Андрей Звягинцев: Государство должно финансировать кино, которое говорит о наших проблемах
Зайдя в зал, где его уже ожидали зрители, Звягинцев сразу извинился за то, что ответы могут быть путанными. Он очень мало спал – вчерашний вечер плавно перетек в утро дня сегодняшнего, и лишь на рассвете Андрей оказался в своем гостиничном номере. После режиссер предложил не тянуть и начать диалог.
Вопросов от зрителей было много, и немалая их часть касалась прогремевшего в Каннах фильма «Левиафан». Например, о том, где, кроме «Кинотавра», можно будет посмотреть авторскую версию картины. С 1 июля в силу вступает закон о запрете использования ненормативной лексики в кино, а в «Левиафане» таковая присутствует.
- Полную версию, возможно, покажут на ММКФ, сейчас продюсеры ведут переговоры с организаторами фестиваля. Кроме того, согласно этому закону, фильмы с использованием ненормативной лексики можно показывать на любом фестивале на территории страны. Что будет с прокатом картины, я не знаю. Но, к слову, хочу сказать, что, на мой взгляд, ненормативная лексика в фильме чиста. Там ничего нового не звучит (смеется). Мат задает в картине тон, создает портрет одного из героев.
Рассказал Андрей Звягинцев и о том, как шла работа над картиной.
- Сценарий был очень большой по объему. У нас присутствовал человек, который суммировал время всех эпизодов, тем самым «прикидывал» хронометраж фильма. Так вот, эта цифра равнялась трем часам и двадцатью пятью минутам. И во время съемочного периода всем было понятно, что надо приложить большие усилия, применить какой-то новый способ. Я понимал, что надо рубить, и сокращал сцены, говоря кинематографическим языком, «входя» в сцену в самый ее разгар, в самый напряженный момент. Сценарист, конечно же, был недоволен этим, но, стоит отметить, что сценаристы почти всегда недовольны тем, что выходит в итоге.
На вопрос-удивление одного из зрителей о том, почему все же фильм, который освещает проблемы нашей страны, нашего общества, выделило средства государство, Звягинцев ответил прямо:
- На мой взгляд, государство обязано финансировать проекты, которые рассказывают о том, как на самом деле все происходит. Не надевать розовые очки на всех. Более того, не было никаких специальных просмотров на стадии производства картины Владимиром Мединским, например. У меня сейчас есть три готовых сценария и еще две истории, которые ждут бумаги. Я встречался с Мединским, рассказал ему о своих идеях, и они ему понравились.