Вратарница. Начало всех российских дорог
Каждый видел на Красной площади, на мостовой возле Воскресенских ворот, знак «Нулевой километр автодорог Российской Федерации». Но мало кто знает, что его появление здесь связано с давним московским обычаем — перед отъездом из города поклониться Иверской иконе Божией Матери и испросить её благословения, а по возвращении — поблагодарить за помощь и заступничество в пути...
НИКЕЙСКАЯ ВДОВА
Первые упоминания об иконе относятся ко времени царствования императора Феофила иконоборца (IX век). В пределах Никеи жила тогда благочестивая вдова, имевшая единственного сына. И была у них старая икона Божьей Матери. Однажды царский надсмотрщик вошёл в дом вдовы, увидел икону и, придя в негодование, пронзил мечом лик Пречистой Девы. Из лика — словно он принадлежал живому человеку, капля за каплей, заструилась кровь... (С тех пор на всех списках с чудотворного образа непременно пишут рану на правой ланите пречистой Девы).
Царский слуга пал на колени пред таким чудом и просил вдову скрыть икону от других иконоборцев. И та, дождавшись ночи, отправилась на взморье — поставила образ в ладью и пустила на волю волн и милость Божью... Через несколько лет святыня явилась в виду древнего грузинского монастыря Иверон на Афоне. К самому небу от неё восходил огненный столп. Несколько дней монахи безрезультатно пытались достать её из воды, после чего случилось новое чудо. Инок Гавриил увидел Божью Матерь во сне, и она, сказав, что желает дать свой образ обители, повелела ему идти по водам и принять его. Так и сделали, а по завершении трудов икону поместили в храме.
На другой день монах, первым зашедший в храм, чтобы возжечь лампады, не увидел святого образа на месте. Икону нашли позднее - висящей над вратами обители с внешней стороны монастырской стены, тотчас сняли её и торжественно вернули в храм. Так повторялось несколько раз — назавтра и в другие дни святыня к утру таинственно исчезала, и обнаруживалась висящей над вратами. До тех пор, пока Пречистая Дева не явилась всё тому же иноку Гавриилу. «Иди в монастырь — повелела она в этот раз, - и скажи монахам чтобы они более не искушали меня: не для того я прибыла, чтобы вы охраняли меня, но чтобы я охраняла вас не только в настоящей жизни, но и в будущей». Таким образом икона была оставлена на избранном ею месте - над вратами при входе в монастырь, назвав Портаитиссой или, по-нашему, Вратарницей, а по имени монастыря - Иверской. Позднее на этом месте построили небольшой храм, где и поместили святыню.
Спустя пятнадцать лет в обитель пришёл сын никейской вдовы и, узнав реликвию своей семьи, рассказал, что случилось до её опущения на воду старой вдовой. Позднее он сам постригся в монахи.
Посредством дивного образа происходили многие исцеления и чудеса, слава о нём разнеслась по всему миру. Русский путешественника Василий Григорович-Барский, приехавший в 1744 году на святую гору Афон, чтобы поклониться святыне, писал, что икона «покрыта вся, кроме лица, среброкованною позлащенною одеждою и кроме того упещрена многоценными каменьями и монетами златыми, от различных царей, князей и благородных бояр дарованными за многая Ея чудотворения, идеже и российских царей и цариц, императоров же и императриц, князей и княгинь монеты же златыя и инны дары повышены видех моими очесы».
УМНОЖЕНИЕ СПИСКОВ
В 1647 году царь Алексей Михайлович, прослышав о великих чудесах, повелел доставить ему копию святого образа. Иверский архимандрит Пахомий не замедлил исполнить просьбу и послал точный список иконы в Москву с грамотой к царю и Патриарху Никону, где объяснял, как была писана икона: «Как есми приехал в наш монастырь, собрав всю свою братию 365 братов и сотворили есьмя великое молебное пение с вечера и до света и святили есмя воду со св. мощами и святою водою обливали святую чудотворную икону Пресвятыя Богородицы старую Портаитскую и в великую лохань ту святую воду собрали и собрав паки обливали новую деку, что сделали всю от кипариснаго древа, и опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили божественную и святую литургию с великим дерзновением и после святой литургии дали ту святую воду и святыя мощи преподобному инокосвященнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святыя мощи с красками, написати святую и священную икону»... Работая, иконописец почти ничего не ел, употребляя пищу лишь по субботам и воскресеньям, а братия дважды в неделю совершала всенощные бдения.
Прибывшую в Москву 18 октября 1648 года, икону встречал сам царь Алексей Михайлович с семейством, духовенство, бояре и несчётное множество православного люда. Особенно понравилась она царице. Марья Ильинична распорядилась поставить святыню в одной из домовых церквей. От неё образ перешел к дочери Софии, позднее постриженной в Новодевичий монастырь. Там, в Новодевичьем, и хранилась икона до самой революции, после чего её перенесли в запасники Государственного исторического музея. 24 января 2009 года святыня была возвращена для поклонения в Успенский храм Новодевичьего монастыря, где и пребывает по сей день.
Примечательно, что на обратной стороне её, слева, у края, выдолблен ящичек — в точности, как у оригинальной иконы: когда-то никейская вдова положила в него три монеты, по которым впоследствии и узнан был образ, явившийся на Афоне.
В 1653 году патриарх Никон решил построить на озере Валдай обитель — в точности такую, как на святой горе, даже монашеские облачения, по его мнению, должны были соответствовать греческим образцам. На Афон был послан гонец с просьбой, чтобы с Иверской иконы там сделали новый список для созидаемой обители.
Святой образ прибыл в Москву в 1655 году. Здесь её украсили золотом, жемчугом и драгоценными камнями. По свидетельству патриарха, на ризу, убрус и венцы потратили в общей сложности 44 000 рублей. В конце 1656 года икона заняла своё место в Иверском соборном храме.
Прославившийся многими чудесами и знамениями благодати Божией список пребывал здесь до 1927 года. После исчез, и до сих пор место нахождения его неизвестно. Новой святыней восстановленной в 90-х годах обители стала копия иконы, до того хранившаяся в единственной действующей церкви Валдайского района — Петропавловской (в г. Валдай).
ВРАТАРНИЦА МОСКОВСКАЯ
Происхождение списка, что долгие годы находился в часовне при Воскресенских воротах, неизвестно. Согласно одной из версий, он был принесена в Москву в 1648 году и после торжественной встречи поставлен государем в греческий монастырь на Никольской улице, а уже затем помещен в часовню. По другой — в 1651-м, для Валдайского монастыря, но туда не доехал...
У этой иконы есть ряд особенностей. Во-первых, она гораздо больше оригинала. Что говорит скорее о том, что образ сразу предназначался для Воскресенских (тогда Неглиненских) ворот, служивших парадным въездом на Красную площадь и через нее в Кремль. Как говорится, чтоб люди видели... Кроме того, расположение её в точности повторяет афонское и оправдывает название иконы — Вратарница.
Часовню построили около 1659 года. После перестройки ворот — в 1680 году, на внешней стороне их было сделано «кружало, или печура в стене между двух проездов и к ней пристроена деревянная храмина с чуланом». Позднее на этом месте возвели новую — каменную часовню для Иверской иконы. Уже тогда чудотворившей, чтимой в народе и носимой по домам в случае надобности: для этой цели были устроены от Воскресенских ворот две кареты. Поток желающих не иссякал — записываться приходилось заранее. На первую — серебряную ризу для иконы, собирали всем миром... А в 1788 году её одели новой, золотой ризою. В 1782 году часовню опять перестроили.
С чтимого образа сделали список-заместитель (он впервые появляется в описи в 1748 году). Когда икону увозили в дом болящего — для исцеления, «заместитель» оставался в часовне для поклонения. Так было и в 1812 году, когда войско Наполеона приближалось к Москве. Преосвященный Августин, управлявшим тогда московской епархией, получил от московского главнокомандующего графа Растопчина распоряжение «немедленно выехать из Москвы по Владимирскому тракту, взяв с собою три иконы Божией Матери: Владимирской, что в Успенском соборе, Иверской и Смоленской» (по словам архимандрита Перервинского Лаврентия).
После того, как французы оставили Москву, список, бывший в часовне, пропал. Дальнейшая его участь неизвестна. Разрушенную часовню отстроили как символ победы над Наполеоном и вернули в неё чтимый образ. Так продолжалось до 1931 года, после чего и часовня, и сами ворота были снесены, а икону перенесли в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где она пребывает и сейчас.
Часовню восстановили только в 1995-м, вместо старого списка заказав у афонских монахов новый.
«Совершая ныне новое сретение Иверской иконы Божией Матери, мы твердо верим, что, как в былые времена, Пресвятая Богоматерь, которая множество раз являла свои предстательство и милосердие в бесчисленных своих иконах, не оставит и впредь град наш, страну нашу Российскую и народ ее своим покровом.» - сказал патриарх Алексий II 25 октября 1995 года, когда список в сопровождении двенадцати насельников Святой Горы был доставлен в Москву.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Икона, указующая путь
Иверская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых святынь Христианского мира. Согласно современным данным, время написания святого образа следует относить к первой половине ХI столетия. Наряду с Казанской иконой Божией Матери считается одной из самых почитаемых в России. В греческой традиции образ именуется «Портаитисса» («Вратарница»), поскольку она помещалась над воротами греческого афонского монастыря «Ивирон» (далее).