Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Наводнение

Наводнение

Почему литература стала посторонней на празднике жизни

Развлечения
Почему литература стала посторонней на празднике жизни
Понятие «писатель» отсутствует в реестре профессий / Фото: Светлана Колоскова / Вечерняя Москва

О том, что происходит с отечественной словесностью, мы говорим постоянно. Однако нелишним будет еще раз остановиться на причинах и следствиях кризиса нашей литературы.

Нельзя сказать, что перед Новым годом в литературной жизни страны совсем ничего не происходит.

Да, прежние престижные премии, такие как «Букер» или «Национальный бестселлер», схлопываются, теряют былой размах. Но возникают новые. Только что в Санкт-Петербурге фонд под названием «Созидающий мир» учредил ежегодную Всероссийскую премию искусств, опережающе успокоив будущих соискателей, что денег хватит лет на пять как минимум. Премия и впрямь «жирная». Победителю в номинации «Книга года — проза» достанется миллион рублей. Поэтам, художниками, скульпторам, а также уважаемым, сделавшим свой «вклад в культуру» творцам тоже перепадет немало. Нижняя планка — полмиллиона.

В журнале «Дружба народов» пока не сильно известный в читательских кругах прозаик из Екатеринбурга Артемий Леонтьев опубликовал «Манифест новой российской литературы», где призвал авторов «вне зависимости от возраста и степени известности научиться ярко выраженной стилистической индивидуальности».

Ошеломляет прорывной свежестью и другой тезис революционного документа: «Художник — не ксерокс, не фотоаппарат, и он способен на нечто большее, чем просто качественные, пусть и очень талантливые, фотографии и копии мира…»

Манифест — достойный ответ нытикам, сетующим на творческую несостоятельность, недостаточную образованность и отсутствие оригинальных идей у современных молодых писателей. Новая российская литература расправляет крылья!

Самая известная премия — «Большая книга», хоть и принято ее ругать, в нынешнем году оказалась на высоте, удивительно точно отреагировав на господствующие в литературном сообществе тренды. В победители вышли три автора биографии «Венедикт Ерофеев: посторонний».

Знаковое решение жюри.

Если и был в советской литературе более посторонний и отстраненный от государства писатель, так это именно Венедикт Ерофеев. Сегодня в России от государства отстранена практически вся, за исключением избранной премиальной, литература. Понятие «писатель» отсутствует в реестре профессий. Авторский гонорар откочевал в область преданий. Неужели отважные устроители премии послали государству сигнал о недопустимости подобной ситуации? В свое время автор поэмы «Москва — Петушки» Венедикт Ерофеев не успел насладиться благами славы и признания. Так что остается только порадоваться за его счастливых биографов.

Удачно подобран и второй победитель — Григорий Служитель за роман «Дни Савелия». Савелий, если кто не в курсе, — кастрированный кот.

В самом деле, есть ли сейчас на бескрайних просторах интернета что-либо более волнующее и восхищающее миллионов пользователей, чем котики? Хроника их повседневной жизни превратилась в сети в неисчерпаемую, сопоставимую разве что с рассуждениями о неминуемом конце света, тему.

Третье место в «Большой книге» заняла уже получавшая ее несколько лет назад Гузель Яхина. Теперь за роман «Дети мои». Это правильное решение. Зачем издательству тратиться на рекламу и продвижение нового автора? Да и голову читателя не следует засорять незнакомыми именами. Пусть берет, что уже на слуху. Так надежнее. Ничего не поделаешь, сегодня литература посторонняя на празднике жизни. Только ведь и жизнь без литературы становится для человека посторонней.

О том, как и почему это происходит, написал в своем романе «Посторонний» французский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Альбер Камю.

«В сущности, я прекрасно понимал, что умереть в тридцать лет или в семьдесят — невелика разница, все равно другие мужчины и женщины останутся жить после тебя, и так будет еще тысячи лет. Ясно и понятно, чего проще. Теперь или через двадцать лет — все равно я умру. Сейчас при этом рассуждении меня смущало одно: как подумаю, что можно бы прожить еще двадцать лет, внутри все так и вскинется», — рассуждает Мерсо, герой произведения.

Литература наша формально жива. Но разве это жизнь?

СПРАВКА «ВМ»

Юрий Козлов, писатель, главный редактор журнала «Роман-газета», лауреат многочисленных литературных премий и наград.

Читайте также: Участники акции «Читающий транспорт» прочитали более 10 тысяч книг

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.