Корреспондент «ВМ» узнал, как работают реставраторы
Мастерскую по ремонту старинной мебели на улице Перовской знают многие любители раритетов. Корреспондент «Вечерней Москвы» выяснил, как работают реставраторы, и попробовал себя в этом деле.
На площади около 200 квадратных метров разместились верстаки, циркулярные пилы и другой столярный инструмент. На столах стоят банки с красками и различными растворителями. Меня встречает мужчина лет 65 — руководитель мастерской и по совместительству преподаватель по реставрации мебели Федор Иванов.
Я напомнил, что хотел бы приобщиться к новому для себя делу, но Федор сразу остудил мой пыл.
— Наш учебный курс рассчитан на четыре месяца, — объясняет он. — Сначала — теория. Лишь получив знания, ученики приступают к работе. Без базовых навыков ничего не получится. Но кое-чему я вас сегодня все же научу.
Мастерская при Академии русских ремесел появилась восемь лет назад. За этот период через нее прошли около 300 учеников. Все это время Федор Иванов тут преподает. Не все трудоустроились по новой профессии. Для многих это занятие стало оригинальным хобби.
— Главная боль современного реставратора — предмет, побывавший в руках дилетанта, — сетует мастер. — Насмотревшись обучающих роликов в интернете, он приступает к практике, и нередко после него вещь невозможно восстановить.
Федор Иванов ведет меня во флигель. По периметру помещения замечаю беспорядочно сложенную старую мебель в плохом состоянии. В основном тут экземпляры, на которых тренируются студенты. Мастер берет со стола две ножки от разных стульев.
— Для первого раза подойдет, — радуется он. — Вы освоите два способа снятия лака.
Тут же обращаю внимание и на три овальные емкости достаточно большого размера.
— Это кеги для пива, — улыбается реставратор. — В них замачиваются детали для последующей очистки от эпоксидной смолы. Ее часто использовали советские реставраторы, но после нее мебель бывает трудно привести в порядок.
Возвращаемся в мастерскую. Первое, чему я буду учиться, — снимать лак циклей — стальной пластинкой с заточенной кромкой.
— Непрофессиональные реставраторы обычно применяют для этого шкурку, — уточняет Федор. — Это ужасно трудоемкий и бессмысленный процесс. Сейчас вы увидите, как просто с задачей справляется настоящий мастер.
Наставник показывает мне движение, и я приступаю. Беру в руки циклю и одним краем скребу по деревянной ножке от стула. Лак легко отходит, но инструмент постоянно норовит уйти в сторону. Промучившись минут десять, добиваюсь результата.
Другую ножку будем очищать химическим путем. Кисточкой наношу специальное средство и жду.
— Мы не используем тут циклю, потому что поверхность фанерованная, — объясняет мастер. — Это означает, что она покрыта шпоном — тонким деревянным листом. Важно его не повредить.
Спустя пять минут завершаю операцию щеткой с мягким металлическим ворсом.
Близится время обеда. Федор Иванов провел со мной все утро, ему еще нужно успеть поработать, и я покидаю мастерскую.
Читайте также: Проекты столичного архитектора востребованы по всему миру