Хорошие картинки для детей стоят дорого
В небольшом зале Московского дома художника на Кузнецком Мосту представлено около двух сотен работ нескольких поколений художников-иллюстраторов, от мэтров до студентов.
— Изобразительный язык у всех разный, — говорит куратор выставки, председатель секции «Книжная графика» Московского союза художников Анастасия Архипова. — Кто-то придерживается старых традиций, кто-то следит за мировыми трендами, кто-то вообще создает абсолютно ни на кого не похожий мир...
Из старшего поколения на выставке — Юрий Иванов, Николай Устинов, Борис Диодоров. На поколение моложе — Игорь Олейников, Денис Гордеев, Светлана Филиппова. Есть и совсем молодые Яна Седова, Наталья Корсунская.
— Не согласна, что раньше книжная иллюстрация была лучше, — качает головой Архипова. — Она и сейчас прекрасна. Другое дело, что на книжном рынке много низкокачественных иллюстраций. Их гораздо больше, чем хороших, и они искажают картину...
— Действительно, хорошую иллюстрацию, особенно детскую, на прилавках магазинов видишь нечасто. На это есть объективные причины, — уверена Александра Литвина, редактор детского издательства «Пешком в историю».
— Издавать современную литературу с хорошими современными же иллюстрациями коммерчески невыгодно, — объясняет Литвина. — Себестоимость ее высока: ведь и автору нужно на что-то жить, и типографские услуги стоят дорого. Делать книги дороже не получается — ведь тогда у покупателей не хватает денег. Получается замкнутый круг...
Крупнейшие российские издательства выпускают огромные тиражи — но чаще всего качество «картинок» в них далеко не выставочное.
— Здесь две причины, — рассказала «ВМ» Любовь Соколова, менеджер одного из издательских холдингов. — Во-первых, сроки работы над книгой при поточном производстве ничтожны. Во-вторых, покупателю нужны либо дешевые книги, либо реалистичные.
Ситуация изменится, говорит Александра Литвина, когда на хорошую иллюстрацию появится спрос. На помощь в этом вопросе могут прийти детские библиотеки, по крайней мере в Москве именно они пропагандируют чтение.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Борис Диодоров, народный художник России:
- Не думаю, что применительно к искусству иллюстрации можно говорить о прогрессе: каждый художник сам ведет свою битву духа, каждая победа — его собственная победа. Другое дело — прогресс типографики: полиграфия действительно становится все лучше и лучше, а наш жанр — в известной мере синтетический. Но как бы то ни было, художники в младших поколениях есть, и какие! И суть искусства осталась той же: твори, не жалея времени и не желая денег. А иначе это уже не искусство, а всего лишь дизайн.