Валерий Фокин: «Театр – жизнь. А в жизни все неожиданно, с сюрпризами»
А еще руководители театров, педагоги, режиссеры делятся своими профессиональными секретами со студентами театральных вузов. Символично, что открыл образовательный проект "Уроки режиссуры" художественный руководитель Александринского театра Санкт-Петербурга Валерий Фокин. В зале музея, где проходила встреча, как говорится, яблоку негде было упасть: студенты из ГИТИСа, "Щуки", "Щепки", Школы-студии МХАТ сидели даже на полу и внимали каждому слову Фокина.
Валерий Фокин сам выбирал тех, кто хотел задать вопрос, и протягивал ему микрофон. Но сначала просил называть вуз, где учится начинающий режиссер, актер или будущий драматург. Кстати, сам Валерий Владимирович окончил Щукинский театральный институт, приглашал на свои студенческие работы Константина Райкина. А позже вместе они были приняты в «Современник». С рассказа о постановках в театре "Современник" Валерий Фокин и начал свой мастер-класс:
- Мне было 24 года, и я ставил спектакль в "Современнике". Артисты – знаменитости, мэтры. С ними я - как дрессировщик с тиграми. Слушают, смотрят скептически, не реагируют. Однажды со всей силы разбил графин с водой. Что вы думаете? Только после этого появился ко мне интерес. В моей жизни были тупиковые ситуации, когда я не хотел идти на репетиции. Возникали даже мысли о самоубийстве. Через это многие проходят. Режиссер без воли, без характера, без преодолений, без столкновений с огромными трудностями, состояться не может. Причем режиссер не имеет права показывать команде, актерам свои сомнения и страхи, - признался Валерий Фокин.
Дискуссия во время мастер-класса возникла вокруг личности Сталина. Валерий Фокин рассказал о том, что работает над спектаклем о молодом Сталине, и поделился своим пониманием феномена вождя:
- Мой спектакль по пьесе Артура Соломонова будет о том, как в юноше Сталине созревал будущий Ричард Третий. Он много читал. У него была огромная библиотека. Нашли даже экземпляр романа Достоевского "Бесы", весь подчеркнутый, исписанный Сталиным. Был случай, когда, скажем так, на молодежной вечеринке все веселились, а Сталин сидел в углу и читал Достоевского. Для него роман "Бесы" стал пособием, руководством к действию - он учился у героя романа Петра Верховенского. Между прочим, Сталин был режиссером, покруче любого из гениев. Только у него была другая сцена, - заметил Фокин.
Студенты спрашивали: "А кто такой режиссер?"
- Странно, что вы, будущие режиссеры, не знаете ответа на этот вопрос. Режиссер - главный автор спектакля. Более того, режиссер сочиняет другой мир. Режиссер - авторская профессия. По крайней мере, так считал Мейерхольд.
Недавно в Большом театре открылась выставка, посвященная сценическому шедевру Всеволода Мейерхольда "Маскарад" по драме Михаила Лермонтова. Валерий Фокин когда-то реставрировал в Александринском театре этот "самый дорогой спектакль царской России", и его работа завоевала все имеющиеся в стране престижные театральные награды. Про главного героя пьесы Арбенина, который в спектакле Мейерхольда-Фокина представлен демоном в человеческом обличье, на мастер-классе никто не вспомнил. А вот о "Гамлете", которого Фокин также поставил на сцене театра, которым руководит, вопросов было множество.
- Гамлет в моем спектакле - нормальный молодой человек, который сталкивается с машиной власти. Он не может жить, дышать, сталкиваясь с жутким обманом, ложью и предательством. Мой Гамлет - действующий, в чем-то радикальный. В нем нет сомнений и скепсиса. Но таким он становится в результате "встречи" с призраком отца. Я поставил пьесу "Гамлет" в 2010 году, потому что тогда этот герой был очень актуален, - рассказал Валерий Фокин.
Мастер просил задавать каверзные вопросы. Он - сторонник честного, открытого диалога. Один из таких вопросов: "Знакомо ли вам чувство зависти?":
- Зависть есть у каждого человека. Но с завистью надо бороться. Мой путь борьбы с завистью - долгий. Ко мне рано пришел успех в 24 года. А успех как притягивает чужую зависть, так и становится причиной своего чувства к более успешным мастерам. Сейчас я радуюсь чужому успеху. Я научился этому радоваться, - признался Фокин.
На вопрос о публике Валерий Владимирович ответил:
- Публика - этакое чудовище, с которым нужно быть настороже. Но не учитывать мнение публики нельзя. Сегодня она очень разнородная. Нынешняя публика ищет близости с собой, и хочет отдыхать, развлекаться. Идя ей навстречу, но не всегда, в развлекательную упаковку вкладываешь смысл, - объяснил мастер. - А вообще театр - тонкое искусство. Самое тонкое. И здесь нет рецептов успеха. Театр – жизнь. А в жизни все неожиданно, с сюрпризами.
Также Валерий Фокин посвятил много времени рассказам о том, как он работает с артистами, и с ностальгией вспомнил совместную работу с Константином Райкиным в "Современнике".
- Райкин может сыграть все, - сказал режиссер о своем друге, руководителе московского театра «Сатирикон».
Полную программу "Биеннале театрального искусства" смотрите здесь
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!