Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Гарри Гродберг: Без музыки своей жизни я не представляю

Развлечения
Гарри Гродберг: Без музыки своей жизни я не представляю
Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Гродберга называют властелином органной державы. Несмотря на солидный возраст, он продолжает выступать и все его концерты проходят с аншлагами! Гарри Яковлевич - человек уникальный. Его жизненный путь опровергает поговорку "один в поле не воин". Благодаря его бурной деятельности в нашей стране появилось значительная часть из ныне звучащих в концертных залах органов.

- Гарри Яковлевич, вам, по сути, одному удалось изменить музыкальную жизнь в нашей стране. Потому что именно благодаря вам у нас появились сольные органные программы, большое количество залов с органами.

- Действительно, давным-давно, когда я начинал свой путь, по сути, на пустом месте, в нашей стране не было органов в том количестве, в каком они существуют сейчас. И концертов органной музыки практически не было. Орган в то время чаще всего сопровождал выступления хора или оркестра. Но я был одним из первых отечественных музыкантов, попытавшихся изменить такое положение вещей. Ситуация изменилась во многом благодаря моему энтузиазму в те далекие годы. При моем непосредственном участии в нашей стране было создано около семидесяти органов. Я сам придумал и воплотил в жизнь бартерную схему приобретения инструментов через СЭВ - в обмен на различные промышленные изделия и сырье. Потом мне удалось пробить эту инициативу через Министерство культуры и создать Совет по органостроению. Формально этот совет возглавлял некий представитель министерства культуры, но большую часть работы, связанной с подготовкой, разработкой и установкой инструментов выполнял я - его заместитель. Мне приходилось очень не просто, многому я учился по ходу дела. Правда, последние лет 10-15 из-за воцарившейся во всех сферах нашей жизни коммерции и в этой области появилось много непрофессионалов, думающих только о своей прибыли, поэтому последний орган при моем участии появился в 2001 году в Самаре.

- Тем не менее, прошедшим летом при вашем активном участии появился в Прибалтике замечательный орган. Расскажите, как это было?

- Я родился неподалеку от Клайпеды, и когда францисканская больница Клайпеды обратилась ко мне с просьбой помочь им создать в недавно построенном соборе орган, конечно, я не смог отказать. Мы с женой решили поехать посмотреть, нам показали новый собор, я разработал проект органа с тремя клавиатурами и оригинальным составом регистров, на котором можно играть любую органную музыку, связал их с известной австрийкой музыкальной фирмой, а затем присутствовал на всех этапах строительства органа. И сейчас к этому органу прикреплена медная табличка, сообщающая, что это орган сооружен по моему проекту. Посол России в Литве даже вручил мне благодарность за большой вклад в развитие культурных отношений между Россией и Литвой. В начале февраля у меня пройдут концерты на этом органе, которым я очень горжусь, потому что по отзывам всех специалистов, слышавших его звучание, это один из лучших органов в Литве.

- Давайте перенесемся в Москву, расскажите о вашем юбилейном концертном цикле.

- Мой юбилейный абонемент в зале Чайковского состоит пяти концертов и посвящен творчеству Иоганна Себастьяна Баха, исполнению произведений которого я посвятил всю свою жизнь. И, по-видимому, это лучшее, что у меня получается. Кроме этого намечено еще пять концертов вне абонемента. Так что всего у меня в этом сезоне будет десять концертов. Это очень много, если учитывать, что все программы разные. В московской филармонии я единственный музыкант, который имеет такое количество сольных концертов. Потому что подобный вид концертирования отмирает. Сейчас наши исполнители, как правило, выступают с оркестром. А сольный концерт, когда два часа вы проводите на сцене один на один с залом, требует совсем другого напряжения. Но результатом я доволен, были полные залы, очень теплый прием у публики, а зрительская любовь - лечит...

- С каким настроением встретили юбилей?

- С одной стороны - в приподнятом, все-таки очень солидная дата. С другой стороны, мне как-то немножко грустно от ощущения, что жизнь так быстро проходит. Но я по-прежнему чувствую в себе достаточно сил и желания продолжать свою деятельность.

- У всех ваших концертов очень непростая программа, к тому же вы всегда исполняете несколько произведений на бис. Вы играете, кажется, не жалея себя.

- Другими словами, с полной отдачей. Вы абсолютно правы. Просто я очень люблю свою работу, свои концерты. И именно это, и поддерживает меня в хорошем тонусе и вселяет надежду, что я смогу еще выступать долгое время.

- Я знаю, что вам приходится три раза в неделю посещать Боткинскую больницу. Как это удается совмещать с концертной деятельностью?

- Мне, действительно, приходится ездить в Боткинскую больницу на процедуры гемодиализа. Это не очень просто, потому что они занимают четыре часа, плюс дорога от дома и обратно, в результате уходит почти весь день, но все равно это не мешает мне готовиться к концертам и выступать. Дома я играю каждый день на рояле, четыре-пять раз в месяц репетирую на органе. Чувствую я сейчас намного лучше, чем, скажем, год назад , даже прибавил в весе, и в больнице шутят, что у меня давление как у космонавта.

- А насколько серьезно вы болели, что с вами происходило?

- Осенью прошлого года мои дела были совсем плохи, я очень похудел, почти ничего не ел, плохо себя чувствовал. И, в конце концов, моя супруга вызвала скорую помощь, и меня повезли в больницу, начали обследовать, обнаружили почечную недостаточность. Затем состояние еще ухудшилось, я находился почти в беспамятстве, как мне потом сказали, врачи боялись летального исхода. Но все обошлось. Я очень благодарен своим врачам Марине Юрьевне Дудко и Евгению Викторовичу Шутову, которые буквально вытащили меня с того света. Да и Боткинскую больницу я вспоминаю с большой благодарностью и теплом, там работают очень хорошие врачи, которые переживали за меня и делали все возможное, чтобы мое пребывание там было более комфортным. При том, что их возможности, конечно, весьма ограничены. Но в больнице чисто, все очень хорошо организовано, медсестры ко мне были внимательны. Наша медицина в целом имеет очень много проблем, но я с этими минусами, к счастью, не столкнулся. В больнице я пролежал 72 дня. Главный врача сказал, что они гордятся мной, поскольку я - пример их хорошей работы.

- А коллеги, музыканты как-либо вас поддерживали?

- Да, их поддержка тоже была для меня важна. Прежде всего, я бы назвал Дениса Мацуева, который, когда я заболел, позвонил из Нью-Йорка в Боткинскую больницу, и попросил, чтобы на меня обратили особое внимание. Также Денис сообщил о моей болезни и нашему главному кардиологу Лео Бокерии, который оказался моим поклонником. И Бокерия тоже звонил в больницу, чтобы узнать в каком я нахожусь состоянии, и требуется ли мне какая-либо помощь. Поскольку врачи сказали, что мне нужно больше мяса из-за упавшего гемоглобина, а моя жена находилась со мной, и не могла выйти, то знакомые и даже чужие люди носили мне еду.

- Ваша жена была все время с вами?

- Да, мне выделили отдельную небольшую палату, в которой поместилась одна не очень широкая кровать. И жена около меня провела в этой комнате 72 ночи. Она спала на скамейке, потому что другая кровать в палате помещалась. На эту скамейку положили матрас, но все равно ей было, прямо скажем, не мягко. Тем не менее, она не отходила от меня ни на шаг. Это, конечно, с ее стороны настоящий подвиг. Чем-то похожий на героизм жен декабристов, которые шли за свои мужьями в Сибирь. Поэтому я теперь ее так и зову: моя декабристка.

- Наталья Владимировна уже много лет ассистирует вам и на концертах.

- Да, она моя бессменная ассистентка на протяжении нескольких десятков лет. Она профессиональный музыкант, точнее педагог, когда-то преподавала в музыкальной школе. Также очень много она мне помогает и на репетициях, потому что, разбирая то или иное сочинение, мне очень важно услышать его со стороны, чтобы лучше его понять, расставить акценты. А познакомились мы с Наташей на именинах одной общей знакомой в марте 1960 год, поженились через два года. О других женщинах я больше никогда и не думал.

- Существует представление, что классическая музыка способна лечить. Как вы считаете, это действительно так?

- Я в этом не сомневаюсь. Это проверено на мне лично, потому что когда я начинаю играть, когда нахожусь в музыке, чувствую себя намного лучше. Я оживаю, поэтому хоть бывает нелегко совместить процедуры с репетициями, но все равно музыка для меня не менее важна, чем любое лечение.

- А нет ли мысли о том, чтобы оставить ее и уйти на заслуженный отдых?

- Нет, что вы. Без музыки своей жизни я не представляю. Это - смерть. И как я могу ее оставить, если публика принимает меня с такой любовью и энтузиазмом. После каждого концерта я чувствую радость. И это очень большое счастье, когда тебя так любят, тебя так ждут. Это огромная подпитка, ради этого вообще стоит жить. На декабрьском концерте зал мне аплодировал стоя, четыре произведения я сыграл на бис.

- Ваши концерты, действительно, уже более полувека проходят с неизменными аншлагами. Скажите, отличается ли сегодняшняя публика от той, что ходила к вам 10, 20 лет назад? Как изменилась публика за последние годы?

- Я думаю, она, конечно, изменилась, но дело в том, что у меня своя публика. Часть моих слушателей, конечно, постарела, но на смену приходят их дети и внуки. И я особенно этим горжусь. После каждого выступления в мою гримерную заглядывают слушатели, чтобы поблагодарить меня за концерт. И бывали случаи, когда ко мне заходили представители нескольких поколений одной семьи – бабушки, дети , внуки – и для меня это был самый большой гонорар. Вообще, любовь публики - это то, что меня очень поддерживает. Прошлой весной я присел на лавочку на автобусной остановке, ожидая свою супругу, которая заглянула в магазин. Подошла супружеская пара, женщина поклонилась мне и сказала: «Спасибо вам за ваше искусство.» Я был счастлив и подумал, что, наверное, жизнь прожил не зря. Такие слова - самый высокий и большой гонорар, о котором может мечтать артист.

- Помню, на одном из недавних концертов вы исполняли фрагмент вашей переработки прелюдий и фуг для фортепиано Дмитрия Шостаковича, с которыми связана любопытная история.

- Мне посчастливилось показать Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу свое переложение на орган его фортепианных прелюдий и фуг. Я репетировал в Большом зале консерватории, а он в то время там преподавал. Я узнал его расписание, зашел к нему в класс и сказал, что обработал для органа его прелюдии и фуги, и был бы счастлив, если бы он сейчас из профессорской спустился в Большой зал, послушал и оценил мое исполнение. Он так странно на меня посмотрел и сказал, что мне придется немного подождать, пока закончит занятия со своими студентами. Затем мы вместе спустились в Большой зал. Я поднялся на сцену и сыграл, он меня слушал из зала, а потом сказал: «Ну, пожалуй, это можно играть и на органе. Звучит даже лучше, чем на фортепиано».

- Можно ли сказать , что вы с ним дружили?

- Нет, так я не могу сказать. Он вообще был человеком достаточно замкнутым. И дистанция между нами была велика, я его воспринимал как полубога. И сам факт, что я с ним разговариваю, уже являлся для меня большим счастьем.

- А с кем из великих музыкантов у вас были дружеские отношения?

- Я довольно близко общался с Арамом Ильичем Хачатуряном. Я исполнял очень сложную партию органа в его симфонии. Ему нравилось, как я играл, он требовал все более быстрых темпов и, в конце концов, даже начал говорить так: «Гарри играйте сплошняком». Я играл в бешеном темпе на всех регистрах органа и его это так поразило, что однажды на репетицию он пригласил корреспондентов с телекамерами, и они смотрели на меня как на кого-то дикого зверя. Особенно, когда играл трели ногами в нижнем регистре, а в верхнем - сложнейшие пассажи руками. Это было очень неудобно, но, тем не менее, у меня все получалось отлично. И запись этой симфонии сохранилась, и несколько лет назад вышла на компакт диске, изданном радиостанцией «Немецкая волна». И таким образом, симфония, написанная в 60х годах, увидела свет и в наше время. Я счастлив, что сумел сохранить эту запись, чуть ли не единственную, потому что там кроме солирующего органа участвуют еще 15 фанфарных труб. Это очень сложный и большой состав, собрать который весьма не просто.

- Отношения с Хачатуряном были только рабочие или вы ходили друг к другу в гости, выпивали?

- Иногда я ходил к нему в гости. Каждый раз, когда предстояло исполнение этой симфонии, он мне звонил, справлялся о моем здоровье, спрашивал, почему я к нему не захожу. Я уже догадывался ,что он хочет, чтобы я снова играл его симфонию. Ему очень нравилось, как я ее исполнял, так что с некоторых пор я стал очень нужным для него человеком. Я не раз был у него дома и даже как-то с ним обедал. Он запомнился мне как нормальный, полнокровный человек, который любил плотно и вкусно поесть, предпочитал армянскую кухню. Дома у него всегда были овощи, трава, хороший коньяк. Ему были не чужды и простые человеческие радости, да и музыка у него была такая же, наполненная жизнью, красками, чувствами. У меня сохранилась фотографии с автографом Хачатуряна. Также очень теплые отношения у меня были с Евгением Светлановым, Мстиславом Ростроповичем, Святославом Рихтером, очень дружим мы и с Денисом Мацуевым.

- Давайте в конце беседы снова вернемся к вашему юбилею, с которым мы вас от души поздравляем. Как вы считаете, ваш возраст дал вам мудрость, особый взгляд на жизнь, философию?

- Конечно, жизненный опыт дал мне очень много. Но не всегда можно сказать, что с возрастом я стал играть только лучше. Это не совсем так, в каких-то моментах опыт молодого исполнительского искусства может быть более совершенен, и наоборот, некоторые вещи, я сейчас играю, как мне кажется лучше, чем раньше.

- В бытовом плане возраст дал вам мудрость?

- Безусловно, но не всегда эта мудрость радует, потому что, чем дольше живешь, тем лучше начинаешь понимать, кто есть кто, что такое жизнь, что такое добро и зло. С возрастом мне стало легче смиряться с какими-то вещами, которые от меня не зависят, даже если они раздражают и мешают жить.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.