Александр Сокуров: Сквернословие на экране - это тупик
Зрители начали заполнять зал еще за полчаса до начала мастер-класса, через пятнадцать минут свободных мест уже не было. Среди звездных гостей - Дмитрий Дюжев, Данила Козловский, Григорий Добрыгин и Игорь Верник.
Творческая встреча напоминала больше диалог Сокурова со зрителями. Первый вопрос, который прозвучал из зала, касался звукового оформления фильма и качества звукового "сопровождения" современного кино.
- Самые важные ощущения от фильма вы получаете из двух составляющих и одна из них - сочетание голоса актера с пространственными звуками, со всем, что происходит вокруг. Это большая ответственность звукорежиссеров и технических сотрудников, чтобы правильно передать всю полифонию звука. Это большая проблема развития кинотехнологии. К сожалению, сейчас из фильмов делают товар, разбавляя его, в том числе, ненужными звуками. И зачастую этот продукт нам не нужен, - ответил Александр Сокуров.
Второй вопрос - вопрос образования и образовательной базы.
Александр Сокуров тут же говорит, о том, что высшее образование в творческих вузах должно быть бесплатным, будь то второе или третье. И приводит пример о том, как он преподает в Кабардино-Балкарском Государственном Университете, расположенном в Нальчике.
- У нас оговорено заранее, что при выполнении заданий мои не затрагивают темы насилия, войны, религии. И я всегда говорил, что литературная база - основа режиссерской профессии. Не имея этой базы, невозможно постичь профессию. Кроме того, литература - самый свободный вид культуры, а кино – самый тоталитарный. Конечной целью я вижу в то, чтобы мои студенты жили со своим народом, помогали соотечественникам ощущать свою жизнь и разбираться в ней.
Сокуров говорит долго и эмоционально. Отвечает на каждый вопрос как можно подробнее. Кто-то из журналистов спрашивает мастера о том, как он относится к разнообразным запретам: на курение в актеров в кадре, на использование мата в кино.
- Вопрос сложный и он касается глубины укорененности культуры в обществе культуры, среди тех, кто культуру формулирует и несет. Сквернословие на экране - это тупик. Наше общество точно деградирует в культурном плане. Влияние денег, огромная территория как географическая особенность страны – при таких условиях очень сложно контролировать культурный уровень и его развивать. И потом, сквернословие - мужская вещь. Обидно, что мужчины разрешают женщинам этими словами пользоваться. Это нужно запрещать (улыбается). Надо посмотреть, что будет за общество, если люди вместо красивых фраз начинают использовать короткие матерные слова. И если это начинается, то дальше уже страшно, будет совсем плохо. Несложно отследить этапы дисквалификации культурной среды.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
XXV «Кинотавр». В Сочи состоялась торжественная церемония открытия фестиваля
1 июня в Сочи прошла церемония открытия XXV фестиваля «Кинотавр». «Вечерняя Москва» провела онлайн-трансляцию мероприятия.
Дресс-код «блэк тай»: девушки - в вечерних платьях, мужчины – в костюмах и фраках; несколько десятков звезд отечественного кино и красная дорожка. Здесь все почти как в Каннах: поклонники просят заветный автограф у своих кумиров.
Однако первое, что бросается в глаза при приближении к Зимнему театру, где проходила церемония открытия «Кинотавра», — красная дорожка. Именно красная. Впервые — в этом году. Ведь до этого дорожка здесь была традиционно желто-голубая. Почему эти цвета решили на сей раз заменить, пожалуй, никому объяснять не стоит…
ФОТОГАЛЕРЕЯ: ЦЕРЕМОНИЯ ОТКРЫТИЯ XXV ФЕСТИВАЛЯ "КИНОТАВР"
Впрочем, разговоры, которые велись в кулуарах, были все же не о политике, а о кино. И говорили в Сочи в первую очередь о новом поколении кинематографистов. Фестиваль давно уже считается своеобразной стартовой площадкой для молодых режиссеров. Но в этом году призыв «Дорогу молодым» прослеживается еще четче: вместо одного фильма открытия, который обычно не участвует в конкурсе, публике показали сразу пять картин, правда короткометражных. Все они — работы молодых режиссеров (далее...).