Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Икона - это душа, характер народа

Развлечения
Репродукция иконы "Архангел Михаил", (ок. 1394 г.) Андрей Рублев. Государственная Третьяковская галерея
Репродукция иконы «Архангел Михаил», (ок. 1394 г.) Андрей Рублев. Государственная Третьяковская галерея / Фото: РИА Новости
Удивительная фигура не только в истории Русской Православной Церкви, но и всей русской культуры, Андрей Рублев был канонизирован относительно недавно, в 1988 году. Иконографии его, понятно, не существовало. И современным мастерам пришлось потрудиться, создавая образ преподобного «с нуля».

Процесс этот долгий и трудоемкий, ведь задача не просто изобразить лик похожим на оригинал, но зашифровать в иконе всю жизнь святого. Ведь в каком-то смысле это «справочник», где символически изображены наиболее важные события, в идеальном случае — житие полностью.

Но чтобы иметь возможность таким «справочником» пользоваться, надо долго и скрупулезно изучать детали, нюансы. Всю жизнь, как это делал Рублев. Поэтому современные мастера иконописи, в отличие от преподобного, не рискуют привносить в работу свой собственный опыт. В основном, копируют старых мастеров. Не от неумения — от незнания, откуда часто проистекают ошибки и неточности. А сходство... сходство при этом не так уж и важно. Посмотрите, сколько великих икон написано неумелой ученической рукой! И чудотворят при этом, и мироточат, и глаз не оторвать...

Потому что, икона — это не картина. В тот момент, когда иконописец, завершив лик, подписывает его именем святого, появляется связь изображенного с первообразом. Чтобы усилить эффект присутствия, соединения земного с внеземным, мастера византийской и древнерусской школ иконописи использовали обратную перспективу, при которой предметы по мере удаления от наблюдателя не уменьшаются, а наоборот — увеличиваются.

То, что руки святых кажутся чересчур большими, лица непропорциональными, позы неестественными — вовсе не говорит о том, что иконописец не был знаком с основами живописи. Это — результат обратной перспективы. Когда условный центр пересечения линий находится не где-то за горизонтом, а внутри человека. В самом его сердце, соединяя его с горним миром.

Кстати, раньше не было традиции освящать иконы, как это принято сейчас. Готовую работу показывали батюшке, который — если все правильно — разрешал ее подписать. С этого момента все — с иконой больше ничего делать нельзя, ни дорисовывать, ни исправлять ошибки... С этого момента икона перестает быть просто портретом. Становится образом.

Конечно, икона - это прежде всего предмет религиозного культа. Предмет мистический, духовный, недоступный для понимания многих. Однако икона - это и культурное достижение и достояние страны, ее гордость.

Икона — душа, характер народа, выразитель самой его сути. Скажем, лики работы византийских мастеров — суровые, даже грозные. А русский иконописный стиль, сформировавшийся во многом благодаря преподобному Андрею Рублеву, отличается мягкостью, добротой, спокойствием. Я бы даже сказала — сердечностью. У нас не Господь, у нас — Боженька...

И Он, конечно, всех нас любит и всех нас спасет. И мы его любим, потому что Отец. И именно это — любовь к Богу, а не страх перед ним, ожидание милости, а не кары, во взглядах святых на русских иконах.

 

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.