Станислав Любшин: Я завалил только одну роль – Деда Мороза
Его карьера началась на подмостках театра «Современник», где он сыграл Славку в «Пяти вечерах». На счету Любшина вообще немало крепко врезавшихся в память образов — и Слава Костиков в «Заставе Ильича», и разведчик Белов-Вайс в «Щите и мече», и Егор Полушкин в «Не стреляйте в белых лебедей».
Обозреватель «Вечерней Москвы» поговорил с актером о том, что бы он изменил сейчас в своих классических актерских работах, об обиде на Андрея Тарковского и умении прощать.
— У вас репутация артиста, который крайне придирчиво относится к выбору ролей. А были ли в вашей карьере разочарования?
— Самое большое случилось еще до того, как я начал сниматься в кино (улыбается). Я тогда учился в кислородно-сварочном техникуме. Ну и выступал в самодеятельности, делал успехи.
И тут настал декабрь, время детских утренников. Председатель профкома подошел ко мне и сказал: «Слава, надо порадовать детей. Будешь Дедом Морозом». Я как мог отказывался. Но в конце концов сдался. И вот надели на меня красное одеяние, подпоясали, привязали белую бороду. Выхожу к детям и понимаю — провал неизбежен, плохой из меня Дед Мороз. В итоге дети плачут в три ручья, я плачу вместе с ними. Такой вот утренник.
Больше я роли не заваливал.
— А что за история у вас приключилась с «Андреем Рублевым» Андрея Тарковского?
— Это черная полоса в моей жизни. В течение двух лет Тарковский уверял меня, что именно я должен играть Андрея Рублева.
Время шло, у Андрея переносились даты съемок.
Мне начали поступать другие предложения. Я спрашиваю у Тарковского: «Ты по-прежнему хочешь, чтобы я сыграл Рублева?» Он отвечает: «Да, конечно. Но ты пробуйся на другие фильмы.
Когда будет нужно, я тебя позову — это обязательно произойдет». Меня берут в другую картину, я уезжаю на съемки. Возвращаюсь в Москву во время перерыва, звоню Тарковскому. Он говорит мне: «Скоро начну снимать «Рублева». Нужно, чтобы ты был свободен в течение года». Я посылаю режиссеру фильма, в котором снимался, телеграмму, что из-за начала работы над «Рублевым» придется искать мне замену. Он был в курсе, у нас была такая договоренность. Параллельно прошу дать мне в театре годовой отпуск. Любимов соглашается.
И тут происходят две вещи. Сначала я узнаю, что с другой картины меня никто отпускать не собирается, вплоть до того, что Госкино рассылает по всем киностудиям страны бумагу, запрещающую давать мне роли.
А вслед за этим выясняется, что Тарковский некоторое время назад нашел на роль Рублева другого артиста.
— То есть вы совсем остались без работы из-за невыполненного обещания Тарковского?
— К счастью, меня спас режиссер Лев Кулиджанов. Незадолго до всей этой истории меня утвердили на роль в его фильме. Он просто придержал запрет и начал со мной работать. В итоге через полгода Госкино отозвало бумагу. Но в те дни мне было по-настоящему страшно — у меня родился второй ребенок, я ушел из театра и фактически был на грани того, чтобы остаться без средств к существованию.
— Обиду долго таили?
— Нет, конечно. Не буду говорить неправду и утверждать, что обиды не было вовсе. Но надо же уметь прощать — и никогда не забывать о том, насколько это умение важно в нашей жизни.
5 лучших фильмов и спектаклей со Станиславом Любшиным
Александр Белов («Щит и меч», режиссер Владимир Басов, 1968), советский разведчик, выехал в 1940 году в Германию под именем Иоганна Вайса, где достиг прочного положения.
Александр Ильин («Пять вечеров», режиссер Никита Михалков, 1978). За эту роль Любшин удостоен премии кинофестиваля «Молодое кино» в Йере и стал по версии «Советского экрана» актером года.
Владимир Машков («Кин-дза-дза», режиссер Георгий Данелия, 1983), человек с планеты Земля. Живет в Москве, хорошо разбирается в людях, умеет обращаться с разнообразной техникой.
Битчем («Художник, спускающийся по лестнице», режиссер Георгий Данелия, 1983). Художник-авангардист, делит одну мастерскую-студию со своими коллегами и ностальгирует по прошлому.