Сергей Лозница: Василь Быков благословил меня на эту картину…
Оператором, как и в прошлом фильме Лозницы «Счастье моё», стал румын Олег Муту.
Два партизана собираются расстрелять крестьянина Сушеню, уцелевшего после допросов полицаями. Его считают предателем. История о предательстве, которого не было, о белорусских партизанах в ватниках и портянках, с винтовкой наперевес, вызвала у нарядной каннской публики, как ни странно, самый теплый прием. Режиссеру и его артистам долго аплодировали после сеанса. А за пару часов до премьеры Сергей Лозница встретился с журналистами.
- Я уже 10 лет назад хотел снять этот фильм, но смог только сейчас, - рассказывает режиссер. - Этот фильм - не о войне, а о людях, которые оказываются в сложных ситуациях в жизни. Война лишь задает определенную атмосферу, обстановку, присутствует как пространство, в котором существуют люди. И они сами это пространство и создают.
- Что вас привлекло в повести Быкова?
- То, что там нет столкновения с букв врагом… Там есть конфликт между мирными жителями одного региона на фоне оккупации. Конечно, эти условия делают их жизнь гораздо суровее. И соответственно столкновения очень жесткие… Два героя картины по сюжету знали друг друга в мирной жизни, они не враги
- Вы говорили о своем замысле с Быковым? Ведь он был в Белоруссии диссидентом и при советской власти. И при Лукашенко…
- С Василем Быковым я общался, когда мы первый раз получили от него права на картину. Он меня попросил не привлекать его к написанию сценария – у него оставалось не так много времени и он должен был написать еще многое.
- Но он благословил меня, можно так сказать, на эту картину, пожелал мне ни пуха, ни пера!
- Я бы не стал сужать смысл фильма, говоря о конкретной политической ситуации… Я не вкладывал в картину никакого скрытого политического подтекста. То, что происходит в этом фильме, могло бы случиться в любое время в любом месте. Я знаю фильмы, близкие по тематике: это «Ворон» Клузо или «Не тот человек» Хичкока. Моя картина чуть больше, чем политическая дискуссия
- Как бы вы все-таки сформулировали тему фильма? – этот вопрос корреспондента «Вечерней Москвы» особо воодушевил режиссера.
- Мне очень нравятся слова Быкова о том, что человек может не все. Бывают ситуации, когда он не может ровным счетом ничего…Картина именно об этом.
- А где вы нашли замечательного Владимира Свирского, который сыграл Сушеню? В Москве вечерней (Лозница улыбается, все смеются). У Петра Фоменко. Это театральный артист. Ему пришлось адаптироваться в кино.
- На репетиции было отпущено два месяца, и мне было чрезвычайно трудно, добавляет Владимир Свирский. - Я и сегодня еще не всему до конца научился... Например, мне пришлось научиться говорить нормально, а не играть. Я - театральный актер, в театре надо громко говорить, широко жестикулировать, держать внимание зала... В кино все совершенно по-другому.
- У вас в картине всего 72 склейки. Длинный кадр – это очень специфично…
- Иметь длинное дыхание в кадре показывает то, что умеет актер, - добавляет Влад Абашин (он сыграл Бурова). – Актер интересен именно в паузе. И чем длиннее она – тем выше пилотаж. В этом был интерес.
- Я театральный актер с 20-летним стажем, - говорит Сергей Колесов (он сыграл Войтика). – Но именно Сергей познакомил меня с настоящим кино. И я понял, что это два абсолютно разных искусства. Для меня как раз длинные планы гораздо удобнее и интереснее. Как в спектакле, где легче прожить отрезок времени.
- Насколько вас вдохновлял Достоевский и Толстой? (вопрос французского журналиста к Лознице)
- Так же, как и Шекспир, и Пруст.
- Но мне как раз приходилось удалять театр из актерской игры…….
- У вас очень интересный звук в картине…
Во всех своих фильмах я подробно работаю со звуком. И я всегда работаю с одним звукорежиссером – Владимиром Головницким. У нас отношение к звуку – как к музыку. И поэтому мне музыка не нужна. Каждый эпизод мы выстраиваем по звуку очень подробно, тем более что 90 процентов звука пишется на площадке, потом все оьрабатывается
- Как работалось с выдающимся румынским оператором Олегом Муту?
- За полгода до съемок мы сделали подробный анализ всех сцен. Так рождалась картина, вырабатывались правила, по которым она будет существовать…. К съемкам была готова полная раскадровка всего фильма с примерным хронометражом. И во время съемок менялось очень немногое.
СПРАВКА «ВМ»
Сергей Лозница - ведущий отечественный документалист, обладатель множества наград, автор фильмов «Портрет», «Полустанок», «Блокада», «Представление». После своего игрового дебюта «Счастье моё» Лозница вышел в авангард ведущих режиссёров игрового кино. «В тумане» - его второй фильм. Лозница сейчас живет в Берлине. Его следующий фильм будет посвящен Бабьему Яру.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Белорусские партизаны пришли на Лазурный берег
Картины на военную тему в нынешнем конкурсе Канн практически отсутствуют. Фильм Лозницы призван компенсировать собой эту досадную брешь. Впрочем, можно вспомнить явление в Каннах Никиты Михалкова два года назад с его «Утомленные солнцем-2», оторые и здесь встретили более чем прохладный прием.«В тумане» - как бы полный антипод ленте Михалкова (ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ)