Сержиу Трефо: Хочу снять фильм о московском метро
- Сержиу, вы немного говорите на русском языке, возможно, женаты на русской женщине?
- В 2005 году в течение месяца я изучал русский язык в Петербурге, но, к сожалению, забыл его. Русский язык мне нужен был для одного фильма, в котором много русской тематики. Мне надо было понимать русский характер, и я пытался это сделать, изучая ваш язык. Немного вспомнил русский , когда снимал на русском языке фильм «Треблинка».
- Фильм «Гнев» по роману португальского писателя – социальная драма о богатых и бедных, и она в конкурсе Московского кинофестиваля. В фильме есть фраза: «Рожденный бедным – умрет бедным, рожденный богатым – умрет богатым». Неужели все революции, которые были в мире, не способны изменить эту несправедливость.
- Эта фраза из фильма и романа – отражение объективной исторической реальности. И такая закономерность существует во всех странах на протяжении веков. Но я снял фильм «Гнев» для того, чтобы люди не отчаивались из-за того, что бедность – их крест. Я – атеист, и для меня жизнь, состоящая из лишений и бедности, - трагедия, потому что ничего другого у человека не будет, вот только эта трудная жизнь. Но все равно надо находить в себе силы радоваться каждому дню, солнцу.
- Неужели смерть – это конец?
- Сегодня мы здесь, и это главное. Всегда надеюсь, что я – не прав, но, боюсь, что прав. В моем фильме «Гнев» есть сцена, когда гроб с мертвой женщиной забивают гвоздями, и это происходит на глазах ее близких и соседей. Место действия фильма «Гнев» – юг Португалии всегда был силен коммунистическими традициями, и в 50-е годы одновременно с бюстами Ленина там стояли статуэтки с Богоматерью. Каким образом у людей сочетались коммунистические идеи с католицизмом, для меня загадка.
- В фильме «Гнев» нет идеализации мужчины, который борется с несправедливостью, сопротивляется? Что мешало вам сделать его героем?
- Я не верю в героев. Для меня, кстати, и Че Гевара – убийца и очень плохой человек (я читал о нем много книг). Че Гевара получал удовольствие от того, что убивал людей. В романе де Фонсека «Гнев» тоже нет идеализации главного героя, но и нет его осуждения, как потом это сделали журналисты в своих статьях. И в русской литературе нет героев. Правда, я не все прочитал романы ваших классиков, но у Достоевского нет ни одного героя. Я очень чувствителен к героизму, но одновременно его ненавижу. Из-за идеалистических идей в мире произошло много войн и несправедливостей. Есть много памятников героям-солдатам, воспеваются их подвиги, но как по мне, так они – «пушечное мясо». Им бы жить, а они погибли молодыми.
- Вы сняли фильм «Треблинка» на русском языке, путешествуя по России, расскажите, пожалуйста, об этой работе?
- Снимали фильм в поездах, курсируя по странам и городам. Снимали в Польше, в Украине, в Иркутске. Фильм по книге воспоминаний выживших в лагере Треблинка. Много съемок было на вокзалах и поездах, потому что дорога создает ощущение бесконечности.
- Не возникало ли у вас проблем со съемками на вокзалах, ведь везде есть посторонние люди, снимать которых в России без их разрешения запрещено?
- На каждом вокзале России нам говорили: «Снимать нельзя», но мы что-то придумывали. Однажды сказали, что снимаем нашу тетю, у которой юбилей, и нам разрешили. Но эти новые вагоны СВ в российских поездах слишком современные, и нам пришлось завешивать их зеленой тканью, делать другой интерьер, потому что они слишком роскошны для нашей картины.
- Есть такая фраза: в России две беды – дураки и дороги. Как вам наши дороги?
- Пейзажи России прекрасны, а история фильма – грустная. Люди вспоминают страшное испытание – свое пребывание в контрационном лагере. Мы снимали бесконечные снега России, чтобы у зрителя была белая картинка, где бы его разум сам рисовал будни пребывания людей в лагере «Треблинка».
- Сержиу, вы поняли – как это возможно, чтобы в 20 веке было столько лагерей смерти в Европе? Может, это дело рук дьявола?
- Все – дело рук людей. Мы все способны на ужасные поступки, и об этом хорошо написано у Достоевского. Читайте его романы. Недавно перечитывал «Преступление и наказание». Как такой хороший человек, как Раскольников убивает топором старушку – можете ответить на этот вопрос? А сколько сегодня в мире насилия, рабства?
- Вы – смелый человек?
- У каждого есть свой страх, и свой кураж. У меня нет серьезных страхов. Недавно попал на мотоцикле в серьезную аварию, но все равно буду продолжать на нем ездить.
- Есть ли у вас еще планы снять кино в России, если вы так много знаете о нашей стране?
- Я хочу снять фильм о московском метрополитене. Ваше метро – особенное, уникальное, великое место. В московском метро я путешествую по разным временам, эпохам. Меня вдохновляют люди, которые ездят в метро. Очень разные люди – по эпохам, по культуре, по менталитету. Люди из разных миров. В других метро мира люди более или менее одинаковые. Есть социальное расслоение, и оно отражается на людях, но все равно пассажиры похожи – все наши современники. А в московском метро – такое богатство, разнообразие лиц, характеров! Мне кажется, что в Москве будут решаться судьбы мира. И хотя я очень реалистичный человек, и, как уже сказал атеист, но в Москве мне кажется, что здесь живут инопланетяне и пришельцы из других времен.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Режиссер Филип Гренинг: В Москве самый волшебный свет для кино