Главное
Карта событий
Смотреть карту
Приметы и советы
Сторис
Квадробика

Квадробика

Как готовились к школе в СССР?

Как готовились к школе в СССР?

Как отдыхали в пионерских лагерях?

Как отдыхали в пионерских лагерях?

Где загорали летом в советской Москве?

Где загорали летом в советской Москве?

ДР панды Катюши

ДР панды Катюши

Как менялась школьная форма в России?

Как менялась школьная форма в России?

Борщевик

Борщевик

Самые необычные пляжи мира

Самые необычные пляжи мира

Популярные летние напитки в СССР

Популярные летние напитки в СССР

Какую еду брали в дорогу в СССР?

Какую еду брали в дорогу в СССР?

Человеческая комедия: 7 главных фильмов Роберта Олтмена

Развлечения
20 февраля 1925 года в Канзас-Сити родился выдающийся американский кинорежиссёр и сценарист Роберт Олтмен.

В детстве Олтмен обучался в иезуитских школах, а в возрасте 18 лет был призван армию - в качестве пилота он совершил полсотни боевых вылетов на бомбардировщике. Позже Роберт поступил в университет Миссури, где создал и запатентовал аппарат для татуирования собак с целью их идентификации. В это же время он увлёкся написанием сценариев, первым из которых стал "Телохранитель", по которому Ричард Флейшер снял одноимённый фильм (1948). На волне первого успеха Олтмен переехал в Нью-Йорк и некоторое время занимался писательством. Неудача на литературном поприще заставила его вернуться в Канзас-Сити, где он начал снимать короткометражные документальные фильмы - за пять лет их количество достигло 65.

В 1957 году Олтмен снял документальный фильм "История Джеймса Дина" и первую художественную картину "Правонарушители", однако следующей полнометражки пришлось ждать долгих 11 лет - фантастическая драма "Обратный отсчёт" (1968), поставленная по мотивам романа Хэнка Сирлса "Проект "Пилигрим", являла собой вольную трактовку событий, касающихся космической гонки. Не найдя общего языка с продюсерами, перед окончательным монтажом картины режиссёр был отстранён от работы. Следующим проектом Олтмена стала драма "Тот холодный день в парке" (1969).

В 1970 году, когда режиссёру исполнилось 45 лет, он получил "Золотую пальмовую ветвь" Каннского за чёрную комедию "Военно-полевой госпиталь", выведшую Олтмена в режиссёры первой величины. Крупнейшие студии пытались заинтересовать его коммерческими проектами, однако он предпочёл обратиться к экспериментальному сюрреализму, сняв фильм "Брюстер Маклауд" (1970). Одним из высших достижений Нового Голливуда стал исторический фильм "Маккейб и миссис Миллер" (1971), в котором режиссёр пересмотрел многие штампы голливудского вестерна с позиции натурализма.

На протяжении всех 1970-х Олтмен методично разрушал сложившиеся стереотипы популярных голливудских жанров, возвращая событиям и героям их далёкое от киноглянца содержание. Успехом у зрителей пользовались такие его фильмы, как психологический триллер "Образы" (1972), экранизация романа Рэймонда Чандлера "Долгое прощание" (1973), гангстерская драма "Воры как мы" (1974), мистический артхаус "Три женщины" (1977) и своеобразный памятник музыке кантри "Нэшвилл" (1975), претендовавший на "Оскар" в пяти номинациях.

Провал музыкальной комедии "Попай" (1980) вынудил Олтмена продать собственную студию Lion’s Gate и порвать с Голливудом. В 1980-е режиссёр работал преимущественно в бродвейских театрах, но не забывал и о кино - в эти годы он снял пронзительную военную драму "Неудачники" (1983) и экранизацию пьесы Сэма Шепарда "Почему дураки влюбляются" (1985). В 1990 году на экраны вышел биографический фильм "Винсент и Тео", а два года спустя - "Игрок", сняться в котором бесплатно согласились 66 знаменитостей. Эта картина принесла Олтмену Гран-При и приз МКФ. Следующий фильм, "Нарезка кадров" (1993), был удостоен "Золотого льва" Венецианского фестиваля и назван самой сильной работой режиссёра со времён "Нэшвилла".

Громким проектом стала картина "Высокая мода" (1994), в которой приняли участие многочисленные европейские и голливудские суперзвёзды: Софи Лорен, Марчелло Мастроянни, Анук Эме, Жан Рошфор, Лорен Бэколл, Руперт Эверетт, Джулия Робертс, Тим Роббинс, Ким Бейсингер, Шер, Бьорк и многие другие. Критическое отношение к миру моды вовлекло режиссёра в череду судебных разбирательств, не помешавших ему снять ностальгический фильм "Канзас-Сити" (1996). Сравнительным успехом пользовалась романтическая комедия "Доктор "Т" и его женщины" (2000), но настоящим возвращением для Олтмена стала историческая картина "Госфорд-парк" (2001), удостоенная премии "Оскар" за лучший сценарий. После этого он поставил фильм "Труппа" (2003) с Нив Кэмпбелл и Малкольмом Макдауэллом и трагикомедию "Компаньоны" (2006) с Мэрил Стрип и Томми Ли Джонсом. 20 ноября 2006 года Олтмен умер в результате осложнений, вызванных лейкемией. Незадолго до этого ему был вручён почётный "Оскар" за вклад в развитие кинематографа.

"Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить главные фильмы одного из крупнейших режиссёров Нового Голливуда.

"Военно-полевой госпиталь" (MASH, 1970)

Чёрная комедия, поставленная по роману Ричарда Хукера, была признана критиками одним из самых ярких антивоенных фильмов за всю историю Голливуда. Фильм повествует о жизни полевого госпиталя в условиях корейской войны, являя зрителям обаятельных "антигероев" - капитана Пирса по прозвищу "Ястребиный Глаз" (Дональд Сазерленд) и капитана Форреста (Том Скерритт), которые с первых же кадров демонстрируют полное равнодушие к уставам и армейскому распорядку. Изначально ничто не предвещало большого успеха - при подборе актёров режиссёр и продюсер ориентировались не на звёзд, а на хорошую команду, которая исполнит то, что они задумали. Олтмен намеревался снять ортодоксальный фильм, нарушив при этом неписанные законы жанра - в частности, он всячески поощрял актёрскую импровизацию, экспериментировал с камерой и звуковым сопровождением. Тема бессмысленных жертв, бунтарский дух конца 1960-х годов и смешение жанров привлекли большое внимание публики и критики, в результате чего картина была удостоена ряда наград, в том числе "Золотой пальмовой ветви" и "Оскара", а также послужила основой для популярного одноимённого телесериала. Собрав в прокате свыше 80 миллионов долларов, Олтмен получил своеобразный "карт-бланш", обеспечивающий ему широкую свободу для творчества, а Сазерленд стал одним из наиболее востребованных актёров десятилетия. В 1977 году "МЭШ" был издан на VHS, попав в первые 50 фильмов, выпущенных для домашнего видео студией 20th Century Fox.

[OBJ Трейлер фильма "Военно-полевой госпиталь" (1970, на английском языке)]

"Маккейб и миссис Миллер" (McCabe & Mrs. Miller, 1971)

Вашингтон, 1902 год. В глухое шахтёрское поселение Пресбитериан-Чёрч приезжает таинственный игрок в карты по имени Джон Маккейб (Уоррен Битти), о котором ходят слухи, что он когда-то застрелил знаменитого бандита. Скопив некоторое состояние, Маккейб открывает в городке салун, игорный дом и публичный дом, в чём ему помогает обладающая недюжинной деловой хваткой проститутка Констанс Миллер (Джули Кристи). Крупная горнодобывающая компания предлагает Маккейбу купить его бизнес, но тот запрашивает слишком высокую цену и к нему присылают троих наёмных убийц… В этом фильме Олтмен буквально вывернул Дикий Запад наизнанку: вместо палящего солнца мы видим холод, грязь и слякоть, вместо бескрайних прерий - тесноту убогого городка, вместо ярких цветов - коричневый, зелёный и серый. Характерная для вестернов духоподъёмная музыка была заменена на заунывные фолк-баллады Леонарда Коэна. Грубо говоря, режиссёр снял первый в истории "антивестерн". Первоначально реакция на фильм была слабой, но со временем "Маккейб и миссис Миллер" был признан одной из самых значимых картин в истории жанра, а Библиотека конгресса внесла его в Национальный реестр наиболее значимых американских фильмов.

[OBJ Трейлер фильма "Маккейб и миссис Миллер" (1971, на английском языке)]

"Образы" (Images, 1972)

Главной темой этого загадочного и удивительно красивого психологического триллера, в котором Олтмен использовал отрывки из детской книги Сюзанны Йорк "В поисках единорогов", стало исследование внутреннего мира женщины среднего возраста. Семейная пара (Йорк и Рене Обержонуа) приезжает в свой загородный дом, расположенный удалённом от цивилизации живописном месте. Муж пребывает в хорошем расположении духа и не обращает внимания на то, что с его женой происходит нечто странное. Тем временем её начинают посещать навязчивые видения, в которых ей являются бывшие любовники. Медленно, но верно, картина приближается к трагической и размытой развязке. Олтмен предложил зрителям самостоятельно собрать разбросанные части паззла и составить свою версию происходящего, используя при этом все возможные средства - вплоть до финальных титров. "Образы" во многом опередили своё время, "разрыхлив почву" для таких режиссёров, как Дэвид Линч.

[OBJ Фрагмент из фильма "Образы" (1972)]

"Нэшвилл" (Nashville, 1975)

Один из ключевых фильмов в карьере Олтмена представляет собой переплетения жизней 24 персонажей на фоне 27 музыкальных номеров, образующих многослойную панораму Нэшвилла - столицы музыки кантри. Изначально предложенный режиссёру сюжет оставил его равнодушным, однако вскоре он проникся своеобразной аурой южного штата и снял ни с чем несравнимое кино, в котором напрочь отсутствуют главные герои. Путаный сценарий по ходу съёмок дорабатывался Олтменом и актёрами, многие из которых самостоятельно написали свои музыкальные номера. "Нэшвилл" был удостоен пяти номинаций на "Оскар" и вошёл в Национальный реестр наиболее значимых фильмов. По результатам опроса 846 кинокритиков всего мира, он входит в лучшую сотню картин в истории кинематографа.

[OBJ Трейлер фильма "Нэшвилл" (1975, на английском языке)]

"Три женщины" (3 Women, 1977)

Молодая наивная девушка Пинки Роуз (Сисси Спейсек) поступает на работу в частную клинику, где знакомится с харизматичной, но невероятно странной девушкой Милли Ламморо (Шелли Дюваль), и занимает освободившееся место в снимаемой ей квартире. Хозяйкой жилого комплекса является беременная художница Уилли, загадочная личность которой не даёт Пинки покоя. Постепенно все три женщины вовлекаются в непростые эмоциональные отношения, итогом которых становится их фантастическое преображение. Как и предыдущие картины Олтмена, "Три женщины" переполнены звуками, образами и обилием второстепенных персонажей. Картина насыщена многочисленными подсказками, многие из них имеют свойство всплывать при повторных просмотрах.

[OBJ Трейлер фильма "Три женщины" (1977, на английском языке)]

"Винсент и Тео" (Vincent & Theo, 1990)

Трагическая история жизни Винсента Ван Гога (Тим Рот), фокусирующаяся на его взаимоотношениях со своим братом Теодором (Пол Рис), который помогал и поддерживал художника на протяжении всей жизни. Американские критики, которые в 1980-е вынудили Олтмена оставить Голливуд, неожиданно принялись воздавать хвалу этой красочной биографии, в первую очередь отмечая её нетипичность и актёрскую игру. Многие из них выразили мнение, что режиссёр снял свой самый личный фильм.

[OBJ Фрагмент из фильма "Винсент и Тео" (1990)]

"Высокая мода" (Pret-a-Porter, 1994)

За кулисами показов, проходящих в рамках парижской недели моды, разворачивается несколько исключительно "человеческих" историй: двое случайно познакомившихся журналистов переживают нечто вроде "медового месяца", сын владелицы дома моды в тайне от матери продаёт семейное дело сапожнику из Техаса, редактора модных журналов добиваются контракта с престижным фотографом, а прибывший из Москвы итальянский коммунист (Марчелло Мастроянни) становится случайным свидетелем смерти организатора показа и вновь встречает свою давнюю любовь (Софи Лорен). В 1994 году картина получила приз Национального совета обозревателей за актёрский ансамбль - в списке награждённых было упомянуто 28 имён.

[OBJ Трейлер фильма "Высокая мода" (1994, на английском языке)]

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Сердце ангела: 7 главных фильмов Алана Паркера

5 главных фильмов Милоша Формана

Приметы и советы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.