Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Александр Дольский: «Какой же я остолоп - не дал Пугачевой свои песни!»

Развлечения
Александр Дольский и Светлана Крючкова.
Александр Дольский и Светлана Крючкова. / Фото: Михаил Садчиков-младший

Выдающийся петербургский артист 9 июня представит юбилейную программу в бард-клубе «Гнездо глухаря». Накануне визита в Москву Сан Саныч (друзья и поклонники зовут его именно так!) встретился с питерским корреспондентом «Вечёрки».

- Сан Саныч, говорят, накануне красивого юбилея вы взялись за мемуары?

- Мемуары предполагают хронологическую цепочку, а вспоминать по числам и годам всегда трудно. Я себе облегчил задачу, дал полную свободу. Вспоминаю, например, об удивительных людях, с которым меня сводила судьба. Пишу: «Козловский», начинаю вспоминать, как произошло мое знакомство с Иваном Семеновичем (через отца, конечно – Александр Викторович был драматический тенор, солист оперы Свердловского академического театра, Куйбышевского театра оперы и балета), как мы встречались, как они с отцом выпивали, как я ему аккомпанировал, как он со мной разговаривал, слова, интонации. И тут же глава «Лемешев» - совершенно другой мир. Или главы: «Федоров», «Галич», «Окуджава». Пишу о своих детях: Александре, Павле, Петре, о жене Надежде Александровне. Одну из глав назвал «Балет». Еще одну - «Чайковский». Свободное плавание… Вот такая книжка, неспешно пишется…

Уже начал писать и детскую книжку… Бухтелка нямня, фарля бурлюр… И так далее. Очень веселая книжка, со стихами, путешествиями, приключениями. А на днях задумал еще книжку… В начале июня у моей английской невестки, жены среднего сына, день рождения. Мы с ней Близнецы. У меня есть внук, шести лет от роду, он в Англии живет, у него двойная фамилия Питер Уэллс-Дольский. Очаровательный мальчишка. Так вот, поздравляю я невестку, что-то пишу и внуку, и вдруг мне приходит мысль: хорошо бы написать книжку под названием «Письма английскому другу»! Тем самым, решив еще и практическую задачу: когда внук подрастет, может быть, он заинтересуется русским языком и попытается сам на русском прочитать мои письма.

И я напишу ему обо всем: о жизни, его фамильном роде, о России, Англии, о Шекспире, об Испании и Америке. О любви, отношениях между людьми. Но на таком языке, чтобы было понятно. Не на каком-то взрослом языке, а как Андрей Платонов писал свои детские рассказы. Не копируя, конечно, в своем ключе. К примеру, расскажу про балет (мать Дольского Елизавета Александровна - балерина, выпускница Ленинградского академического хореографического училища имени А.Я. Вагановой. – Прим. Авт.). Попробую объяснить, почему людям нравятся эти движения, почему они ходят в театры, смотрят, как женщины танцуют (мужчины - тоже, но, в основном, женщины), что это за красивые движения ногами, руками. С детства балерина тренирует каждую свою маленькую мышцу, каждую руку, и живот, и плечи, и шею, и ноги, все-все-все. И достигает такого умения, что движется в пространстве музыки между жизнью и воздухом. Представляете, Миша, в пространстве музыки между жизнью и воздухом…

- Проза не мешает вам писать стихи?

- Буквально вчера сочинилось новое стихотворение. Когда закончатся юбилейные концерты в Петербурге и Москве, засяду за письменный стол и буду каждый день работать. Хочу сам записать на аудио и видео все свои книги. У меня три больших книги: роман в стихах «Анна», книга сонетов, книга стихотворений (недавно вышла, там вся моя важная лирика).

- Известно, что в свободное время вы увлекаетесь живописью… А почему не используете эти работы для оформления своих книг?

- Я использую для оформления моих книг работы моего сына Павла, выпускника Академии художеств. Он художник очень интересный, можете зайти на его сайт, сами все увидите, он совершенно самостоятельная, яркая личность, у нас нет совместных выставок, он не любит присоединяться (я зашел и действительно обнаружил, что в объемном сайте ни слова от отце, только одна картина с изображением Сан Саныча -«Листающий облака» 2004 года. – Прим. Авт.). Для книги стихотворений он написал мой портрет, совершенно изумительно это сделал. А обратной стороне обложки – портрет его матери. На обложке моего романа в стихах «Анна» - портрет жены Павла, необыкновенной красавицы. А обратной стороне Павел со своим маленьким сыном. «Сонеты» тоже иллюстрированы им же.

Роман «Анна» в 2013 году вышел уже третьим изданием, и «Стихотворение» тоже в этом году вышли. Самая лучшая бумага, самый лучший шрифт. Не поделки какие-то. Не люблю, когда приезжают уважаемые авторы и продают на своих концертах тоненькие книжечки, наспех изданные, на дешевой бумаги. Какое-то в этом неуважение к своим зрителям.

- Сан Саныч, я знаю, что был такой момент, когда ваши песни очень нравились Алле Пугачевой… Она мне как-то даже рассказывала, что слушает ваши песни и плачет!

- Она вам такое говорила? Да, было такое! 

- Что же не срослось, почему Пугачева не запела Дольского?

- Я тоже ведь человек немножко странный. В те времена, если бы она спела мои песни, у меня и известность, и материальный успех были бы гораздо большие. И она ведь просила! Но я был такой – как бы это сказать! – остолоп. Не написал ей ноты, не прислал записи, ничего не сделал… Хотя встречался с ней несколько раз, показывал записи, и Алла говорила: «Вот эту песню хочу петь, вот эту!» А я так и сделал шага навстречу.

- А мотив не давать - какой был у вас?

- Да никакого – разгильдяйство!

- Может быть, вы подспудно считали, что Пугачева немножко из другого цеха?

- Да нет же! Ей нравились очень серьезные мои песни: «От прощанья до прощанья», «Сентябрь. Дожди», «А ветры закружили, завертели»… Понравилась и песня «Велосипед». Помню, Алла сказала: «Давай я эту песню твою спою – пусть знают, что я и это могу!» - такую фразу произнесла. Мне очень жалко, так получилось, что потом мы отдалились. Я песни и ноты не прислал – кому такое понравится… Мы потом встречались на каких-то общих концертах, и она уже была отстраненной. Ну да я и сам не подходил…

Это было какое-то такое есенинское высокомерие, безразличие к успеху…  Чистое русское разгильдяйство!

- Не факт, что получилось из вашего альянса что-то бы получилось!...

-Ну это не важно… Да и почему бы не получилось?! Песню «Велосипед» («Ах, как хочется в синий лес, ах, как хочется в черный бор, но мой транспорт сломался весь - я сижу и листаю альбом…») она бы могла гениально спеть… Слова Алексея Борисовича Федорова, я музыку придумал, можно сказать, народная песня. До сих пор очень нравится народу.

 - А кто из звезд эстрады пел Дольского? 

- Иосиф Кобзон пел мои «Господа офицеры», Эдуард Хиль пел, Владимир Макаров, Лев Барашков, Алла Йошпе и Стахан Рахимов. И Аркадий Исаакович Райкин пел. Но он не звезда – он гений. У меня есть фотография, где мы с ним на телевизионном «Голубом огоньке» за одним столом сидим, и там Райкин исполнял мою «Песню об актерах», где есть такие слова: «…но нет трудней среди ролей высокой роли человека». А я ему тогда аккомпанировал на гитаре (Дольский в 1979 - 1980 годах был артистом легендарного Ленинградского театра миниатюр п/р А.Райкина. – Прим. Авт.)

- Интересно, а сегодня молодые артисты приходят к вам, просят дать им песню?

- Нет, что вы, Миша! Мне кажется, мы в разных мирах уже живем. В разных временах и разных пространствах. Правда, с самого начала я жил отдельно. Понимаете, все другое, то, что я делал… Советскости не было. Хотя я люблю советское время, сам его дитя. Очень многое мне там дорого. Но в искусстве моем, и в поэзии, и музыке, не было того, что я называю (это не соцзаказ!) советскости. Даже в стихах очень талантливых Вознесенского, Евтушенко все равно какая-то советскость присутствует. Не только в выборе тем, во всем это чувствуется… Вот эти рифмы корневые, какая-то приблизительность, торопливость – мне это все несвойственно. Мне ближе то, что делали Арсений Тарковский, или Давид Самойлов, или поздний Борис Пастернак (не ранний, там у него тоже много колбасы всякой).

- А почему вы продолжаете менять уже готовые свои песни, на протяжении многих лет что-то улучшать, заменять слова, аранжировки, а иногда и мелодии, не говоря уже о вокальной манере? Я другого такого примера на эстраде, честно говоря, не знаю!

- Я пишу об этом в одном из своих предисловий. Можно сам себя процитирую (берет в руки свою книгу 2001 года): «С течением жизни меняется душа и ум, обостряется чувство правды и благородства, легче находятся простые и точные в данной атмосфере слова. Поэтому некоторые стихи, известные читателю уже давно и как стихи, и как песни, могут неожиданно показаться в отдельных строках неудобными и чужими. Это – от их жизни. Стихи живут и поэтому изменяются. Мы ведь имеем право становиться умней, добрей, лаконичней. Правда, это только мое мнение. Взгляд читателя может быть иным, я заранее уважаю его».

Действительно, есть недовольные, они даже звонят мне домой, Надежда Александровна принимает эти звонки: они возмущаются, почему я изменил что-то?! Люди привыкают к песням и вдруг слышат другие слова, другую музыку. И закипают! Надежде Александровне приходится отвечать: автор ведь еще живой, он может изменить все!

В этом есть большая доля самоиронии. Я не считаю себя совершенством, выдающимся, классиком. Знаете, как легко забронзоветь! Я считаю большим счастьем возможность изменять что-то самому в своем творчестве. Если бы Пушкин прожил лет 60-70, может быть, сам по-другому свои сборники составил, гораздо лучше. Вот ведь какая штука… А то большинство русских и советских поэтов сначала умирают, а потом уже их начинают издавать, трактовать, и все такое прочее. У меня же есть возможность самому все переделывать. Бывает, даже в песне, к которой я сам уже привык, вдруг, с течением времени, порой нескольких десятилетий, замечаю неверную интонацию, слово, еще что-то - в общем, пропеллер не туда немножко повернут. И тут же меняю. Мне этим совсем не страшно заниматься - как раз очень весело.

- И в этом нет ни капельки самоедства?!

- Какое там самоедство! Это все очень весело. Доставляет мне огромное удовольствие. Я понимаю, о чем вы говорите. Когда я начинал писать в детстве, если какие-то строчки получались, за них держался, как собака за кусок мяса. Мне казалось: вот, я написал, как здорово! Если мне кто-то говорил, что здесь что-то не так, я сразу вставал на дыбы и давай спорить! Написал, и точка! А потом пришли другие времена. В девяносто каком-то году мне дали редактора, ей показалось, что вот здесь должно быть другое слово. А я очень гибкий человек - посмотрел глазами, согласился. И мы напечатали другое слово. Но потом прошло время, смотрю - а слово-то не то. Редактор была не права. И в следующем издании я опять вернул свое слово.

Я критикуюсь легко! Вот написал вчера новое стихотворение, сразу прочитал младшему сыну. А он к чему-то прицепился, что-то ему помешало, и хотя конкретно ничего не предложил, но, оттолкнувшись от его настроения, я не просто слово поменял, а выбросил две строфы. И получилось намного лучше…

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.