«Игра в изоляцию»: стюардессы рассказали о риске заражения пассажиров коронавирусом
Сюжет:
Ситуация с коронавирусомПрезидент РФ Владимир Путин сказал, что из-за угрозы COVID-19 воздушное сообщение России вынужденно ограничено — перевозки на внутренних рейсах сократились на 88 процентов, общий объем международных рейсов сократился более чем на 90 процентов. На авиарейсах, которые продолжают работу, принимаются усиленные меры для предотвращения распространения инфекции. О том, какие трудности, связанные с карантином, коснулись авиаперевозчиков и как они затронули рабочий персонал летных компаний, «Вечерней Москве» рассказали две бортпроводницы. По просьбе девушек их фамилии изменены.
Жанна Кузнецова проживает в Находке, работает в известной авиакомпании более 17 лет, она — инструктор, старший бортпроводник. Зарплаты, по ее словам, у членов экипажа катастрофически упали вместе с количеством выполняемых рейсов:
— Коронавирус в финансовом плане ударил по всем. Мы почти безработные. У нас зарплата зависит от летных часов. Максимально разрешенное количество летных часов в месяц по саннорме — 80. Зарплата бортпроводника составляет от 80 до 100 тысяч, в зависимости от профессиональной категории и других факторов. Может показаться, что деньги солидные. Но не забывайте: продукты на Дальнем Востоке стоят в среднем в полтора раза дороже, чем в Москве.
Кузнецова сообщила, что оклад у нее вместе с «дальневосточными» и надбавкой за тяжелые условия труда составляет 19 тысяч рублей, остальное — «летные». Она пояснила, что в настоящее время все бортпроводники независимо от категории получают около 20 тысяч: приблизительно раз в месяц выполняется один рейс.
— Летаем не дальше Новосибирска, — отметила девушка. — За границу и в Москву у нашей компании перелеты приостановлены. В «нормальное» время выполняется шесть рейсов в неделю. Рейсом считается перелет «туда» и «обратно».
Собеседница «Вечерней Москвы» рассказала, что сейчас даже раз в месяц самолет заполнен от силы процентов на двадцать. Она пояснила, что пассажиров нет, летят только те, кому действительно надо, в основном — по работе. При этом стариков и детей практически нет.
— Открыли снова дальневосточный филиал МГУ. Возвращаются студенты. Но салон все равно пустой. Компания работает в убыток. Самолеты в лизинге, за них продолжают платить, — сказала девушка.
По словам Кузнецовой, санитарные меры предосторожности в настоящее время и в аэропорту, и в самолете усилены. Чаще проводится уборка, в ходе которой применяются дезинфицирующие растворы. Все выполняет специальное подразделение. Экипаж работает в масках и перчатках. Для сотрудников авиакомпаний проводится дополнительный инструктаж по мерам безопасности в условиях пандемии.
Сотрудница авиакомпании заметила, что все работники заинтересованы оставаться здоровыми. Она сказала, что и до пандемии в коллективе коллеги внимательно относились друг к другу, к примеру, член команды с остаточными признаками опьянения просто не попал бы на борт:
— Чушь, что пилот или стюардесса могут отправиться в рейс «с бодуна». Сдадут сразу, свои же! Всем хочется жить. Теперь все следят, чтобы у коллег не было признаков простуды. Помимо этого, перед вылетом мы проходим стартовый медицинский осмотр.
Стюардесса сообщила, что у пассажиров температуру перед посадкой не измеряют. Да это бы, по ее мнению, и не помогло: инкубационный период при инфицировании COVID-19 две недели, зачастую в первые дни он никак не проявляется.
Кузнецова посетовала, что иногда люди бывают нервными. Они боятся коронавируса, если в салоне кто-то начинает кашлять, пассажиры требуют их отсадить. По словам стюардессы, пассажиры должны занимать места согласно купленным билетам. В случае явных истерик экипаж делает какие-то исключения и идет навстречу, чтобы избежать скандала.
Бортпроводница в беседе упомянула, что отпуск у нее увеличенный, 77 суток. Сейчас же, когда все и так сидят дома, подобные льготы мало кого радуют. У Жанны трое детей школьного возраста, муж — моряк-контрактник:
— Он по полгода в море, под Новый год вернулся. Это очень помогло — деньги есть, не голодаем. Но у нас еще ипотека. И любые накопления имеют свойство заканчиваться. Губернатор Приморского края Олег Кожемяко продлил карантинные меры до 1 июня. Но в действительности никто не знает, когда эта блокада будет окончена. Очень тревожно — как будет все дальше? Богатым все равно. Пандемия и кризис ударили по простым людям. Очень хочется, чтобы все быстрее нормализовалось.
Маргарита Иванова работает бортпроводницей 12 лет. Она так же, как и ее коллега Жанна Кузнецова, почти все время сейчас находится дома, в Новосибирске. Сибирячка убеждена, что соблюдать социальную дистанцию в салоне самолета теоретически можно, но не имеет смысла, риски остаются:
— Несмотря на то что в салоне место есть, правилами компании-авиаперевозчика рассаживание произвольным образом не предусмотрено. Полтора метра выдержать вполне реально — посадить пассажиров по одному у окон и через ряд. Салон будет заполнен процентов на 17 от общей вместимости. В аэробусе A-319 займут всего 22 места из 128. Во сколько раз должны возрасти тарифы? Готовы ли эти пассажиры платить за билет в 6 раз больше, если подобные правила рассадки утвердят? Я думаю, это невыполнимо. Да и не нужно.
Иванова согласилась, что сегодня самолет заполняется всего на 15–20 процентов. Но разговоры про дистанцию она назвала «игрой в изоляцию»:
— Эти люди едут в метро, потом стоят вплотную в автобусе, который едет по летному полю, поднимаются все вместе по трапу, толпятся в проходе… Многие сидят в масках, но снимают их, когда мы развозим обед или ужин, предлагаем напитки. Никто не отказывается!
Сотрудница авиаперевозчика рассказала, что кондиционирование в салоне работает таким образом, что воздух проходит по всему салону, прежде чем попасть в систему очистки. Поэтому все разговоры об «улучшенных фильтрах» особого значения не имеют, «изоляция» невозможна, это надо просто понимать, считает девушка.
Стюардесса заявила, что обеспечить «бесконтактные» условия для пассажиров во время перелета невозможно просто технически, это касается и отделения бизнес-класса. Она посоветовала тем, кто сильно переживает по этому поводу, просто отложить поездку до лучших времен.
При всей серьезности обстановки с распространением коронавируса бортпроводница сказала, что не знает ни одного случая инфицирования среди коллег:
— Возможно, это объясняется профессиональными качествами. Члены экипажей должны иметь крепкое здоровье, они собранны, дисциплинированны, внимательны, действуют правильно и точно.
При этом Иванова призналась, что, как и все обычные люди, стюардессы иногда простуживаются. Она пожелала здоровья пассажирам авиакомпаний и читателям «Вечерней Москвы».
Главные факты по теме коронавируса в России и мире можно прочитать ЗДЕСЬ >>>
Читайте также: