Крутое пике привело легендарного летчика к победе
Сидя на самодельном плоту, улыбаясь, гребет советский летчик. Его ясный взгляд полон жизни. Под черно-белой фотографией надпись: «Старший лейтенант Рыжков А. Д. на затопленном дождями аэродроме Аньдун, лето 1951 года.
Через полгода Рыжков погиб в воздушном бою».
— Несмотря на то что у нас в воздушных боях с американскими асами было более чем трехкратное преимущество, много моих товарищей отдали свои жизни, выполняя свой воинский долг, — говорит непосредственный участник той войны Сергей Крамаренко. — Сейчас мне 92 года, а тогда я был молодой капитан авиации. Аэродром Аньдун. Небо над Кореей. Все сейчас стоит перед глазами, словно это было вчера. Тридцать восьмую параллель, по которой проходит Северная Корея, я запомнил навсегда.
Крамаренко в Корейской войне провел 42 воздушных боя, сбил 13 самолетов противника, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. Он пережил практически всех своих однополчан.
— Американские летчики уважали нас за то, что мы не добивали их, когда они выпрыгивали с парашютами из горящих машин. У них же был приказ другой: расстреливать наших пилотов, — добавляет Сергей Крамаренко. — Однажды я вылетел со своим звеном на помощь нашим самолетам. Летал я тогда на первом советском реактивном истребителе МиГ-15. Пройдя над районом боя, я со своей группой заметил восемь американских F-86 «Сейбр». Я дал команду «Атакуем!» и с резким разворотом оказался сзади этой группы.
Но как только Сергей Макарович дал очередь, что-то заставило его обернуться назад.
В ста метрах ему в хвост заходил «Сейбр».
— В сотую долю секунды мой МиГ моментально выполнил полупереворот и вошел в отвесное пикирование. За мной устремились сразу три «Сейбра». Мне было известно, что этот самолет тяжелее, чем МиГ-15, и поэтому лучше пикирует, — вспоминает ас.
Долго пикировать было нельзя — противники догонят и расстреляют! Крамаренко направил свой самолет в кучевое облако.
— Потом я резко развернул машину влево и вывел самолет из облака, оказавшись над моими противниками сверху. Роли переменились: теперь атаковал я! — говорит герой.
Одного Сергей Макарович сбил, но двое кинулись за ним.
Чудом ему удалось от них оторваться. Когда приземлился, его ведомые рассказали, что потеряли командира из вида при резком повороте.
СПРАВКА
За героизм и отвагу, проявленные в годы Корейской войны, 22 советских летчика были удостоены звания Героя Советского Союза.
Среди них: легендарный ас Великой Отечественной войны трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб, самый результативный летчик Николай Сутягин, сбивший 22 американских самолета, а также командир полка, «рыцарь» корейского неба (так прозвали его американцы за то, что он дал приказ не добивать парашютистов) Евгений Пепеляев и первый ас-реактивщик той войны Сергей Крамаренко.