Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Сквозь шекспировские тернии к космической опере

Развлечения
Мировая премьера оперы композитора Александра Маноцкова «Титий Безупречный», написанной по одноименной пьесе драматурга Максима Курочкина. 
Мировая премьера оперы композитора Александра Маноцкова «Титий Безупречный», написанной по одноименной пьесе драматурга Максима Курочкина.  / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»
В субботу, 4 апреля, в Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского состоялась мировая премьера оперы Александра Маноцкова «Титий Безупречный» в постановке режиссера Владимира Мирзоева.

Основой оперы, созданной по заказу театра, стала одноименная пьеса драматурга Максима Курочкина, написанная в 2008 году в рамках международного проекта Шекспировского Королевского театра и театра Royal Court. Тогда нескольким драматургам предложили создать тексты с шекспировскими аллюзиями, и Курочкин написал абсолютно оригинальное произведение, выбрав в качестве ориентира самую раннюю и самую кровавую трагедию Шекспира «Тит Андроник».

Действие «Тития Безупречного» происходит в далеком будущем, которое в воплощении сценографа Александра Лисянского напоминает прошлое. Слева и справа на сцену сверху смотрят химеры – точные копии тех, что украшают собор Парижской Богоматери. На заднике в первом действии – античный бог, который во втором действии трансформируется и станет напоминать Дарта Вейдера, героя «Звездных войн». Кстати, сам режиссер, Владимир Мирзоев, называет «Тития Безупречного» «космической оперой».

Ее сюжет непрост и требует подсказок программки с либретто. Итак, далекое будущее. Земляне, покорив Вселенную, оказались в экзистенциальном тупике и беспросветном кризисе. Однако власти уверены, что мир можно спасти, но для этого надо расшифровать некий смысл, зашифрованный в литературе и искусстве. Некоему капитану, космонавту, который раньше истреблял новые формы разумной жизни в космосе, теперь нужно ходить в театр и читать комиксы, чтобы помочь найти рецепт спасения человечества. Капитану показывают оперу «Титий Безупречный», в которой генеральный бюрократ Архитектон отрекся от власти, а его преемником был назначен колонизатор космоса Титий, прозванный безупречным за преданность системе.

Но и Титий отрекается от власти, предлагая на свое место клерка Субурия. Однако просто высокая должность кажется Субурию недостаточной, и он решает уничтожить Тития. Во втором акте он сначала арестовывает одного сына Тития, затем обвиняет остальных сыновей своего врага в тайном сговоре. Титий отрекается от сыновей и продолжает оставаться безупречным для системы. И только после того, как посланец Субурия убивает жену Тития, Титий в ответ убивает посланца. Так Титий перестает быть безупречным и умирает, а власть достается Архитектону, который даже не вступал в борьбу за должность. После этого опера в опере завершается, и у Капитана спрашивают, что же он все-таки понял.

Опера заканчивается вопросом, с которым остается разбираться зрителям. Впрочем, им остаются и другие вопросы, потому что с восприятием текста программка помочь, увы, не может.

К сожалению, прозаичный текст Курочкина, невероятно смешной и остроумный, оказавшись переложенным на далеко не простую музыку Маноцкова, не везде «играет», а местами и вовсе оказывается недоступен уху зрителей. И происходит это несмотря на все старания актеров Театра Покровского, которые справляются не только с вокальными, но и с пластическими, и с драматическими задачами. Музыкальная архитектура Маноцкова структурирует пьесу, но пока остается ощущение конфликта самого текста и его воплощения, решить который действие не помогает.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир Мирзоев, режиссер

- Я часто ставил произведения классиков - Гоголя, Шекспира, Чехова, Мольера. И теперь, поставив пьесу Максима Курочкина, я понял, как ошибался. Надо ставить современных драматургов и композиторов. Возможность музыкального театра – иметь кристаллическую форму организованного времени, и в это время вписываются все смыслы и эмоции, поэтому я люблю оперу. Опера Александра Маноцкова – космическая опера в буквальном смысле. Так в американском кино определяют жанр «Звездных войн» или сериала «Дюна (режиссер Дэвида Линч). По-моему, именно Линч – с его фрейдизмом, синтезом мифологии, мистики и пародии вдохновил драматурга Максима Курочкина. Тем более, что черный юмор и абсурд всегда хорошо работают в отечественном Зазеркалье – слишком уж ирреальна порой наша реальность.

Александр Маноцков, композитор

- Получается, что в опере два фантастических мира, театр в театре. Первый, как бы «настоящий» мир, решен практически без участия оркестра. Второй, основной мир — опера, которую показывают герою (и публике заодно) — с оркестром, сольными и ансамблевыми номерами и т.п. В финале «опера в опере» как бы уже закончилась, но оркестр и музыкальный материал остаются с героями — они изменились и уже не могут «выйти из оперы».

 

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.