Необыкновенный концерт длиною в жизнь: Вехи театра кукол
Во все века марионетки были выразителями народного мнения по любым вопросам. Сегодня сложно представить, что кукольные театры запрещали, закрывали, за них сажали в тюрьмы и даже убивали. Но Петрушка вместе с итальянским Пульчинеллой, французским Полишинелем и другими заграничными родственниками до сих пор жив – разве что перекочевал в раздел театральных представлений для самых маленьких зрителей.
КУКОЛЬНАЯ РЕВНОСТЬ
Как родился театр кукол, никто точно не знает. Называют Египет, XVI век до нашей эры. Но есть ещё одна красивая легенда о его происхождении. Говорят, это было во время войны, которая шла в неком царстве-государстве. Город был осаждён, и жители впали в отчаяние. Один мудрец посоветовал императору наделать кукол в виде красивых женщин и разместить их на крепостной стене. Император приказал так и сделать. На следующий день враги увидели кукол и отступили. Оказалось, жена вражеского правителя была очень ревнивой. Она перепутала кукол с настоящими красотками! И велела мужу снять осаду и отправляться домой. Так куклы спасли целый город.
ЛЕГЕНДАРНЫЙ ИТАЛЬЯНЕЦ
Итальянский Пульчинелла вообще стал настоящим национальным героем. Он родился в средние века у кукольников под названием "бурратинаи", которые работали с ширмой и перчаточными куклами. Пульчинелла (от слова "петушок") мог выскочить, как чёрт из табакерки, среди любой толпы, на рынке или на площади. Его узнавали по красному крючковатому носу, толстому пузу, наглой улыбке, хриплому писклявому голосу и нахальному поведению. Он колошматил дубинкой властолюбивых продажных политиков, жирных жадных попов, врунов-лекарей и даже свою скупую сварливую жену. К ней же Пульчинелла приближался с самыми похабными намерениями и реализовывал их при всем народе! Толпа взрывалась хохотом.
Фреска Дж. Д. Тьеполо "Влюблённый Пульчинелла" (1797 год)
УБИЙСТВО ЗА КУКЛУ
Средние века – время борьбы между язычеством и христианством в Европе. Церковь считала марионеток порождением языческого мира и дьявола. До нас дошли две самых кровавых истории за всю историю театра кукол. Первая произошла в XVII веке в Швейцарии, во время гастролей популярного французского кукольника Жана Бриоше. Говорят, именно его Полишинель был автором знаменитого "Письма Полишинеля кардиналу Мазарини" (в нем говорилось, что народ Франции любит Полишинеля больше, чем кардинала: "Я много раз слышал, как люди говорят: "Пойдём смотреть Полишинеля!" И ни разу не слышал, чтобы сказали: "Пойдём смотреть Мазарини!") Смельчак Бриоше попал в Швейцарии под пытки инквизиции за то, что его куклы были дьявольски похожи на живых людей. Чудом остался жив. Вторая кровь кукольника пролилась во время Великой французской революции. Полишинель осудил революционную политику новой власти. Куклу вместе с хозяином этого театра объявили «прислужниками аристократов» и казнили на гильотине – там же, где сложили головы Людовик XVI и Мария-Антуанетта.
"Полишинель" - рисунок Шез Н. Боннара (около 1650 года)
СПЕКТАКЛЬ-РЕКОРДСМЕН
Кукольный сатирический спектакль "Необыкновенный концерт" Сергея Образцова, впервые показанный в 1946-м, идёт на сцене Театра кукол до сих пор. Он был сыгран более 10 000 раз и вошёл в Книгу рекордов Гиннесса. Многие вообще называют его самым знаменитым кукольным спектаклем ХХ века! Гастролируя, знаменитый конферансье Эдуард Апломбов в каждой новой стране выдает шутки на местном наречии: он полиглот и владеет 24 языками. Сначала его озвучивал сам Образцов, потом – Зиновий Гердт. В спектакле показаны неустаревающие пародии на разные музыкальные жанры, понятные во всех уголках мира: на хор, оперу, оперетту цыганские романсы и пр. Не только фразы, но и песни оттуда стали крылатыми: например, песня "Ай-ай-ай-компания".
Спектакль был сыгран более 10 тысяч раз и вошёл в Книгу рекордов Гиннесса
НА УЛИЦЕ СЕЗАМ
Театр кукол лежит в основе самой популярной в мире детской передачи "Улица Сезам" тоже лежит театр кукол. Сюжеты со смешными носатыми существами, которые двигаются сами по себе и прекрасно умеют веселиться, были тщательно разработаны в США группой психологов со всего мира (в том числе и из России) ещё в 1969 году. В нашей стране "Улица Сезам" шла по ТВ больше 10 лет: демонстрировали как переведённые, так и оригинальные серии. Русских персонажей звали Зелибоба, Бусинка, Кубик и др. В первые годы показы "Улицы Сезам" на российском телевидении вызывали скандалы: передачу называли американской экспансией на наших детей. Однако зашкаливающие рейтинги программы доказали её бешеный успех.
[OBJ Певица Feist исполняет песню "1,2,3,4" в эфире передачи "Улица Сезам"]