Большой гвоздь для театрального сезона
Особенность этой премии – отсутствие номинаций. Спектакль оценивается в целом, а все пять представленных спектаклей являются победителями конкурса. Впрочем, главные роли в «Гвозде сезона» не у участников церемонии, тем более, что пять обладателей малых гвоздей известны заранее, а у режиссера Константина Богомолова и актера Сергея Епишева - бессменных авторов и ведущих «Гвоздя сезона».
Каждый год эта парочка придумывает что-то эдакое: достается и зрителям в зале, и театральному сообществу, и обстановке в стране и мире, и друг другу, и театральным критикам и, конечно, победителям - номинантам на «Большой хрустальный гвоздь». В этом году гвозди и шутки в свой адрес получили спектакли «Кант» режиссера Миндаугаса Карбаускиса (Театр им. Вл. Маяковского), «Аида» Петера Штайна (Музыкальный театра им. К.Станиславского и В.Немировича-Данченко), «Принц и нищий» Терезы Дуровой («Театриум на Серпуховке»), «Цветы для Элджернона» Юрия Грымова (РАМТ) и «Фантазии Фарятьева» Веры Камышниковой («Мастерская Петра Фоменко»).
Главной темой этой церемонии стал пир во время чумы. И если сначала заматеревшие за годы вручения премии актер и режиссер вышли к публике «набравшими вес» в прямом смысле слова (в накладках), то потом превратились в рыжих клоунов.
«За окном бушуют политические пожары и финансовые бури! А мы начинаем наш пир – "Пир во время чумы"», - скоморошничали Епишев и Богомолов на своем последнем «Гвозде сезона» в роли ведущих. Кстати, прощание с ролью ведущих не было шуткой. Уже после окончания действия Богомолов сказал корреспонденту «ВМ», что они и правда с Епишевым уходят, а причиной такого решения назвал усталость.
Зрителям усталость свою они не выдали – напротив, колкостей и шуток хватило бы на пару-тройку церемоний. Кто-то едва сдерживался, а кто-то, как, например, Тереза Дурова, подыгрывал ведущим, предложившим ей их… отшлепать. Режиссер не растерялась и исполнила просьбу.
- Жанр клоунады, в котором мы начинали свой путь, многое позволяет, и в нем все можно, - заметила Тереза Дурова. – Поэтому мы особенно рады получать свою награду из рук рыжих.
Впрочем, главная награда, «Большой хрустальный гвоздь», достался спектаклю режиссера, отсутствующего и в зале: «Гвоздем сезона» стал спектакль «Кант» Миндаугаса Карбаускиса.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексей Бородин, режиссер, член секретариата Союза театральных деятелей
- Конечно, все награды важны, но надо понимать, что они в любом связаны с тем, что кому нравится, со взглядами жюри. «Гвоздь сезона» - хорошая премия, мы ее получали уже несколько раз, случилось это и сегодня. Конечно, это приятно, потому что показывает интерес к тому, что мы делаем. А объективности в этих премиях не бывает – ни в каких, хотя все честно стараются быть объективными. Я был в жюри разных премий и знаю, что в этом положении до объективности очень далеко. А вообще все премии, и сегодняшнюю тоже, я воспринимаю как игру. Где-то она переходит границу, где-то – нет, где-то остроумна, где-то меньше, но праздничная обстановка, которую мы сейчас наблюдаем, очень важна, на мой взгляд. Она объединяет людей театра.
Справка
«Кант» - спектакль режиссера Миндаугаса Карбаускиса по пьесе литовского драматурга Марюса Ивашкявичюса, жанр которого звучит так: о критике чистого разума. Премьера прошла 17 декабря 2013 года. Зрители заходят внутрь затейливого алого шестиугольника (пространство художника Сергея Бархина) и оказываются на традиционном обеде в доме Иммануила Канта на Принцессинштрассе, 3.
За обедом рассуждают о том, зачем нужны женщины и как славно жить без них, о том, почему шатаются стулья и как поднялся в небо воздушный шар. Но вдруг раздается стук и очаровательная Фоби, племянница приятеля Канта просит автограф у автора свежеизданной «Критики чистого разума». Красавица очень хочет понять содержание философии Канта, и он старается «разложить» человека по полочкам и объяснить, что есть ум, воображение и любовь, не нарушив жанра легкой беседы. В спектакле заняты такие «звезды» Маяковки как Михаил Филиппов, Игорь Костолевский, Анатолий Лобоцкий и Светлана Немоляева