Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Мне есть куда возвращаться. Поэт Владимир Вишневский — о нашем времени и его ценностях

Развлечения
Большинство воспринимают его как весельчака и юмориста. Копнувшие чуть глубже - считают философом. Две новые его книги – «Акын ONLINE, или Любимая, я знаю, ты в сети» и «Книга №1. Ноу-хаус» вызвали настоящую «битву рецензий», в которой восторженные отзывы сошлись в схватке со злобной критикой. А какой он на самом деле, поэт Владимир Вишневский, чем живет и насколько соответствует устоявшемуся представлению о нем? Это мы и попытались выяснить.

ПОНЯТЬ И... ПЕРЕПОСТИТЬ

– Владимир, по мнению одних людей, вы - «живой классик». Для других – «бонвиван», юморист. И даже блогер! Для третьих – поэт, без всяких оговорок. Классик. Весьма цитируемый. Говорят, по вашим произведениям защитили диссертацию… А в последних книгах вы явно претендуете на место философа и серьезного исследователя языка… Вы - кто?

– Кстати, про диссертацию - правда! Она называлась «Лингвистические особенности идиостиля В.П. Вишневского», - о, я так много о себе узнал!.. Я, конечно, никакой не блогер, , но не скрываю, что продвинуто- сетевая жизнь меня несколько захватила… Ну не вплоть до «подсесть», но я себя т а м разместил. Я простодушно использую эту возможность прокукарекать что-то свое и о себе - и выложить в сеть новость - это да. (Как мне замолчать, что, у меня вышла книга!?) Или чтоб я не поделился тем, чем впечатлился? Пригласить на вечер, вот как сейчас! Я не «перепощиваю», понятно, котиков, не задаюсь с утра вопросами типа «Але, народ, а че, вообще, происходит?..» - я вербально осваиваю мир: это и благо для меня, и подтверждение профпригодности, то есть этого сумасшествия… Все свеженаписанное, плюс навеянное действительностью, а значит, из давно написанного, - да, выкладываю. Да, такое вот акынство. Мне важно испытать новую строку на отзвук, как отреагируют люди… Знаете, кстати, какой глагол сегодня самый актуальный, точно выражающий наше время?..

– М-м-м… «Казаться»?

– Нет. «Выложить»!... Жить, чтобы выложить. Понять и перепостить. Это уже мои, как сегодня говорят, «мемы»… Я не подсаживаюсь на все это – просто использую сетевые возможности, чтобы заниматься тем, чем и всю жизнь занималсясамообнародованием. Вот и решил свой дневник, - а вести таковой русским литераторам свойственно,- напечатать. Это оказалось труднее, чем может показаться, даже чисто технически. Не говоря о жестком отборе.

– А у вас внутренний ОТК - строгий?

– Да, я к себе вроде строг, но могу, конечно, и петуха дать. Хотя я уже против того, чтобы все время себя по-интеллигентски клясть и дербанить, рефлексируя – тут ошибся, там, ну вот, вот опять. Хорошо ли, плохо, но я продолжаю ежедневно откликаться словами на происходящее. И книга эта для меня отнюдь не просто возможность постебаться над окружающим, я не могу не откликаться на то, что, например, поставляет индустрия новостей, что пресса делает со словами… «Ответным огнем был ранен, а затем задержан и сам стрелок» Ничего не смущает?.. Это из «уст» федерального канала. Или вот как сказано: «Скорее всего, Патриарх пропустит похороны митрополита …». Что значит – «пропустит»? Это что, светский раут, состязание?.. А в следующий раз, значит… А как вам, такое, когда высокочиновник заморозку пенсионных накоплений обосновывает столь изящно – цитирую – «продление моратория не связано с дефицитом пенсионной системы, а направлено на усиление ее солидарного характера.» Вот как надо объяснять – в том числе и дома, жене… Но я купаюсь в языке! Не алчно вылавливаю словесные ляпы, но слышу с в о е... Как, бриффингуя, сказал некогда вице-премьер Клебанов, вслушайтесь: «Шторм начал интенсивно утихать». Для меня - это поэзия!..

– Некоторые фразы из вашей новой книги вызывают фурор. «Оскорбление чувств ворующих», например. Я стащила и пользуюсь ими «в быту», не скрывая, конечно, авторства. И как вы так их… выковыриваете?

– Это мое видение новейшей истории , ее отражение – с таким вот моим «недоталантом»...Кстати, алгоритм Ее подсказан нам также новостным экраном, помните: «…Но что-то пошло не так»… Вот и придумался универсальный зачин для нашенской жизни: «Начать с хорошего? Нет, лучше с новостей.» Мой дневник и про язык, и книга вся есть поклонение именно Языку нашему. Для меня Он – и стержень оптимизма, и реальное право Выбора – слОва, позволяющего сохранить собдостоинство и выразить любую мысль, которая, вопреки классику, «изреченная», не обязательно «есть ложь»… Мой личный выстраданный штамп: «На едином аварийном пространстве нашей уже объятной страны самая мощная и работающая стихия – это современный русский язык…» И только нам, его трудносчастливым носителям, понятно, что такое «в подъезде собственного дома» или «Ведь я тебе практически не вру!» Это язык милостиво позволяет мне сказать по-своему: «Человек, безгранично преданный всеми» Или: «Стереть с лица Земли хотя бы слезы». Поэтому я и к любому сленгу отношусь серьезно: даже т.н. язык «падонкофф», с их «красавчегом», тоже что-то означает, поверьте.

– Да, после чтения книги я подумала, что вы со словами… разговариваете, как с живыми субстанциями.

– Конечно. Я, например, считаю, что какие-то «чернушные» вещи лучше отшутить «на упреждение», и тем самым как бы изъять из реальности. Я верю в это! Экспрессия русских слов это реальная сила. И так просто русский язык не сломить: ни мода, ни сленг не возобладают, я уверен, зато Он вбирает и то, и другое, приспосабливая к себе...

Я вот не люблю слова «тусовка», но бываю на них, так сказать, «по работе». Помните, это уже недобро-классическое: «Ты тусовался на Листьеве?» А меня вот строго спросили, имея в виду также похороны: «Почему я не видела тебя на Горине?» Такой вот зачетный смотр бомонда. Сегодня речь больше чем когда бы то ни было, представляет человека, и подает статусно, и- раздевает его... Один чиновник класса «А» - кстати, приятный - в ответ на приглашение на мой вечер (а куда я еще могу пригласить в знак приязни?) сказал мне – «Да-да, я за то, чтобы поддерживать контакты такого рода…» Да, я для него - «контакт такого рода».

– Слезы… Но это же мертвая часть языка, чего в нем копаться.

– Вот тут вы не правы. Это - самое что ни на есть живое! Язык иногда живее тех, кто им пользуется! Ибо мгновенно представляет говорящего. Услышал по ТВ фразу из аналогичных уст: «Но, как всегда, нет ясности по людям…» Есть стихотворение!. Или еще шедевральное из того же лексикона - «Есть понимание, есть видение…» Есть понимание, что пора в сортир, и ощущение, что пока не поздно.

БЕЗВКУСИЦА ПРОИСХОДЯЩЕГО

– Хорошо, вы вписались в соцсети. А в реалии современной жизни и отношений вписываетесь?

– Хм… Я могу писать неглупые книги про оптимизацию общения,(как мой «Ноу-Хаус»), умничать на бумаге, но самого меня «завести» и спровоцировать – раз плюнуть. А обидно ведь бывает не потому, что обидели, а что сочли это возможным. Меня постоянно что-то и кто-то задевает, я хорохорюсь, но закалиться никак не могу. Хотя, конечно, жизнь учит как-то встраиваться в систему отношений, где есть необязательность, царят неблагодарность, да и все, что по этическим понятиям не могу принять.

– Беззащитность – функция творческой личности?

– Нет, я вовсе не так беззащитен, а порой скандален! Хотя и «Поэт раним, и даже убиваем…» Могу отступить, но стараюсь защищаться. Иногда чрезмерно. Кстати, какое извращенное удовлетворение можно получить лишь с опытом советского прошлого: только бывший «наш человек» почти счастлив, когда ему удается, отстаивая свои права, хотя бы точечно нагнуть властные и силовые структуры. Сегодня надо скандалить, поскольку не все так уж безнадежно «на местах»… (Как это по-советски звучит!)

– Что в новых реалиях и отношениях раздражает вас больше всего?

– Ну как можно, к примеру, сказать «я перезвоню» и не перезвонить? И это не мелочь…Я еще со своим гипертрофированным чувством благодарности остро ощущаю дикость много чего… Считается, кстати, что слишком быстро проявленная благодарность – некая формальность, и это даже неприлично… Но хотя бы так ее прояви! Да, людям тяжело носить «крест обязанности» по отношению к тому, кто сделал им добро, и они предпочитают ответить «ассиметрично» - наплевать в душу. Да, «так поступают только со своими»…

– Прямо-таки ментально-образующая строчка…

– Как и «Как часто подставляют нас, любя». Это прежде всего пОшло. Я все еще страдаю от безвкусицы происходящего в сегодняшних отношениях «человеков». У меня с ними, как не мной сказано, стилистические разногласия…

«ИЗНОШЕН ИМИДЖ…»

– Вы прямо по-рыцарски о человеческих отношениях рассуждаете. Но ведь благородство прощается с трудом. Не согласны?

– Оно наказуемо, как и всякая добрая инициатива. Но все сказанное не означает, что я мученик. Я довольно прагматичный человек, должен деньги зарабатывать, небольшой коллектив кормить, и, в отличие, увы, от иных уважаемых коллег, которые, возможно, пишут глубже\выше\сильнее, пока могу жить литературным трудом. Я поэт – без всякого кокетства - среднего дарования. Но – поэт. Прежде всего. А еще узнаваемый юморист, возможно, из первой двадцатки, , который способен рассмешить зал, и отнюдь не утробно. Я и шоумен-ведущий, который может, не наскучить аудитории и 3 часа, и 5… Немного киноактер, который снялся в 23-х фильмах, и так уже привык…но при этом не заблуждаюсь насчет своих возможностей. Я – тот, чей потенциал далеко не выработан. Чья вина? Моя. И моей фигуры, которую многие фатально неправильно воспринимают. Я помню, как звонил ночью в больницу, когда туда попал мой друг и учитель поэт Алексей Дидуров, и заведующий реанимацией сказал, очевидно, в духе представлений обо мне: «Понимаю, вы хотите включиться в ситуацию и получить моральное удовлетворение». Ну-ну…. Я-то хотел одного - чтобы он выжил…

– Но откуда такое восприятие?

– Есть такой штамп интервьюшный: Вишневский идеально совпал с эрой клипового сознания. Но я ничего не просчитывал и создал себе нишу невольно, став, если не основоположником, то, как сейчас говорят, драйвером жанра российского одностишия. И так естественно был создан именно мной этот новояз, который стал так удобен. Чуть ли не все стали писать одностишия. И подражания мне, и пародии. В том числе и хорошие. Многие коллеги не очень любят поэта Вишневского, но мне достаточно того, что меня обожает и цитирует наш классик 90-летний Леонид Зорин, что меня полюбил Андрей Вознесенский, а другой кумир детства Евтушенко написал про меня целую статью, назвав ее моим же словом «Наш Сострадамус»… И мне хватает незаносчиво сознавать, что на Страшном суде я смог бы предъявить с десяток лирических стихов, в том числе и включенное в Антологию российской лирики XX века. Да только вглубь мало кто идет.. . Может, конечно, не такая уж там и глубь, но все же.. Судят лишь по тому, что оставлено в той или иной телеверсии. И знаете ведь, что обидно?..

– Пока нет.

– Я пришел к выводу, что мои критики и профессиональные злопыхатели точно меня не читали. Ну почитай ты для начала!.. Не чи-та-ют. Заметьте: я защищаюсь, но не утверждаю, что это чтение полезно для каждого. И говорю так не для того, чтобы понравиться. Я возрастал в пору т.н. совещаний молодых писателей. И храню письмо, которое написал мне Юрий Нагибин: «Какая неожиданно грустная и – веселая, серьезная книжка у вас получилась…» Вот что для меня – ценность. Остальное – переживаемо…

СТИХИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СБОРКИ

– Вы, Владимир, при всей современности - плоть от плоти того времени, что зовется сейчас «совком». Как у вас с ним складываются отношения?

– Совок – часть моей поэтической работы и органики, и так называемая «совковость» – гарант моего взаимопонимания с аудиторией старше тридцати. Мои стихи - отечественной сборки. И, выступая в любом из уездных городов, я остро чувствую, что понят могу быть только на родине. Мой патриотизм отчасти замешан на индивидуализме. Ну где еще поймут такие вот стихи: «Нам вернули горячую воду, значит лето на убыль пошло»? Кто поймет, кроме нас? Это примета российская, наша. А для меня реакция зала - еще и энергетический хлеб.

– А как вы думаете, почему у нас такая ностальгия по совку?

– «Не знаю, как у вас, у НАС-тальгия…» Да нет, это несколько другое… «Я был тогда еще подростком и то и дело грудь просил, когда Гусинский с Березовским ввели христианство на Руси…» Правда, это как бы из будущей хроники уже новейших времен… А может, все проще? Да, раньше было плохо, но тогда я был …моложе. Я, конечно, подвержен ностальгии, но это не есть хорошо: все чаще ловишь себя на том, что столькое уже в прошлом. Нет, я все же не тот старик из культового анекдота: «Тогда был Сталин, но у меня… как бы это помягче…но и я был полноценным мужиком!» Нет, пока не про меня! Но задаваемый на любом юбилее алгоритм жизни в воспоминаниях – сомнительная привилегия.

– Тогда любые воспоминания не положительны…

– Да, но они же неизбежны. Кстати, само слово «совок» стараюсь не употреблять, но я, перефразируя Экзюпери, родом оттуда, из советского детства, и обречен на эти воспоминания о нем – мама, Союз советских, дефициты и мамино «все по блату». И – как сказал бы Черномырдин, «не надо расчесывать ностальгию», а я ее регулярно это делаю! Летом ставлю в машине диск с пионерскими песнями и… еду чуть не в слезах. Понял даже заложенный в них хитрый смысл, который не сразу прочитывается: в них советские дети не просто радуются, они учат весь мир, как правильно быть детьми. Да, пока они маленькие, но скоро станут инженерами, космонавтами, рабочими… Пик ностальгии – лето. Это незабытое ощущение пионерлагерного пересменка, когда ты возвращался в город и вдруг понимал, что вырос. Массив ностальгии входит в общее понятие совковости, которая пока является составляющей любой из моих книг... И это сдвигает мою аудиторию, увы, не в сторону молодых…

– Вы это остро ощущаете?

– Конечно. И есть молодежь, которая меня уже не знает. «Я поделился истиной простой, но молодежь мне крикнула – отстой!» Ну не совсем так , это я прибедняюсь. Да я, в принципе, и не герой этого времени, а как бы предыдущего , но… подаю признаки жизни. Для кого-то даже выгляжу успешным. Кто-то написал: люди знают не только его лицо, но и его стихи…Главное богатство не «мои года», а мои читатели, их пока немало, я в этом еженедельно убеждаюсь…Хотя и это может пройти. Вынь из меня вот этот стержень – и я… не знаю, как буду… И дело тут не только в слишком уж приписываемой нам зависимости от успеха. Вознесенский писал: «…Пошли мне господь второго… чтоб было с кем пасоваться!» Мне нужен был этот второй – всегда. Куда пропали эти звонки в ночи, с раскатистым: «Старик, слушай, что я написал… - Да, это ж гениально!..» Уж нет ни поэта Дидурова, ни Арканова. Так вот, «большой второй» для меня – аудитория… И она есть.

СТАДИЯ БОЖЕСТВЕННОГО ЩЕЛЧКА

– У вас огромный опыт публичных выступлений. Вы перед ними уже не нервничаете?

– Я к каждому выступлению отношусь серьезно, хотя соблазн легкого отношения присутствует. Имею опыт знакового провала. В день получения в Питере «Золотого Остапа» , я почти провалился, перегорев и утратив… Это, видно, Бог меня осадил, дал божественный щелчок по носу, напомнив, что я под ним – как все. Через два года я выступил в том же зале суперуспешно. И с тех пор перед выходом на сцену я специально вгоняю себя в режим волнения. Это – между нами! – почти всегда вознаграждается. О других тайных приемах не расскажу даже Вам. Хотя провалить-то нас ничего не стоит, тут все мы уязвимы. Жванецкий это остро чувствует – двадцать секунд нет реакции зала, и он напрягается. И у меня есть, конечно, ходы и фишки, но их нельзя абсолютизировать.

– Вы на сцене стремитесь нравиться? Подбираете актуальное?

– Если ты выходишь на сцену с закривленной миной, типа «я тут вам сейчас почитаю кое-что из всяко-разного, а вы повнимайте, как хотите…», - это все, провал, уйдешь под стук собственных копыт. Гениальный поэт Виктор Коркия высказал простую, на первый взгляд, и даже крамольную мысль: профессиональная обязанность художника – нравиться. Я знаю, что интересен «широкому зрителю» максимум минут 25-30, примерно 45 минут – еще какому-то количеству людей, но уже меньшему, а час – клубной аудитории, которая пришла ко мне сознательно. Что же касается актуальности… Вот была Олимпиада. И многие, так сказать… Хм, ну да ладно… Я люблю и понимаю спорт, что, понятно, не позиционирует меня как утонченного литератора, по мнению эстетов, но не выдумка и то, что я всегда им занимался, а мое знание истории бокса и пр. грубых единоборств кое-кого шокирует… И потому это двустишие, давно ушедшее в народ и выше «А я дзюдо любил и ДО» – было правдой. И не было тут никакого интеллигентского прогиба перед сильными мира …

– По всему сказанному выше, вы – организованный человек. Но при этом – не сердитесь! – вы не производите впечатления человека очень организованного. Опять имидж виноват?

– Да?.. Вот и я на себя такого впечатления не произвожу!.. Я всегда раздолбай был по жизни, но она же сделала из меня трудоголика. Я живу все время в режиме сроков, авральной сдачи рукописей... Судьба провела со мной операцию по принуждению к организованности… Хотя вот теряю вещи… Знаете, они иногда вдруг собираются и уходят. И это верный сигнал – стоп, надо собраться.

 

– Организованный поэт… Звучит забавно. А поэт для России сейчас – кто?

– Не теряя самоиронии, скажу: для нашей страны важно, чтобы поэт какую-то статусность сохранял. «И пусть меня эстеты не спросили, своим примером всем им дам ответ: я подтверждаю, что поэт в России – как минимум не меньше, чем поэт!» То, что меня в России идентифицируют как поэта – благо. Для меня. Но мне архиважно, чтобы все поэты, которые меня когда-то не пускали в журналы и союзы, были сегодня в порядке. И материально. Чтобы их издавали, например, не за их счет. Хотя Нагибин, считал, что поэт - это посмертное звание. А с каким достоинством мой друг произносил, представляясь: «Это звонит поэт Алексей Дидуров»! А страна сегодня знает его по одной песне «Когда уйдем со школьного двора…»

– Но почему вас многие не воспринимают всерьез? Откуда этот имидж «порхающего мальчика»?

– Возможно, я и сам, увы, приложил к этому руку. Как там? «Изношен имидж, хоть и недоношен, сбривай усы, пока не отвалились…» Когда-то давно меня позвали на передачу про известных холостяков. Мама моя, остроумнейший человек, прекрасно понимала, что имидж, который я ношу, пошит не без моего участия, но тут взбунтовалась – вот только пойди!.. А я просто так жил и ничего на себя сознательно не примерял… Тогда, впрочем, и слова имидж еще не было. Я ничего не просчитывал. Просто жил. Любил женщин, многим казалось, что я излишне успешен, хотя это было не так. А мне казалось, что важно писать хорошие стихи, ну и слава…и все. И до 2003 года я просто был в свободном полете, отгоняя от себя лишь слово холостяк, попахивающее протертыми штанами. А вышло – что я просто какой-то смехач, который смешит и порхает. Всю жизнь, таким образом, прожил в окружении неких представлений о себе. Ошибочных!..В соответствии с которыми я должен был, например, недавно, посещая Леонида Зорина, дай ему Бог здоровья, сделать селфи на память и выложить в сеть... «Мельчает честь в многополярном мире, он сделал селфи вместо харакири». Мы живем в мире, когда важнее не поступить, а вовремя сделать селфи… Но я рефлекса селфи так и не выработал, вот и хорошо… О чем это мы?..

– А вот еще я заметила, вы умеете другими людьми восхищаться. В творческой среде это почти нонсенс…

– Я еще и извиняться умею, а не только признавать чье-то величие. Но вот я считаю Диму Быкова - гением. У нас бывали сложности в отношениях, но я объективно признаю: по тому, как и сколько он пишет, это – гений. Хотя, как было сказано поэтом Ваншенкиным про одного персонажа,»он шумно восхищается лишь тем, кого втайне считает ниже себя». Это и к актерским телепосиделкам впрямую относится. Но – не ко мне.

ХОЛОДИЛЬНИК ПРОДВИНУТОЙ ЭТИКИ

– Сейчас так модно жаловаться на жизнь, а вы как-то увиливаете от этих жалоб.

– Да у меня не самая подлая жизнь-то!.. Современная притча гласит, что оптимист в России – тот, кто на кладбище видит не кресты, а плюсы. Но я не устаю повторять свой извращенный, наверное, но осознанный взгляд постсовка: в России для счастья важно сознавать некоторую нелишенность. Свободы и относительного здоровья. И - распробовать такое богатство по э т у сторону. «Радуйтесь, что вы не в больнице и не в тюрьме, и даже если вас ведут в караульное помещение – радуйтесь, что не в геену огненную»,- учил нас доктор Чехов… И это мной выстрадано. Вдохновение – оно ведь не дольше оргазма. А дальше идет тяжкая литработа надомника: лудить слова, страницы, книги… И все это успеть «на свободе и при жизни» – не счастье ли?..

– Такие вещи начинают обычно ценить те, кто много раз был предан. Ну, мне так кажется.

– Не могу сказать, чтобы часто меня предавали, но у меня большой опыт «черной» неблагодарности. Это не значит, что я мелочно помню то хорошее, что сделал кому-то. Об этом говорить… всегда есть большая опасность, что будешь понятно кем и как выглядеть… Ну, если ты об этом говоришь – значит, все помнишь… Вот поверьте, нет! Я уже почти научился – делать и забывать сразу. Но все же вопиющая неблагодарность - это примета времени, «эффективная» черта новопрагматиков. Новая продвинутая этика…

Или как это - ответить злом на добро? Или вот еще, категория: есть люди, которые могут говорить лишь о том, что интересно им. Почти про это и такая моя строка: «Набрасывая тезисы звонка…» Да, я наверное, не могу принять сегодняшние отношения. Как так: человека назначают на новую должность, и он уже с ее высоты не хочет разговаривать!.. Такая вот еще и пошлость…

– А в то, что все наказуемо – верите?

– Да, легко сказать: «Еще никто из тех, кто предал нас…» Дико раздражаюсь, когда кто-то говорит – мол, ничего, бог все видит!.. А вы, мужчина, вообще кто, Его уполномоченный? А почему ты мне это говоришь, а не я тебе? Да еще со зловещим подтекстом. Хотя мы живем в обстановке, когда и географическая констатация («Ничего-ничего, земля круглая!..»), или обращение «уважаемый» из уст полицейского звучит как угроза. Да, хочется верить, что кому-то «отольется». Не в плане мести, в плане справедливости.

– Вы отвечаете так, что веришь в искренность. А я шла на беседу и готовилась к «понтам».

Да какие понты!.. Нет их уж давно. Хотя, конечно, это мужская категория. Но вы понимаете, что если только начинаешь их классифицировать, значит, они есть и в тебе… Я все в жизни делаю поздно. Поздно сел за руль. Поздно завел семью. А вот с понтами расстался рано. Наверное, если они и остались, то лишь в плане жажды самоуважения. Я лишь к нему стремлюсь. И пока все же есть ощущение, что у меня оснований для него меньше, чем должно быть…

Ну, это вы к себе слишком строги…А как вы относитесь к постулату, что своих желаний надо бояться – ведь иногда мечты сбываются?

– Бояться «сбычи мечт»? Это недостижимый для меня философский уровень. У меня их столько, этих невоплощенных мечтаний\ желаний, что – мне ли бояться. Наверное, я - в свое время от многого отлученный,- и ныне слишком от мира сего. И в плане хватательного рефлекса, и того, чтобы добиться чего-то. «Мечта сбылась и - сделалась ненужной!» Или – «Мечта сбылась – ее употребили». А может быть, такое отношение к мечтам вкупе с моей наивностью, которая все еще проявляется во многом, залог моей относительной профпригодности и даже молодости? А моя затянувшаяся наивность и до определенной поры раздолбайство – объяснение тому, что я не сошел с ума. Открывался некий клапан, и я выпускал пар в виде стихов. Вот и компенсация за недостаток таланта…

Вы вот говорите о строгости. Но я, скорее, себя осуждаю за многое. У меня есть неизжитые проявления мелочности – в плане отношений. Иногда зацикливаюсь на каких-то вещах, которые мешают идти дальше. Или не имею сил оборвать отношения с человеком, с которым уже не надо общаться. И не надо его ни о чем просить! Вот, кстати, в чем я себя виню: я много раз нарушал завет Воланда и просил, да и прошу чаще, чем должен. Хотя иной раз чувствую, что не надо обращаться с просьбой, и что если перейду эту грань, то божественно и кармически меня накажут. Или все окажется проще?.. Но что-то удерживает – ну не сделай этого звонка!.. А номер-то пока на преднаборе…

– Первый раз сталкиваюсь с человеком, который издал не один десяток книг, но с таким наслаждением себя препарирует. За что вы так пинаете поэта Вишневского?

– Я к себе стал, как ни странно, строг. Без кокетства. Моего скромного дарования хватает на это - быть пунктуальным, обязательным, помнить свои даже «ресторанные» обещания. «А был бы я гений, вы бы сейчас ждали меня под часами и звонили на мой отключенный мобильник!»

– А степень вашей откровенности с самим собой…?

– Да все я про себя уже знаю…Вот стишок нерифмованный: «Себе не лгу я никогда. Точнее – просто сознаю Когда Я лгу себе.» Есть вещи, о которых никогда никому и вы не скажете. Даже в нашу эпоху тотального сканирования всего, вплоть до мыслей. Должна быть территория, на которую никому нет ходу. Она у меня - очень компактная, но есть. Мерзавец ли я?.. Ну нет. Хотя столько людям недодал. Постаревший человек? Увы, да, но могло быть хуже. Никакого самолюбования на сегодня не осталось. Я даже научился себя штрафовать за что-то на упреждение, физически могу ударить себя по лицу. И это не просто красивый жест, это материализация того, что я себя штрафую. Никто ж не видит…

– У вас с собой прямо разборки… Интервью-антипиар получится, в каком-то смысле.

– А вы полагаете, что мне любой пиар нужен? Никогда так, - видит Кто Надо! - не было. И это «Хорош любой пиар, кроме некролога» - не про меня. Нет! Сейчас, допустим, хочу – и могу - дать по морде одному подлецу. Не делаю этого пока лишь потому, что брезгую оказаться с ним в одной светской хронике… Или как, вы представляете, что я был бы счастлив, прочитав когда-то, что «поэт Вишневский, 86 лет, свалился в яму…»

– А вы склонны во всем происходящем видеть некий высший смысл?

– Напротив, есть ощущение, что божественный смысл есть далеко не во всем. А еще случается, что ты у Господа просто валишься из рук… Мне вот как-то знакомая психолог объясняла: если тебя куда-то не пускают, как, например, ведущим на ЦТ, значит, тебе туда не надо. Да, а кто это сказал? А может, наоборот, все-таки надо было?! Вот меня «что-то» будто не пускает на большое ТВ. Многим и доныне странно, что я так и не стал пока ведущим. Как только мой «Парк юмора» на ТВЦ стал заметной программой, ее закрыли. Сказали – ничего личного, просто у нас перемены. И как я могу видеть божественный смысл в том, что я там невостребован? А мог бы, так сказать, и пользу принести. Я, может, и об этом написал: «Как же бодро освоила слово карма наша казарма».

– А как насчет прошлого? Обычно говорят – если бы начать с чистого листа, я ничего не стал бы переписывать заново…

– Да я столько всего хочу «отозвать» из прошлого! Но отзываю – а оно не отзывается… Жизнь сложилась так , а могла сложиться и лучше. Но при всей благодарности за то, что и так вот устроилось, я никогда не сказал бы, согласно юбилейно-песенному стереотипу, что «не жалею ни о чем». Другое дело, что на этой энергии сожаления я еще кое-что могу успеть. Вот, например, после одной из передач с Игорем Волгиным прочел отклик: «Приятно удивил Вишневский». Мол, оказался умнее, чем кажется. Не знаю, успею ли я перебороть то, как меня себе представляют. Но посвящать остаток жизни своему исправлению в чьих-то глазах - никогда. Успеть бы новое создать!

– Значит, вы все же живете, глядя в завтра?

– Я живу, как бы платя двойной налог… «Я радостно хожу под Богом – всегда плачу налог с удач»… Ведь если в России у человека, например, выходит книга при жизни,- разве это не удача? Налог «на известность», то есть за то, что могу заниматься своим делом. Плачу «обломами» и тем, что живу почти в экстремальном режиме. Я всегда сравниваю свой суммарный налог с тем, что платили когда-то(!) российские казино – 90 процентов. Но, главное, что мне всегда что-то предстоит. У меня есть такой бонус: находясь в кабинетном заточении (не преувеличивая его герметичности!), я знаю, что могу вырваться на сцену и выпустить там пар. Да еще аплодисменты сорвать. А оттуда могу вернуться в кабинет. Мне всегда есть куда вернуться!

Еще я знаю, что никуда и не собираюсь уезжать. Да и не могу. Я физически, малодушно привязан к Москве. Не громыхаю своим патриотизмом (он эгоистичен!), но я вроде и вправду сгодился там, где родился. И я тут пока что идентифицируем. А за границей я сразу становлюсь неюным иностранцем, который путается на ресепшн и дает себе слово подучить язык… (Тем более я появился на свет в семье, которая создалась на волне модной в ту пору любви советских граждан к английскому – папа и мама познакомились на курсах «инглиша»). Я очень здешний, в моих жилах течет русская речь. Родина моя счастливо совпала с пребыванием в Языке.. Это и есть мой способ жить. 

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.