Роман Виктюк: Предательство уничтожает душу
— «Саломея» посвящена Альфреду Дугласу, который предал Уайльда. Бози, как его называл Оскар, был предателем по жизни, — рассказал «ВМ» Роман Григорьевич. — Когда во время Второй мировой войны в Париж пришли немцы, Бози стал им служить. Причем кричал фашистам о том, что это он — «лучший друг великого драматурга и писателя Оскара Уайльда». Если бы тот дожил до этих дней, он провалился бы сквозь землю.
По словам Виктюка, биография Уайльда была написана на небесах, заранее, и он с невероятным спокойствием принял приговор судьбы.
— Гении со своими героями приходят на Землю с небес и уходят на небеса. Талант дается как испытание, а не как награда. И если художник выдерживает это испытание, то энергия его творчества уходит на небо и не исчезает. В противном случае она попадает под землю и превращается в тлен и прах. Только с неба возвращается энергия на Землю, а из-под земли ничего не возвращается, — добавил режиссер.
Он исчерпывающе прокомментировал свое видение предательства:
— Предательство все превращает в материю. Истинным художникам материя не нужна. Творец хочет на небо, к облакам, звездам, ангелам. Предательство уничтожает дух и душу. В моем театре нет битв и нет предательств. По глазам человека сразу вижу, кто предатель.
Что касается самого спектакля «Саломея», то путь его к зрителю был непростым, хотя сама история известна каждому мало-мальски образованному человеку. Впрочем, широкая публика все же получила возможность с ним познакомиться.
— Мне хочется думать, что Уайльду понравилась бы наша «Саломея». Я ставил ее в те годы, когда даже имя библейской героини в России нельзя было произнести, и тем самым рисковал. Более того, я был убежден, что мой спектакль никогда не будет показан на публичной сцене. Но с неба не было ни одного сигнала, чтобы я остановился. Поскольку сюжет «Саломеи» — библейский, то я просил разрешения на постановку пьесы у папы римского Иоанна Павла II. Со спектаклем «Саломея» мы объездили весь мир. Были даже в Африке, в Латинской Америке. И везде — море аплодисментов. Бывало, что нас просили играть в день по три спектакля. В Латинской Америке зрители снимали с себя золотые украшения и бросали под ноги артистам. Альфред Дуглас оказался подлинной Саломеей, и получилось, что литература тесно переплелась с жизнью, миф — с реальностью, предательство — с любовью, — поделился художественный руководитель театра.