«Я вам не скажу за всю Одессу»: каким оказался фильм открытия «Кинотавра»
В воскресенье, 9 июня, в Сочи стартовал «Кинотавр». Открыла фестиваль лента знаменитого продюсера и режиссера Валерия Тодоровского «Одесса».
Навеянный яркими воспоминаниями о курортном отдыхе фильм оставляет сложное послевкусие. Во-первых, потому, что сюжетные повороты вызвали много этических споров среди кинокритиков. Во-вторых — было непонятно, насколько эта картина автобиографическая.
Август, 70-е годы. В типичной советской квартире проживают пожилые родители с двумя дочерьми, их мужьями и детьми. Накручивая «форшмак», они ожидают приезда родственников из Москвы. Анекдотичная еврейская семья сразу завоевывает сердце смотрящего, и дело не только в акценте, игре стереотипов. Каждый из героев наделен непростым, но до боли узнаваемым и родным зрителю еще по фильмам Гайдая характером. Юмористический накал растет, когда после приезда Бориса (Евгений Цыганов) и его сына Валеры город накрывает волна эпидемии. Дальше как в той шутке Жванецкого про похоронный оркестр: люди мрут от холеры, а по улицам с музыкой и маршем их провожают в последний путь.
Третья сестра Аллочка не сможет присоединиться к приехавшим погостить в Одессу мужу и сыну. В замкнувшемся пространстве вынужденная близость все больше давит на героев, заставляет сталкиваться друг с другом, а на самом деле — с собой. Солнечные блики на половицах, отброшенные от кружевных скатертей тени, летняя духота. Страхи и желания персонажей обнажаются, берут верх над ними. Дети выясняют отношения с родителями, ругаются друг с другом. При этом в картине соблюден удивительный баланс: каждый диалог заставляет и невольно улыбаться, и сопереживать. Прописанные с большим знанием человеческой души реплики создают особую глубину произведения.
В то время как Валера с другом Жориком пробует свою первую сигарету, его отец вдали от жены влюбляется в 15-летнюю соседку Иру. Запретная, но достаточно невинная связь породила немало негативных реакций публики. Однако, по словам режиссера и сценариста Максима Белозора, этот сюжетный ход лишь подтверждает растущее на экране безумие. И с ним сложно поспорить, ведь остальные герои параллельно совершают немало странных и неожиданных поступков.
Леонид Ярмольник поделился, что образ его персонажа — пожилого главы семейства — во многом напомнил ему собственного отца. Тодоровский, как и немалая часть членов съемочной группы, родился в Одессе. Он признался, что некоторые персонажи списаны с реально существовавших людей. Сложно не заметить его внешнее сходство с самым юным героем — Валериком. Авторы кино «соткали» сюжетную канву из личных историй, отразив на экране сокровенные эмоции.
В картине отсутствует конкретная тематика — это рассказ о семье, способности принять себя/других, преодолении трудностей, безбашенной и наивной влюбленности, чувстве общности, непосредственном месте в определенный момент времени. Это кино-воспоминание, настолько же универсальное, насколько интимное. Оно погружает смотрящего в собственное детство, возвращает к истокам, заставляет забыть о настоящем и переместиться назад во времени. Фильм пропитан жизненным опытом и завершается так же мудро и элегантно, как начался.
Читайте также: «Синонимы»: как авторское кино становится массовым