Эксперимент длиною в век: 7 важных этапов жизни и творчества Хуана Миро
Международное признание пришло к художнику благодаря его совершенно инновационному взгляду на привычное искусство. Несмотря на то, что его работы зачастую трактовались как сюрреалистические, его стиль абсолютно индивидуален. Его картины являют собой абстракцию в "чистом" виде, призывающую к раскрытию подсознательного. Образы, изображаемые им, во многом восходят к воссозданию детских воспоминаний и демонстрации национальной самобытности Каталонии.
В многочисленных интервью прессе с начала 1930-х годов Миро открыто выражал презрение к традиционным методам живописи как к техническим средствам поддержания буржуазного общества. По его мнению, главным двигателем для развития живописи было постоянное нарушение существующих застоявшихся правил и выработка новых методов и механизмов.
Лучше всего творчество Миро можно описать словами его современника Эжена Ионеско: "Когда смотришь на работающего Миро, его лицо, затем на линии, рождающиеся в процессе творчества, создается впечатление, что всё освещается одним только чувством, одновременно сдержанным и интенсивным. <…> Он захвачен своим порывом и мы уносимся вместе с ним в его порыв и его взлёт. Это довольно редкое явление - находиться в присутствии столь живительной и тонизирующей энергии.
Каждое из произведений Миро - это танцующий сад, поющий хор, опера, расцвеченная цветами, рождающимися в лучах света. Это мир - одновременно мимолётный и в то же время совершенно реальный. Сочность красок придаёт ему соответствующий акцент, содержательную выразительность. Чистейшую эмоциональность, немного ироничную, лишённую притворной слащавости. Этот дар - милость божия".
Сама жизнь художника была такой же увлекательной, как и его творчество. В ней соседствовало множество интересных и необычных моментов. "Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить важные этапы становления личности Миро.
1. Деловая юность: счётная машинка против кисти
Хуан, или Жоан, Миро-и-Ферра родился 20 апреля 1893 года в Барселоне, в семье мастера ювелирных и столярных дел, каталонца по происхождению. Мигель Миро мечтал о деловой карьере для своего сына, продолжателя семейного бизнеса. Однако с раннего возраста мальчик, которого отдали в хорошую частную школу с деловым уклоном, начал интересоваться рисованием. В 14 лет он, к ужасу отца, решил поступать в Школу изящных искусств Ла Лонха. Однако родители продолжали настаивать на своём и уговорили Хуана отправиться на бухгалтерские курсы. Некоторое время он даже проработал в качестве бухгалтера в офисе одной из компаний Барселоны, а также писарем в аптеке.
2. Нервный срыв: путёвка в мир искусства
В 17-летнем возрасте Хуан полностью отказался от делового мира после перенесённого нервного срыва, причины которого не достаточно ясны до сих пор. В это время, проведённое в поместье родителей Монтройг, молодой человек только и мог, что рисовать. Родители согласились помочь ему в его стремлении. В 1912 году 19-летнего юношу определили в частную художественную школу Франсиско Гали в Барселоне, где он начал писать первые серёзные работы. Юноша был подвержен самым разным влияниям: фовизма ("Север-Юг", 1917), кубизма, в основном проявлявшегося в портретах ("Портрет Рикара","Портрет Винсента Нубиолы", 1917), а также вдохновлялся колористикой Ван Гога и Сезанна. Первая выставка художника состоялась в 1918 году, однако его картины подверглись публичному осмеянию.
"Портрет Винсента Нубиолы"
3. Париж: "Ферма" для Хемингуэя
Не желая больше оставаться в Испании, молодой человек, влекомый шумевшими на всю Европу выставками кубистов и сюрреалистов Парижа, отправился в 1920 году во французскую столицу, где познакомился и стал общаться с Пикассо, а затем и другими видными деятелями искусства. Во время проживания в городе на Сене Миро написал первую известную работу – "Ферма" (1921-1922), купленную Эрнестом Хемингуэем. Писатель высоко оценил индивидуальный авангардный стиль молодого художника, в котором отчётливо были видны нотки национального каталонского колорита. Вдохновение для них Миро черпал во время летних поездок в поместье родителей Монтройг, во время которых сложились многие черты и символика его стиля, пронесённые им через всё его творчество. В апреле-мае 1921 года состоялась первая небольшая парижская выставка Миро.
"Ферма"
4. Сюрреализм: новые перспективы развития
Постепенно фовистские и кубистские мотивы, которые ранее преобладали в творчестве молодого художника, сменились сюрреалистическими. Это произошло в 1923-1924 годы, когда он присоединился к популярному тогда течению. Некоторый символизм и "магический реализм" его предыдущих работ хорошо вписывались в контекст творчества сюрреалистов. К этому периоду относятся знаковые работы - "Вспаханное поле" (1923-24), "Охотник (Каталонский пейзаж)" (1923-24), и "Карнавал Арлекино"(1924-1925), "Собака, лающая на луну" (1926) и другие, ставшие первыми шедеврами сюрреализма Миро. Тогда же он начинает разработку своего собственного "пикториального кода". Так, в "Охотнике" фигура человека представлена настолько закодированной комбинацией признаков, что впоследствии Миро пришлось подробно разъяснять используемые знаки.
"Охотник (Каталонский пейзаж)"
5. Расцвет "Я": новые формы и материалы
Через пару лет работы в сюрреалистическом ключе, черты творчества художника выделились в чистый и никому иному не присущий стиль Хуана Миро, более независимый и абстрактный, чем стиль сюрреалистов. Начало этому заложили серии "Голландских интерьеров" (1928) и "Воображаемых портретов" (1929), абсолютно не похожие на что-либо ранее известное.
"Голландские интерьеры"
Тогда же Миро увлёкся так называемыми "коллажами", представляющими собой манипуляцию разными предметами и фактурами (дерево, металл, верёвка, бумага, холст). С 1930 года он выставлял их в Париже и Нью-Йорке, а в 1933 году выставка коллажей Миро добралась и до родной Барселоны, и была очень положительно принята публикой.
За коллажами последовали новые формы живописных произведений - одни из самых схематичных и грубых в творчестве Миро ("Голова мужчины I", 1931). В это же время начала 30-х получили начало его литографии, особенно часто создаваемые после войны, а в 1933 году был создан первый офорт ("Дафнис и Хлоя").
Ещё долгие годы художник продолжал поиски новых форм "убийства искусства", как он образно называл свои художественные эксперименты. В конце 30-х появились исполненные в новой манере автопортреты, работы "Звезда, ласкающая грудь негритянки", "Сидящая женщина I".
Во время этого периода, в 1929 году, Миро женился на Пилар Хункоса Иглесиас, уроженке Майорки, подарившей ему в 1930 году дочь Долорес.
6. Война: кисть вместо пулемёта
В 1936 году вспыхнула гражданская война в Испании. До этого Миро каждое лето ездил в родную Каталонию, но теперь вынужден был прекратить свои поездки. Но, находясь на расстоянии от места событий, Миро, хоть и предпочитал воздерживаться от явно политических комментариев в своей работе, всё же был душой с республиканцами и поддерживал их незримо с помощью своего искусства. Среди известных картин художника, посвящённых трагедии войны – как многочисленные графические произведения, созданные в Париже в 1937 году, так и так называемые "дикие" картины (1937-1939), отображающие разрушительную эстетику войны. Самая известная - "Мужчина и женщина перед кучей экскрементов" (1936).
"Мужчина и женщина перед кучей экскрементов"
В это время Миро, ютящийся с семьёй по нищим парижским квартиркам, предчувствует близость общеевропейской войны. В 1937 году появляется картина "Натюрморт со старым ботинком", призванная показать образы нищеты, голода и лишений европейцев. Выполненная на заказ стенная живопись для испанского павильона прошедшей в 1937 году Всемирной выставки в Париже - "Косарь"– отражает ту же тему. Также для Выставки был нарисован экспрессивный антифашистский плакат "Помогите Испании!".
"Натюрморт со старым ботинком"
В 1939 году после того, как вторжение Германии во Францию приняло угрожающие размеры, Миро переехал в городок Варанжевиль в Нормандии. С этим местечком связано плодотворное время в его творчестве (начало работы над знаменитыми "Созвездиями"). 20 мая 1940 года Миро с семьёй бежал в Испанию, которая в то время уже находилась под контролем Франко, и поселился в своём фамильном поместье Монтройг. Он продолжил работу над "Созвездиями", одной из самой красивой в его творчестве серией из 23 гуашей, на тему небесного символизма. В них не было и следа от трагедии войны: только женщины, птицы, луна. Эти образы призывали к гармонии, миру и единению с космосом и природой.
"Созвездия"
7. Послевоенные техники: керамика, скульптура, большие форматы
В 1942 году Миро вернулся в Барселону. Он продолжал заниматься живописью и графикой, однако в 1944 году вновь проснулся интерес к литографии, а затем любознательный художник решил заняться керамикой, договорившись о сотрудничестве с испанским мастером Артигасом.
Экспрессивный и довольно геометричный стиль Миро был легко адаптируем под монументальные формы, и постепенно художник начал переходить к большим и объёмным форматам. В 1954-1959 годах он, в сотрудничестве с Артигасом, создавал свои первые керамические произведения. Кроме того, он участвовал в создании масштабных стенных панно для здания ЮНЕСКО в Париже (1958) и для Гарварда (1960). В 1959 году Андре Бретон предложил Миро представлять Испанию на выставке в Париже, посвящённой наследию сюрреализма. Миро создал серию скульптур и керамики для сада в Сен-Поль-де-Ванс, которая была завершена в 1964 году.
В конце 60-х - начале 70-х практически всё своё внимание Миро начал уделять скульптуре и росписи по камню и создал множество прекрасных пластических композиций: "Солнце и Луна", "Лунная птица", "Ласки птицы", "Женщина и птица", "Мисс Чикаго".
"Женщина и птица"
В 1983 году 90-летний Хуан Миро, страдавший от болезни сердца, умер в своём доме на Пальма-де-Майорка. После своей смерти великий мастер оставил около 2000 картин, 500 скульптур, 400 керамических работ, 5000 рисунков и коллажей и активно функционирующие Фонды Хуана Миро в Барселоне и на Майорке.