Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

«Мой ХХ век»: кинодверь в таинство человеческой жизни

Развлечения
«Мой ХХ век»: кинодверь в таинство человеческой жизни
Черно-белая лента завоевала на Каннском кинофестивале 1989 года приз за лучший дебют в режиссуре / Кадр из фильма «Мой ХХ век»

На 41-м ММКФ представили восстановленную версию фильма «Мой ХХ век» Ильдико Эньеди. Черно-белая лента завоевала на Каннском кинофестивале 1989 года приз за лучший дебют в режиссуре. Кроме того, сценарий венгерка написала сама.

В центре сюжета картины — мужчина и женщина, однако все не так просто. Персонажи лишь отражают женское и мужское начало человека — центральной фигуры любого времени. О вопросах, разделяющих или объединяющих эти два пола, будет аккуратно рассуждать режиссер.

Фильм Эньеди начинается сценой родов, презентацией модели женщины-матери, дающей новую жизнь. Прерывистый монтаж создает ощущение магии, позволяя оставить за кадром мирское — крики, муки, кровь, сфокусировав внимание зрителя на рефлексии. Закипающий чайник, пушистый кот, две новорожденные. Протекающее будто в полудреме повествование с первых кадров захватывает зрителя.

«Мой ХХ век»: кинодверь в таинство человеческой жизни Фильм Эньеди начинается сценой родов, презентацией модели женщины-матери, дающей новую жизнь / Кадр из фильма «Мой ХХ век»

В следующую секунду мы видим подросших близнецов: сиротки торгуют спичками и спят на улице. Тут дверь приоткрывается, и в рассказ вмешивается совершенно привычная магия, а кто-то скажет просто — судьба. Подобно антиподу черного кота, по улице пробегает ослик, и результатом волшебства сестры обретают дом. Правда, по отдельности. Жизнь разделяет их, превращая в противоположных по качествам людей. Дора и Лили отражают друг друга зеркально. Одна — богата, распущена и, кажется, пресыщена пресностью собственного существования, а также попытками скрасить его при помощи мужчин. Другая — бедна, начитана, целомудренна и является радикальной оппозиционеркой, выступающей за равные права для женщин.

Звезды на небе начинают перешептываться, и все по тому же мистическому стечению обстоятельств сестры оказываются в одном городе. Однако их встреча друг с другом становится опосредованной. Череда событий знакомит их с одним и тем же мужчиной (роль исполнил Олег Янковский), для которого они — одна женщина. Каждая из них воплощает разные значимые для него ипостаси. Таким образом режиссер метафорически обосновывает непостоянство феминной натуры, олицетворяя в совокупном образе мужской идеал женщины — Еву и Лилит в одном флаконе. Две параллельные линии, проистекающие из одного источника, внезапно начинают резонировать друг с другом лишь для того, чтобы породить измерение, где они будут едины.

«Мой ХХ век»: кинодверь в таинство человеческой жизни Примечательно, что роль матери и сестер исполнила одна актриса — Дорота Сегда / Кадр из фильма «Мой ХХ век»

Примечательно, что роль матери и сестер исполнила одна актриса — Дорота Сегда. Тем самым автор лишает персонажей индивидуальности, обозначая краеугольным камнем половую принадлежность или основу сущности. Следуя тому же принципу, Эньеди оставляет в тайне имя возлюбленного сестер, обозначив его одной буквой — Z. 

Ильдико не вступает в диалог, а погружает зрителя в сомнамбулическое состояние, где фиксирует его внимание на личных ощущениях. Внутренний мир смотрящего не вступает в резонанс с тихо подкрадывающимся волшебством, здесь оно интуитивно перерастает в необходимость. Каждый кадр расчетливо смонтирован, диалоги сокращены до минимума, действие обосновано, а последствия предрешены заранее. Рефлексия Эньеди одновременно охватывает вопросы смысла человеческого бытия, смешивает буддийскую мифологию с библейскими мотивами и одновременно в таинственной невербализуемой форме отвечает на них.

«Мой ХХ век»: кинодверь в таинство человеческой жизни Роль Z исполнил Олег Янковский / Кадр из фильма «Мой ХХ век»

«Мой XX век» — квинтэссенция человеческой жизни, где загадочная (но продуманная) мистерия имеет сакральную логику. Замысловатость и простота у Ильдико искусно сочетаются, образуя все тот же амбивалентный симбиоз, являющийся основой реальности фильма. Чудеса обоснованы сами собой, а разгадка известна до появления тайны, что вопреки всему только прибавляет вопросам значимости. Человеческое внезапно предстает магическим, а магия лишается всякой загадки. Внутренняя борьба каждого из героев проистекает из дуализма, лежащего в человеческой сущности. Она рождает в душе персонажей гражданскую войну с собственным естеством. Победа в сражении обретается при помощи очередного столкновения героя-мужчины с героем-женщиной. Они заполняют пробелы в познании себя, принимая участие в заранее заготовленной им игре, тем самым создавая замкнутый круг торжества природы. В конечном итоге фатум объединяет всех героев в зеркальном лабиринте: звезды на небе вновь перешептываются, появляется ослик. Эта история будет повторяться с людьми снова и снова — во веки веков.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.