Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Хрусталь

Хрусталь

Гагарин

Гагарин

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Александр Митта: Картины Малевича и Шагала мне полюбились с детства

Развлечения
31 марта состоится премьера фильма Александра Митты «Шагал — Малевич». Режиссер рассказал «ВМ», почему решил снять картину о двух великих художниках, а также о своем особом отношении к русскому авангарду.

Александр Наумович встречает меня в с квартире-мастерской, расположенной в доме, принадлежащем Московскому горкому художников-графиков. Режиссер извиняется за беспорядок и шум. «В коридоре ведут ремонтные работы — вся пыль оседает в близлежащих квартирах, в том числе и в этой», — говорит он.

В небольшой комнате рабочий беспорядок: на столе Александра Наумовича бумаги и ежедневник, в котором нет свободного места на ближайшие две недели — в преддверии премьеры надо провести немало встреч; на полках — много книг. Преимущественно об искусстве, по соседству с ними реплики картин Шагала. Режиссер наливает по чашке чая, ставит на стол тарелку со сладостями, и мы начинаем разговор.

Александр Наумович, ваша картина «Шагал — Малевич» повествует о двух художниках, их фамилии известны во всем мире и ясны из названия ленты — Марк Шагал и Каземир Малевич. Фильм о Шагале вы хотели снять давно. Почему он появился именно сейчас?

— Меня всю жизнь окружали художники: Друзья, семья — жена и сын. В картины же Марка Шагала и Каземира Малевича я влюбился еще в детстве.

Когда я только начал работать, мы жили в другой стране, в СССР, когда даже говорить о Шагале было нельзя. Он нарисовал Ленина вверх ногами на стуле, как клоуна революции, стоящего на одной руке.

После этого он стал антисоветчиной.

По сюжету фильма основные действия происходят в Витебске. Там Шагал встречается с Малевичем. Насколько события, которые отражены в фильме, соответствуют истории?

— У всех тех, кто задумывал снять фильм про Шагала, это не удавалось, потому что художник был человеком абсолютно бесконфликтным. А без кофликта невозможно держать зрителя в напряжении. За основу своего фильма я взял реальную историю.

Она просто удивительная: в Витебске Шагал создал школу искусств, куда в свое время пригласил всех авангардистов, в том числе и Малевича. Так вот, Малевич впоследствии выгнал оттуда Шагала. Другими словами, при создании фильма я опирался на байопик, биографию художников. Но нашлось место и выдумке. Я придумал историю, где есть место приключению. Во-первых, описывается интересная эпоха — 1919 год. Кроме того, я постарался отобразить взаимоотношения «учитель — ученики», то, как мастер вытаскивает из человека личность. Ну и, конечно, любовная линия — куда без нее?

Кроме того, что вы выступаете в этой картине в качестве режиссера, вы также являетесь и автором сценария. Информацию для него собирали в Витебске?

— Я опирался на книги. Мой учитель, режиссер Михаил Ромм, любил повторять одну историю. В свое время, когда ему дали задание снять картину «Тринадцать» про отряд в пустыне, Михаил Ильич обратился к своему сценаристу: мол, надо ехать в пустыню, собирать материал. На что тот ответил: «Пустыня называется пустыней, потому что там пусто. Садись за стол, и давай придумывать сюжет». Я тоже считаю, что только когда сюжет придуман, он должен обрастать подробностями. Конечно, когда идея сюжета «Шагала — Малевича» уже была сформирована, я ездил в экспедицию в Витебск, убедился, что там есть река, которая упоминалась в книгах, нашли улицу, которую впоследствии было решено задекорировать.

Вы давно не выпускали собственных фильмов. Как вы относитесь к тому, что происходит в российском кинематографе? Ваши коллеги повсеместно говорят, что существует нехватка сценаристов, многие предпочитают сотрудничать с американцами. Вы согласны с тем, что эта проблема существует?

— Это последствия 90-х годов.

Плюс отсутствие образовательной базы.

А как же ВГИК?

— ВГИК — выброшенные на ветер время и деньги. Речь идет о нехватке базовых знаний.

Потому что главными критериями во ВГИКе являются такие, как «мне кажется», «мне нравится». А при создании сценариев нужет технический, структурный подход.

У меня есть своя сценарная школа. И вот простой пример: совсем недавно в Доме кино мы организовывали семинар серьезного американского автора. И на его лекции сбежались все: пришли ведущие продюсеры, такие как Александр Акопов (директор компании «Амедия». — «ВМ»), сценаристы. Все потому, что, к сожалению, профессией у нас владеют немногие.

А что касается недостаточного финансирования фильмов? Многие грешат и на это.

— Взять тех же студентов ВГИКа — за год они снимают одну короткометражку. Если бы им быстро давали деньги, они бы работали в другом темпе. Сейчас создание картины выглядит так: человек написал сценарий, подал его на конкурс.

На его заявку отвечают, что рассмотрение продлится три месяца. Потом конкурс переносят. А режиссер уже привязан к этому проекту. Форма, так скажем, энергичной работы в России не принята. У меня был один случай, когда я провел два года в ожидании картины. В сотрудничестве с английскими продюсерами я снял фильм «Затерянный в Сибири». Картина получила премию BAFTA. После этого она автоматически попала на стол продюсеру американскому.

Согласно вердикту Гильдии кинорежиссеров ее номинировали на «Золотой глобус».

И мне сразу предложили проект. Он был маленьким по голливудским меркам, но для меня довольно крупным. Я согласился и ждал лишь того часа, когда продюсеры найдут инвесторов. В какой-то момент один из продюсеров задает мне вопрос: «Какое количество вариантов по изменению сценария у вас есть?» У меня же был один вариант. Тогда мне объяснили, что необходимо иметь как минимум пять вариантов развития ключевых эпизодов. Поскольку если в картине соглашается сниматься звезда, то нужно подстраиваться под ее пожелания, а если придут, к примеру, две звезды — в учет придется брать уже предложения обоих актеров. «Если у вас не будет хорошего ответа, то мы вас заменим другим режиссером, — сказал мне тот продюсер и добавил: — Если у вас на разных стадиях работы одновременно находится меньше восьми проектов, то вы не в бизнесе. Режиссер должен работать над всеми ними с утра до ночи и ждать, пока какая-нибудь звезда не согласится на роль». В Америке так работают все, а у нас никто. Поэтому многие лучшим выходом видят вариант «продаться на телевидение» и там вкалывать за три копейки. Тогда хоть какие-то деньги да будут.

Чтобы получить финансирование от Министерства культуры на фильм «Шагал — Малевич», пришлось доказывать художественную ценность фильма?

— Иван Демидов, который на тот момент занимал пост замминистра культуры и курировал кинематограф, усомнился в ценности картины. В экспертизе участвовали Зураб и Василий Церетели, представители Государственного центра современного искусства — они просмотрели картину и подписали бумагу о том, что я не исказил факты в фильме, что лента действительно о Шагале и о Малевиче. За это подтверждение нам обещали дать на съемки второй миллион долларов (первый миллион выделил Фонд кино. — «ВМ»), потом сумма сократилась до 500 тысяч, получили мы в итоге 200 тысяч долларов.

Зато теперь благодаря этой бумаге вашу картину можно показывать в школах.

— Эта картина больше ни на что не годится, кроме как показывать в школах. К сожалению, народ не очень любит экранизации. Нам выделили приличное количество экранов на первый уик-энд, но, как ни крути, народ любит смотреть комедии. Если фильм не комедия, у него нет шансов на окупаемость. А когда стоит напротив еще 15 американских картин, и часть из них номинирована на «Оскар», как же с этим бороться? Поэтому у меня нет никаких иллюзий. Я трезво оцениваю ситуацию.    

СПРАВКА

Александр Наумович Митта (28 марта 1933 года) — российский режиссер, сценарист и продюсер, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РФ. В 1960 году окончил ВГИК (мастерская М. И. Ромма). Уже в 1961 году вышел первый фильм режиссера — «Друг мой, Колька!», за который он получил премию на Международном фестивале в Лондоне. После были картины «Звонят, откройте дверь», «Гори, гори, моя звезда» и первый блокбастер в СССР — «Экипаж».

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.