Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

12 дней Штирлица

Развлечения
В августе 1973 года на телеэкраны вышел 12-серийный художественный фильм «Семнадцать мгновений весны».

Успех его был настолько ошеломляющим, что уже через три месяца по просьбе зрителей состоялся повторный показ картины.

С премьеры фильма Татьяны Лиозновой по одноименному роману Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны» прошло 43 года.

Картину знают и помнят наизусть уже несколько поколений зрителей, и сегодня трудно найти телеканал, который не показал бы ее хотя бы раз в год. Такое редко бывает с фильмами, которые «делают по заказу», а ведь «Мгновения» заказал сам шеф Комитета госбезопасности Юрий Андропов.

Приближалась годовщина Великой Победы, а фильм все еще не был готов. Юрий Владимирович в раздражении снял трубку.

— Цвигуна ко мне, — резко произнес Андропов, вызывая своего заместителя, и лишь только тот зашел в кабинет, тут же начал отчитывать. — Что, Семен, времени не чувствуешь? Картина снимается дольше, чем война длилась!

— Юрий Владимирович, фильм практически готов! До праздника вам его покажем.

Но до Дня Победы Андропов так и не успел посмотреть картину — дела! Только в конце мая 1973-го Юрий Владимирович смог найти время. Три дня подряд, а правильнее сказать — ночи, шеф КГБ смотрел по четыре серии фильма «Семнадцать мгновений весны».

После финальных титров последней серии он сказал только одно:

— Очень хорошая картина, но не хватает одного: рабочего немецкого движения.

Были внесены изменения в четвертую серию, и фильм передали на ТВ. 11 августа 1973 года состоялась премьера. На 12 дней (в телефильме 12 серий. — «ВМ») страна прильнула к экранам и не отрываясь следила за приключениями полковника Максима Максимовича Исаева, штандартенфюрера СС Макса Отто фон Штирлица.

12 дней Штирлица Режиссер Татьяна Лиознова и Вячеслав Тихонов на съемках «Семнадцати мгновений весны». Фильм был создан на Киностудии имени Горького. Студии нужно будет проделать большую работу, чтобы эти времена вернуть / Фото: РИА Новости

Агент А-201

19 июня 1941 года гауптштурмфюрер СС Вилли Леман вошел в одно из берлинских кафе и заказал себе пиво. 15 минут спустя к нему подсел неприметный господин.

— Хочу вам сообщить, — сказал тому Леман, — Гитлер нападет на СССР в ночь на 22 июня.

Встреча была недолгой, мужчины разошлись в разные стороны. Один направился в советское посольство, второй в гестапо. В Союзе сообщению не поверили и прислали такой ответ:

— Передайте агенту Брайтенбах, чтобы не собирал сплетни по городу.

И все же Вилли Леман был прав. Не последний человек в гестапо, не раз получавший награды из рук Гитлера, он вот уже более десяти лет работал на разведку Советского Союза. В ОГПУ у него был псевдоним Брайтенбах, или А-201. Следующие два года Леман пересылал в СССР важнейшие сведения. Именно от него в Союзе узнавали о начале строительства новых подводных лодок, о развитии и укреплении нацистского режима, о приготовлениях к установлению мирового господства, о наращивании военного потенциала и новейших технических разработках, о структуре немецких спецслужб, их кадровом составе, методах работы.

Также все это время Леман докладывал о контрразведывательной деятельности гестапо, что позволяло советским разведчикам избегать провалов.

Однако в 1943 году агент Брайтенбах провалился, и Вилли Леман исчез. Больше о нем никто и никогда не слышал.

Юлиан Семенов, автор книги «Семнадцать мгновений весны», узнал о немецком агенте А-201 из закрытых архивов КГБ, куда был допущен по личному распоряжению Юрия Андропова.

Шеф госбезопасности мечтал о выходе хорошего романа о разведчиках, чтобы показать, что они сыграли важную роль в победе над нацистами. Именно поэтому для одного из самых популярных авторов СССР и были открыты архивы.

Вилли Леман, конечно же, не был прототипом Максима Исаева, но его история подсказала Семенову, о чем должен быть роман.

Умереть за фильм

После картины «Три тополя на Плющихе» режиссер Татьяна Лиознова сильно переживала: взяв такую высоту, она уже не могла опустить планку. Но материала для нового фильма не было.

— Я должна была захотеть умереть за свой фильм, — рассказывала она «Вечерней Москве» в одном из интервью. — Но никак не могла найти хорошего сценария.

Встретившись как-то с Юлианом Семеновым, они разговорились, и тот дал ей почитать сценарий «Бриллианты для диктатуры пролетариата», но он Лиозновой не понравился. А несколько дней спустя на глаза ей попался роман «Семнадцать мгновений весны». Она влюбилась в книгу и решила снимать фильм. Но тут ее ждала неудача: сценарий уже был продан на «Ленфильм».

12 дней Штирлица Режиссер Татьяна Лиознова и Вячеслав Тихонов на съемках «Семнадцати мгновений весны». Фильм был создан на Киностудии имени Горького. Студии нужно будет проделать большую работу, чтобы эти времена вернуть / Фото: РИА Новости

— Делай что хочешь, — она позвонила Семенову, — но снимать должна я!

Ультиматум. По-другому не скажешь. Что делать? Сценарий уже утвердили в работу в Ленинграде, назначили режиссера, а сам Семенов получил гонорар.

Поезд ушел. Лиознова поставила на уши всех. Больше других доставалось Семенову. Просила, требовала, умоляла. Несколько дней спустя на Киностудию имени Горького ворвался Юлиан Семенов. Громко хлопая дверями, он промчался по коридорам студии и вбежал в комнату к Лиозновой.

— На! — с размаху бросил на стол толстую папку. — Сценарий твой! Я отозвал его с «Ленфильма» и вернул им гонорар!

Татьяна Михайловна тут же принялась за чтение.

Очеловечить Штирлица

— Это ерунда какая-то! — бушевала Лиознова. — Это не сценарий! Это чушь!

Она беспрестанно звонила Семенову, чтобы отчитать того за халтуру, но писатель на связь не выходил: он уехал в экспедицию. Пришлось переписывать самой.

Только благодаря Лиозновой в картине появились новые герои. Например, старая немка фрау Заурих.

Кстати, эта роль была написана специально для Фаины Раневской, но та отказалась играть, героиня ей не понравилась. Уже потом, отвечая на вопрос, для чего вообще в фильме нужна была фрау Заурих, Лиознова отвечала:

— Мне хотелось населить мир Штирлица героями, чтобы показать, что немцы — это не только нацисты в погонах, но и добрые, порядочные люди.

А вот знаменитой сцены свидания Штирлица с женой в кафе «Элефант» в изначальной версии сценария не было. Когда на роль разведчика был утвержден Вячеслав Тихонов, он, готовясь к съемкам, встречался с ветеранами КГБ, и они рассказывали ему какие-то интересные подробности.

Одним из консультантов Тихонова был полковник Конан Молодый. Именно от него Тихонов узнал, что разведчикам иногда устраивали свидания с женами.

— Представляете, Татьяна Михайловна, — рассказывал Тихонов Лиозновой в тот же день. — В назначенный день и час разведчик приходил, например, к витрине заранее определенного магазина и, якобы, разглядывал товар. А на другой стороне улицы в это время проходила его жена. И вот так, ни словом не обмолвившись, а лишь встретившись друг с другом взглядами, и виделись муж и жена! Тихонова настолько поразила эта история, что пересказывал он ее со слезами на глазах.

— Мы снимем такую сцену, — пообещала режиссер.

12 дней Штирлица  Блестящий дуэт: Вячеслав Тихонов — Штирлиц (справа) и Леонид Броневой — Мюллер / Фото: РИА Новости

Успех, награды, народная любовь

Работа над фильмом шла четыре года. Титанический труд по достоинству оценили зрители: аудитория первого показа составила около 80 миллионов зрителей. Сегодня о таких цифрах режиссеры и сценаристы могут только мечтать.

В 1976 году «Семнадцать мгновений весны» получил государственную премию.

А сразу после выхода картины появилось немыслимое количество анекдотов о главных героях «Семнадцати мгновений весны». А это, как известно, свидетельство настоящего успеха, признания и народной любви.

КСТАТИ

В этом августе исполняется 85 лет со дня рождения композитора Микаэла Таривердиева. По легенде, он и поэт Роберт Рождественский написали для фильма 12 песен — по одной на серию, но вошли в него лишь две: «Мгновения» и «Песня о далекой Родине». Были сделаны записи с шестью известными певцами, но в конце концов предпочтение отдали Иосифу Кобзону.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.