Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Картины с выставки

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Развлечения
Картины с выставки
Михаил Щербаченко на презентации своего трехтомника в «Библио- глобусе», / Фото: Александр Кожохин / Вечерняя Москва

Новая книга Михаила Щербаченко, одного из самых ярких авторов «Вечерки», изданная «Нашей школой», ждет читателей.

К туманному определению счастья я точно добавила бы такой пункт, как способность удивляться, тем более он никогда в определениях этого состояния души почему-то не присутствует.

Ей-богу, перестав удивляться, человек лишается чего-то очень важного. И, согласитесь, трепетание под ложечкой и искреннее «ах» все реже настигают нас: все-то мы видели, все знаем, а когда что-то не знаем, тогда сделаем вид, что в курсе. Так, конечно, и сойдешь за доку, хотя бы до поры, но на деле умножишь скуку, которой оборачивается жизнь без удивления. И вот рецепт от скуки обернут в оранжевую обложку новой книги Михаила Щербаченко с игривым, в стиле рококо, названием «Мадам де Маникюр». У меня дома она встанет на особую полку, заняв место среди тех немногочисленных книг, которые располагают к перечитыванию.

Даже не помню, честно говоря, когда столько раз удивленно и удовлетворенно кивала головой, поражаясь наблюдательности автора. Так бывает, когда вдруг кто-то обращает твое внимание на совершенно очевидную, казалось бы, но прежде не замечаемую тобой вещь или явление. Вот ты и замираешь в том самом счастливом изумлении, от которого так хорошо: да, ты знал это, но не видел в упор, и от радости этого узнавания тепло, а внимательность опередившего тебя автора открытия восхищает. Так и с этой книгой: ее герои узнаваемы и во многом типичны, а вот высветить их типические черты получилось именно у Михаила Львовича.

Гениальные образы Салтыкова-Щедрина, Гоголя или Чехова, безусловно, типические для всех эпох, все же тяготеют к прошлому: фалды их сюртуков, гусиные перья и грохочущие по каменным мостовым брички тянут их туда, требуя хоть некоторого осовременивания. Типизации же наших современников как-то пока не случилось: думаю, потому, что слишком размыты их образы и слишком разнесены их носители по разным сторонам социальных лестниц-качелей. А может, в эпоху тотального упрощения количество типажей просто минимизировано до исторического минимума.

Вот и свелась типизация человека современного — homo modern — к набору примитивных социальных штампов: безжалостный банкир, туповатый бандит, секси-блонди-провинциалка-покорительница Москвы, похотливый «папик», жесткая феминистка, мажор — дитя «золотых» родителей и, очевидно, «минор» — ничего не желающий и не делающий любитель гамбургеров и компьютерных игр, а также девушка с губами и поднятыми скулами, злая пенсионерка и тоскующий идиот-подросток, живущий в телефоне. Но в книжке Михаила Львовича вы узнаете других современников — неоднозначных и неплоских, очень настоящих «героев» нашего времени, живущих рядом с нами или где-то тоже рядом, но недосягаемо далеко. Щербаченко писал и пишет о людях, и каждого из них каждый их нас назовет именем своего знакомого и улыбнется, а может, и загрустит над этой узнаваемостью.

Многое из того, что вошло в сборник, печаталось в «Вечерке». Но «Мадам де Маникюр» — изящная и предельно кинематографичная повесть, а может, и мини-роман, будет для вас новинкой. Замахиваясь на «женское» произведение, Щербаченко был далек от претензий Флобера на растворение в героине: нет, он не закричит на манер последнего, олицетворявшего себя с госпожой Бовари: «Людмила Вадимовна — это я», да и слава богу: миру и без того хватает гендерных проблем. Но бесспорно одно: честно признаваясь в повышенном интересе к женскому полу в начале книги, Михаил Щербаченко очень точно выписал свою «мадам», соткав ее из массы типических черт ее современниц. И хотя среди первых читателей «Мадам» уже возникли споры, а таким ли хотелось бы видеть финал, подтверждаю с горечью — увы, он точен...

Любимые Михаилом Львовичем «мелочи», приглянувшиеся многими читателями «Вечерней Москвы», вас тоже порадуют: они рассыпаны по книге, как бусины по столу, к ним тоже хочется возвращаться, поцокивая языком: все — так.

Более того, поражает и давно стало фирменным стилем автора: выхватывая из набора человеческих качеств самые «актуальные», Михаил Щербаченко умудряется обойтись без назидательности и брюзжания.

Никакого моралите, никаких осуждений, навязчивых указаний на безнравственность, даже если таковая и имеется, тут нет. А зачем? Перед вами — яркие, сочные, четкие, по-своему музыкальные, как «Картинки с выставки» Мусоргского, эпизоды жизни. Современный человек во всех его ипостасях, от денежного воротилы до псевдоспеца по всем вопросам, выписанный с иронией и с философской мудростью, с подмеченными парадоксами — перед вами. И из подобранных автором ярких кусочков ловко складывается причудливое мозаичное полотно. Называется оно просто — жизнь.

Читайте также: Международный день буккроссинга: москвичи рассказали об обмене книгами в центрах госуслуг

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.