По канату, натянутому, как нерв
Сюжет:
Воскресное чтениеВысоцкий был одним из немногих авторов, который не только любил цирк (в середине прошлого века это было почти модно), но и удивительно тонко чувствовал его внутренний нерв. Или то, что сами цирковые называют куражом.
Известная песня «Натянутый канат» (в некоторых сборниках она называется «Канатоходец») была написана в 1972 году. Высоцкий дружил с клоуном Леонидом Енгибаровым, и многие думали, что песня посвящена именно ему. Эта версия и сейчас почти ни у кого не вызывает сомнений. Однако есть интересный факт, который позволяет предположить, что у героя песни был совсем другой прототип.
Он не вышел ни званьем, ни ростом.
Не за славу, нe за плату —
На свой, необычный манер
Он по жизни шагал над помостом —
По канату, по канату,
Натянутому, как нерв.
По воспоминаниям циркового артиста-канатоходца Гусейна Хамдулаева , в 1972 году он в составе аттракциона народного артиста СССР Владимира Александровича Волжанского выступал в знаменитом спектакле «Прометей» в Большом Московском цирке на Ленинских горах (на проспекте Вернадского). Как солист труппы, Гусейн исполнял один из эффектнейших трюков — подъем по наклонному канату, натянутому под углом 35–45 градусов.
Посмотрите — вот он без страховки идет.
Чуть правее наклон — упадет, пропадет!
Чуть левее наклон — все равно не спасти...
Но должно быть, ему очень нужно пройти четыре четверти пути.
Трюк выполнялся без страховки, на большой высоте, под тревожную барабанную дробь. Шаг за шагом, скользя и срываясь, чудом успевая ухватиться за канат и вновь продолжая подъем, артист двигался вперед.
В момент исполнения этого трюка напряжение в зрительном зале достигало апогея, женщины вскрикивали и зажмуривали глаза.
Когда Гусейну удавалось добраться до верхнего мостика, зрительный зал с облегчением выдыхал. Этот трюк и по сей день остается одним из самых рискованных и эффектных.
Не по проволоке над ареной, —
Он по нервам — нам по нервам —
Шел под барабанную дробь!
«Спектакль «Прометей» заканчивал представление. После эпилога, когда зрители покидали зал, я с партнерами возвращался на манеж, чтобы подготовить или, как говорят в цирке, «зарядить» нашу сложную аппаратуру к следующему спектаклю, — рассказывает Хамдулаев. — Так было и в тот день. Вдруг ко мне подбегает униформист и говорит, что меня срочно ждут в директорской ложе.
Минут через пятнадцать, закончив «зарядку» аппаратуры и умывшись, я поднялся в ложу.
— Где ты болтался, — закричал на меня администратор, — тебя Высоцкий полчаса ждал. Не дождался.
Он потрясен твоим трюком, хотел поблагодарить.
Я выбежал из цирка, надеясь еще застать Высоцкого, но увидел лишь быстро удаляющийся автомобиль. Так наша встреча и не состоялась.
Всю жизнь жалею об этом!»
Но в опилки, но в опилки
Он пролил досаду и кровь!
Спустя несколько месяцев, уже на гастролях в другом городе, к Гусейну подбежали друзья с криками: «Слушай, Высоцкий про тебя песню написал!» Конечно, не так и важно, кому именно посвящена эта песня Высоцкого — выдающемуся клоуну Енгибарову или блистательному канатоходцу Хамдулаеву. Наверняка мы уже никогда не узнаем.
И сегодня другой без страховки идет.
Тонкий шнур под ногой — упадет, пропадет!
Вправо, влево наклон — и его не спасти...
Но зачем-то ему тоже нужно пройти четыре четверти пути!