от наших глаз.  

Так же по-своему одиноки и несчастны все взрослые обитатели подъезда. Когда в лифте застревают недавние молодожены Оля и Вова (Ирина Обложнова и Владимир Шашмурин), вдруг оказывается, что ехали они разводиться, потому что не смогли понять друг друга, да не очень-то и пытались. Неожиданный поворот – вмешательство в их судьбу лифтерши, которую мы не видим, но лишь слышим ее голос – оказывается судьбоносным для их брака. Из лифта они выходят немножко другими, как будто впервые услышавшими друг друга. Но, что самое важное, этот переворот каким-то образом оказывает влияние на нас, сидящих в зале, вдруг понимающих: нельзя вот так, из-за сущей ерунды двум любящим людям расставаться навсегда. Простые истины – «с любимыми не расставайтесь», «берегите друг друга» – вдруг обретают щемящее, сокровенное звучание.

Заканчивается все примирением и прощением. Все веселы, все смеются, все любят друг друга, и это дает надежду на то, что такое может быть и в нашей жизни. Бывший бомж приглашает всех на свой спектакль, хотя вживание в образ оказалось посильнее самой роли, молодые супруги остаются вместе, Клава и Люся забыли прошлые обиды, и даже обычно суровый участковый радуется вместе со всеми. Герои как будто забыли, что жизнь трудна и несправедлива, и на какое-то время стали счастливыми, понимающими друг друга людьми, общностью, соединенными в отдельно взятом подъезде. Пусть это время и короткое, но тем и волшебен театр, что он позволяет остановить мгновенье, превратить его в вечность. И нам, сидящим в зале,  кажется: так теперь будет всегда. Хотя на самом деле так не будет, и даже мудрый Витька вырастет и забудет, как это – радоваться каждому прожитому дню независимо от предложенных обстоятельств.

Хотя так хочется верить, что не забудет... 

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.