Главное
Истории
Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Эксперимент длиною в век: 7 важных этапов жизни и творчества Хуана Миро

Развлечения

Международное признание пришло к художнику благодаря его совершенно инновационному взгляду на привычное искусство. Несмотря на то, что его работы зачастую трактовались как сюрреалистические, его стиль абсолютно индивидуален. Его картины являют собой абстракцию в "чистом" виде, призывающую к раскрытию подсознательного. Образы, изображаемые им, во многом восходят к воссозданию детских воспоминаний и демонстрации национальной самобытности Каталонии.

В многочисленных интервью прессе с начала 1930-х годов Миро открыто выражал презрение к традиционным методам живописи как к техническим средствам поддержания буржуазного общества. По его мнению, главным двигателем для развития живописи было постоянное нарушение существующих застоявшихся правил и выработка новых методов и механизмов.

Лучше всего творчество Миро можно описать словами его современника Эжена Ионеско: "Когда смотришь на работающего Миро, его лицо, затем на линии, рождающиеся в процессе творчества, создается впечатление, что всё освещается одним только чувством, одновременно сдержанным и интенсивным. <…> Он захвачен своим порывом и мы уносимся вместе с ним в его порыв и его взлёт. Это довольно редкое явление - находиться в присутствии столь живительной и тонизирующей энергии.

Каждое из произведений Миро - это танцующий сад, поющий хор, опера, расцвеченная цветами, рождающимися в лучах света. Это мир - одновременно мимолётный и в то же время совершенно реальный. Сочность красок придаёт ему соответствующий акцент, содержательную выразительность. Чистейшую эмоциональность, немного ироничную, лишённую притворной слащавости. Этот дар - милость божия".

Сама жизнь художника была такой же увлекательной, как и его творчество. В ней соседствовало множество интересных и необычных моментов. "Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить важные этапы становления личности Миро.

1. Деловая юность: счётная машинка против кисти

Хуан, или Жоан, Миро-и-Ферра родился 20 апреля 1893 года в Барселоне, в семье мастера ювелирных и столярных дел, каталонца по происхождению. Мигель Миро мечтал о деловой карьере для своего сына, продолжателя семейного бизнеса. Однако с раннего возраста мальчик, которого отдали в хорошую частную школу с деловым уклоном, начал интересоваться рисованием. В 14 лет он, к ужасу отца, решил поступать в Школу изящных искусств Ла Лонха. Однако родители продолжали настаивать на своём и уговорили Хуана отправиться на бухгалтерские курсы. Некоторое время он даже проработал в качестве бухгалтера в офисе одной из компаний Барселоны, а также писарем в аптеке.

2. Нервный срыв: путёвка в мир искусства

В 17-летнем возрасте Хуан полностью отказался от делового мира после перенесённого нервного срыва, причины которого не достаточно ясны до сих пор. В это время, проведённое в поместье родителей Монтройг, молодой человек только и мог, что рисовать. Родители согласились помочь ему в его стремлении. В 1912 году 19-летнего юношу определили в частную художественную школу Франсиско Гали в Барселоне, где он начал писать первые серёзные работы. Юноша был подвержен самым разным влияниям: фовизма ("Север-Юг", 1917), кубизма, в основном проявлявшегося в портретах ("Портрет Рикара","Портрет Винсента Нубиолы", 1917), а также вдохновлялся колористикой Ван Гога и Сезанна. Первая выставка художника состоялась в 1918 году, однако его картины подверглись публичному осмеянию.

Жизнь Миро была столь же увлекательной, как и его творчество Жизнь Миро была столь же увлекательной, как и его творчество / Фото: wikipedia.org

"Портрет Винсента Нубиолы"

3. Париж: "Ферма" для Хемингуэя

Не желая больше оставаться в Испании, молодой человек, влекомый шумевшими на всю Европу выставками кубистов и сюрреалистов Парижа, отправился в 1920 году во французскую столицу, где познакомился и стал общаться с Пикассо, а затем и другими видными деятелями искусства. Во время проживания в городе на Сене Миро написал первую известную работу – "Ферма" (1921-1922), купленную Эрнестом Хемингуэем. Писатель высоко оценил индивидуальный авангардный стиль молодого художника, в котором отчётливо были видны нотки национального каталонского колорита. Вдохновение для них Миро черпал во время летних поездок в поместье родителей Монтройг, во время которых сложились многие черты и символика его стиля, пронесённые им через всё его творчество. В апреле-мае 1921 года состоялась первая небольшая парижская выставка Миро.

Эксперимент длиною в век: 7 важных этапов жизни и творчества Хуана Миро Фото: wikipedia.org

"Ферма"

4. Сюрреализм: новые перспективы развития

Постепенно фовистские и кубистские мотивы, которые ранее преобладали в творчестве молодого художника, сменились сюрреалистическими. Это произошло в 1923-1924 годы, когда он присоединился к популярному тогда течению. Некоторый символизм и "магический реализм" его предыдущих работ хорошо вписывались в контекст творчества сюрреалистов. К этому периоду относятся знаковые работы - "Вспаханное поле" (1923-24), "Охотник (Каталонский пейзаж)" (1923-24), и "Карнавал Арлекино"(1924-1925), "Собака, лающая на луну" (1926) и другие, ставшие первыми шедеврами сюрреализма Миро. Тогда же он начинает разработку своего собственного "пикториального кода". Так, в "Охотнике" фигура человека представлена настолько закодированной комбинацией признаков, что впоследствии Миро пришлось подробно разъяснять используемые знаки.

Эксперимент длиною в век: 7 важных этапов жизни и творчества Хуана Миро Фото: wikipedia.org

"Охотник (Каталонский пейзаж)"

5. Расцвет "Я": новые формы и материалы

Через пару лет работы в сюрреалистическом ключе, черты творчества художника выделились в чистый и никому иному не присущий стиль Хуана Миро, более независимый и абстрактный, чем стиль сюрреалистов. Начало этому заложили серии "Голландских интерьеров" (1928) и "Воображаемых портретов" (1929), абсолютно не похожие на что-либо ранее известное.

Эксперимент длиною в век: 7 важных этапов жизни и творчества Хуана Миро Фото: wikipedia.org

"Голландские интерьеры"

Тогда же Миро увлёкся так называемыми "коллажами", представляющими собой манипуляцию разными предметами и фактурами (дерево, металл, верёвка, бумага, холст). С 1930 года он выставлял их в Париже и Нью-Йорке, а в 1933 году выставка коллажей Миро добралась и до родной Барселоны, и была очень положительно принята публикой.

За коллажами последовали новые формы живописных произведений - одни из самых схематичных и грубых в творчестве Миро ("Голова мужчины I", 1931). В это же время начала 30-х получили начало его литографии, особенно часто создаваемые после войны, а в 1933 году был создан первый офорт ("Дафнис и Хлоя").

Ещё долгие годы художник продолжал поиски новых форм "убийства искусства", как он образно называл свои художественные эксперименты. В конце 30-х появились исполненные в новой манере автопортреты, работы "Звезда, ласкающая грудь негритянки", "Сидящая женщина I".
Во время этого периода, в 1929 году, Миро женился на Пилар Хункоса Иглесиас, уроженке Майорки, подарившей ему в 1930 году дочь Долорес.

6. Война: кисть вместо пулемёта

В 1936 году вспыхнула гражданская война в Испании. До этого Миро каждое лето ездил в родную Каталонию, но теперь вынужден был прекратить свои поездки. Но, находясь на расстоянии от места событий, Миро, хоть и предпочитал воздерживаться от явно политических комментариев в своей работе, всё же был душой с республиканцами и поддерживал их незримо с помощью своего искусства. Среди известных картин художника, посвящённых трагедии войны – как многочисленные графические произведения, созданные в Париже в 1937 году, так и так называемые "дикие" картины (1937-1939), отображающие разрушительную эстетику войны. Самая известная - "Мужчина и женщина перед кучей экскрементов" (1936).

Эксперимент длиною в век: 7 важных этапов жизни и творчества Хуана Миро Фото: wikipedia.org

"Мужчина и женщина перед кучей экскрементов"

В это время Миро, ютящийся с семьёй по нищим парижским квартиркам, предчувствует близость общеевропейской войны. В 1937 году появляется картина "Натюрморт со старым ботинком", призванная показать образы нищеты, голода и лишений европейцев. Выполненная на заказ стенная живопись для испанского павильона прошедшей в 1937 году Всемирной выставки в Париже - "Косарь"– отражает ту же тему. Также для Выставки был нарисован экспрессивный антифашистский плакат "Помогите Испании!".

Эксперимент длиною в век: 7 важных этапов жизни и творчества Хуана Миро Фото: wikipedia.org

"Натюрморт со старым ботинком"

В 1939 году после того, как вторжение Германии во Францию приняло угрожающие размеры, Миро переехал в городок Варанжевиль в Нормандии. С этим местечком связано плодотворное время в его творчестве (начало работы над знаменитыми "Созвездиями"). 20 мая 1940 года Миро с семьёй бежал в Испанию, которая в то время уже находилась под контролем Франко, и поселился в своём фамильном поместье Монтройг. Он продолжил работу над "Созвездиями", одной из самой красивой в его творчестве серией из 23 гуашей, на тему небесного символизма. В них не было и следа от трагедии войны: только женщины, птицы, луна. Эти образы призывали к гармонии, миру и единению с космосом и природой.

Эксперимент длиною в век: 7 важных этапов жизни и творчества Хуана Миро Фото: wikipedia.org

"Созвездия"

7. Послевоенные техники: керамика, скульптура, большие форматы

В 1942 году Миро вернулся в Барселону. Он продолжал заниматься живописью и графикой, однако в 1944 году вновь проснулся интерес к литографии, а затем любознательный художник решил заняться керамикой, договорившись о сотрудничестве с испанским мастером Артигасом.

Экспрессивный и довольно геометричный стиль Миро был легко адаптируем под монументальные формы, и постепенно художник начал переходить к большим и объёмным форматам. В 1954-1959 годах он, в сотрудничестве с Артигасом, создавал свои первые керамические произведения. Кроме того, он участвовал в создании масштабных стенных панно для здания ЮНЕСКО в Париже (1958) и для Гарварда (1960). В 1959 году Андре Бретон предложил Миро представлять Испанию на выставке в Париже, посвящённой наследию сюрреализма. Миро создал серию скульптур и керамики для сада в Сен-Поль-де-Ванс, которая была завершена в 1964 году.

В конце 60-х - начале 70-х практически всё своё внимание Миро начал уделять скульптуре и росписи по камню и создал множество прекрасных пластических композиций: "Солнце и Луна", "Лунная птица", "Ласки птицы", "Женщина и птица", "Мисс Чикаго".

Эксперимент длиною в век: 7 важных этапов жизни и творчества Хуана Миро Фото: wikipedia.org

"Женщина и птица"

В 1983 году 90-летний Хуан Миро, страдавший от болезни сердца, умер в своём доме на Пальма-де-Майорка. После своей смерти великий мастер оставил около 2000 картин, 500 скульптур, 400 керамических работ, 5000 рисунков и коллажей и активно функционирующие Фонды Хуана Миро в Барселоне и на Майорке.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.