Top.Mail.Ru
- Город

Старинная икона оказалась древнее, чем ожидали специалисты

Сергей Собянин сообщил о включении праздничной подсветки в Москве

Столичная погода 19 декабря может стать самой теплой в истории метеонаблюдений

Чем удивит гостей фестиваль «Путешествие в Рождество»

«А у нас газопровод»: Зеленский спустя два дня ответил на реплику Путина

Москвичи собрали 43 тонны продуктов для пенсионеров

Столичные спасатели сняли мужчину с опоры Крымского моста

Спасти еду, чтобы спасти людей

Дедушка убитой студентки РУДН раскрыл подробности трагедии

Каких специалистов ценят в столице больше всего

Как распознать редкие и дорогие монеты в своем кошельке

«Жесть какая–то»: сын Валерии попал в третье ДТП за неделю

Назван главный цвет 2020 года

Диетологи рассказали, какие блюда должны быть на новогоднем столе

«Человек, чье имя стало символом эпохи»: Москва простилась с Лужковым

Старинная икона оказалась древнее, чем ожидали специалисты

Художник-реставратор темперной живописи Ксения Масленникова показывает изменения на иконе после реставрации

ФОТО: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

Реставраторы Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова восстановили историческую правду в отношении одного из шедевров древнерусского искусства. Они выяснили, что Седмиозерная икона Божией Матери из собрания Переславль-Залесского историко-художественного музея-заповедника написана не в XIX, а XVI веке.

— К нам поступила икона, которая попала в Переславль-Залесский музей в 20-е годы прошлого столетия. Она была потемневшей от времени. Мы сняли басменный оклад из тонких пластинок и сделали снимок в рентгеновских лучах. Особенно нас интересовало личное письмо — так в иконописи называются любые обнаженные части тела. Рентген показал наличие авторской живописи, отличающейся от манеры письма, которую мы наблюдаем на слоях, нанесенных позднее, — рассказывает художник-реставратор темперной живописи, ассистент-стажер первого курса академии Ильи Глазунова Ксения Масленникова.

По ее словам, правая рука Богородицы в оригинале сложена в благословляющий жест, в то время как в более позднем варианте она поддерживает ножку Богомладенца. Также открылся интересный орнамент на одеянии Иисуса Христа.

— В XVIII веке научного подхода к реставрации не существовало, у икон было лишь так называемое поновление. Их покрывали олифой, которая темнеет каждые 50–60 лет. В таких случаях применяли один из способов восстановления изображения — просто переписывали его поверх старого. Когда в XIX веке боролись со старообрядчеством, положение руки Божией Матери, которая сложена двуперстно, скорее всего, изменили, чтобы не напоминать народу о двуперстии, — предполагает ректор академии Иван Глазунов. — Красивый серебряный оклад иконы отсылает в XVII или даже XVI век. Но в музее она до сих пор считалась малоценным произведением XIX столетия.

Переславль-Залесский ждет не дождется заново открытую икону: ведь это событие — дополнительная слава музею.

Как отмечают специалисты, быстрее всего темнели наиболее почитаемые иконы, находящиеся в церквях: к ним прикладывались верующие, их протирали освященным маслом. Впрочем, иконы меняли внешний вид и по другим причинам — например, некоторые переставлялись в новый иконостас. И если там другие размеры, доске могли отпилить края.

Читайте также: Храм в честь чудотворца достроят до Нового года

Новости СМИ2

Ольга Кузьмина  

Большой театр обвинили в расизме

Георгий Бовт

Денег что-то многовато

Никита Миронов  

Корпоратив или премия? Конечно, корпоратив!

Игорь Воеводин

Наш флот мог бы быть сильнейшим в мире

Сергей Лесков

Как проходила эволюция галактик

Антон Крылов

Во всем виноват Сталин

Алиса Янина

Новогодние подарки — дорого и глупо

Генерал Мороз был предателем. Правда и мифы о Битве за Москву

Построили стену из кирпичей собственного производства

Правильно распределяйте свое время на экзамене

Чтобы попасть в мишень нужны не глаза, а чувства