«Цыганский барон» на сцене Московской Оперетты
Создание «Цыганского барона» (1885) напоминает комедию положений: задуманная Штраусом опера в силу ряда обстоятельств стала опереттой с развернутыми как в опере формами музыкальных номеров, в основе которых – стихия песенности, ритмы вальса, польки, чардаша, цыганских и венгерских народных мелодий. По мнению критиков тех лет, «Штраус прибыл на важный поворотный пункт своего творчества, на перекресток оперы и оперетты».
Московский «Цыганский барон» – спектакль о любви, силе духа и благородстве – создан по мотивам новеллы «Саффи» известного венгерского литератора Мора Йокая. Благодаря ему Штраус привнес в эту свою оперетту утверждение жизни, упоение ее радостями, светлую лирику.
Король вальсов, никогда не испытывавший тяги к сатирической направленности оффенбаховского театра, и в год своего шестидесятилетия (!) остался верен только музыке. Уже на утро после премьеры вся Вена распевала знаменитую арию Баринкая «Я – цыганский барон»!», а вслед за ней ее запела и вся Европа. Через год оперетта была поставлена в Москве в Малом театре с участием цыган труппы Николая Шишкина.
Прошло более 130 лет со времени написания «Цыганского барона», а искренность и естественность его музыкального языка, красота и свежесть его мелодий восхищают, их образность и лиризм завораживают.
Слаженно звучавшему оркестру Московской Оперетты с одухотворенно поющими скрипками под вдохновенным управлением Константина Хватынца удалось воссоздать сложную полифонию штраусовского мира «Цыганского барона».
![Иоганн Штраус привнес в эту свою оперетту утверждение жизни, упоение ее радостями, светлую лирику](https://vmrucdn.servicecdn.ru/photo/vecherka/2018/06/doc70l8mofdehy11tc60h71_800_480.jpg)
Приятно удивил хор, ставший одним из действующих лиц спектакля, создавая соответствующее драматургии настроение богатой палитрой тембровых красок (хормейстер – Татьяна Громова).
Режиссер Алина Чевик с ее особым вниманием к образному миру персонажей смело разрушала на протяжении всего спектакля сословные и национальные преграды на пути искренних чувств и настоящей любви героев: Шандора Баринкая и Саффи, Арсены и Оттокара в блестящем вокальном и драматическом исполнении Павла Иванова и Екатерины Чудотворовой, Ольги Белохвостовой и Александра Бабика.
Уникальный комический талант Александра Маркелова позволил ему превратить персонажа второго плана (владельца свинофермы Калмана Зупана) в яркую комическую фигуру нувориша, для которого титул важнее человека. Зупан мечтает, чтобы у его дочери Арсены «был жених – барон из Вены».
Яркий запоминающийся образ не особенно нравственного начальника полиции нравов барона Корнеро создал Дмитрий Шумейко – актер широкого исполнительского диапазона.
Как всегда, на высоте были Елена Ионова (Чипра), Светлана Варгузова (Мирабелла), Юрий Веденеев (Граф Омонай).
Современная изобретательная и функциональная сценография Вячеслава Окунева позволили воссоздать на сцене атмосферу родового замка Баринкая, ощутить «свинский уклад» дома Калмана Зупана, почувствовать настроение цыганского табора. А хореография Ирины Корнеевой, построенная в основном на танцах цыган, создавала яркий пластический фон для драматических событий оперетты.
Получился очень театральный и очень зрелищный спектакль. В нем царят солнечная, нежная музыка, актерская импровизация, озорство, веселая, а порой грустная ирония над окружающим миром и над собой в нем.
Многие десятилетия музыка Штрауса покоряет сердца людей, не теряя свежести и обаяния. Ею восхищались Шуман, Берлиоз, Лист, Брамс, Римский-Корсаков, Чайковский, Рубинштейн… Без нее мир был бы куда более сумрачным.