Бруклинский мост. Любовь. Трагедия
Бруклинский мост — железный, высотой до небес, прочный, конструктивный — воссоздан на сцене художником из США Семеном Пастуховым. Чем-то напоминает описание этого сооружения, данное Маяковским в стихотворении «Бруклинский мост» — «расчет гаек и стали», «стальная лапа», «стальная нога», «струны-канаты». И как у Маяковского он — место добровольной гибели тех, кто потерял надежду. У поэта были безработные, а у Шизгала — безработные с диагнозом «горе от ума».
Его, дошедшего до петли, в школе и колледже называли Достоевским (актер Владимир Капустин). Почему? Отчасти потому, что он много читал, многое замышлял, хотел все познать и копался в себе, как и герои Федора Михайловича. Под Бруклинским мостом, в петле, его находит школьный товарищ Милт (Дмитрий Ульянов) — ныне преуспевающий мистер. Кузнец своего счастья, обладатель американской мечты по ночам ищет на свалке старинные вещицы — он еще и «черный антиквар». Достоевского Милт отговаривает от рокового шага, но тут же изобретает коварный план — как использовать друга для решения своей сложной личной ситуации — развода с женой ради любовницы. У Достоевского и Элис (Анна Дубровская) немало точек соприкосновения — книги, музыка, искусство, гуманизм и одиночество. Она не нужна мужу, а он уже и сам себе не нужен. Но отношения этого трио далеки от мелодрамы. Они жесткие, экстремальные, стремительные — как и Бруклинский мост. У каждого героя есть причина — некое страдание, сиротство, которое позволяет любой ценой претендовать на любовь, жаждать любви и хватать ее всеми частями тела.
— Я хотел предостеречь зрителей от того, чтобы они не занимались подменой чувств, суррогатами, не превращали любовь в штамп, — говорит режиссер Вадим Дубровицкий. — Ведь многие люди даже не могут по-человечески, искренне объясниться в любви. Я вижу, что любовь в современном мире очень сильна искажена. С любовью происходят чудовищные мутации, которые надо предотвратить. Нельзя манипулировать любовью.
Пьеса — серьезная, раскрывающая сущность человеческой натуры, и актеры играют, что называется, на разрыв аорты, используя все силы, краски и Достоевского и американскую трагедию. Каждый раз, произнося глагол «любить», а за четыре часа спектакля это происходит не единожды, они вкладывают философский смысл.
В двух словах заболтали люди фразу «Я люблю тебя» до такой степени, что она на грани обесценивания. А без настоящей любви, той, о которой Маяковский слагал стихи, стоя на Бруклинском мосту, не жизнь, а абсурд.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Капустин, заслуженный артист России:
- Мой персонаж взвалил на себя такую функцию, согласно которой он человек непростой, со сложной судьбой. Он не без талантов, но во всем ему не хватает любви. Ему нужно, чтобы кто-то смотрел на него, слушал и слышал. Он придумывает себе некий мир, далекий от реальности. Его жалко. В своей жизни я таких людей почти не встречал.
Эти люди не могут найти язык с другими людьми. История о любви. Мы превратно понимаем любовь. Для Элис любовь — супружеские обязанности. Пьеса очень современная, потому что все мы далеки от истинного понимания любви и у каждого из нас слова расходятся с делами. И мы вроде это понимаем, а изменить не можем.