- Город

Откуда на самом деле взялись Дед Мороз и Снегурочка

Путин назвал необходимыми введенные в Москве ограничения

Ночь на среду станет самой холодной в Москве на этой неделе

Сергей Собянин: Контроль за передвижением москвичей будет ужесточен

Столичный общественный транспорт продолжит работу в обычном режиме

«Вирус мутирует»: врач объяснила, почему COVID-19 стал выбирать молодых

Нефтяная война: как Тунберг и Трамп могут помирить РФ с Саудовской Аравией

Удаленный могильщик и собака в аренду: какие услуги предлагают москвичам на карантине

Дана Борисова пожаловалась на симптомы коронавируса

«Говорили о великом Путине»: как итальянцы реагируют на помощь РФ

Космонавт объяснил, как сохранить здоровье в замкнутом пространстве

«Боже, храни Лукашенко!»: русско-украинская семья сбежала от коронавируса в Минск

Как мировой кризис отразится на жизни простых россиян

«Все идет по сценарию»: политолог — о наступлении новой мировой войны

Советы дачникам: когда сажать теплолюбивые сорта в открытый грунт

Сын Олега Газманова сообщил о карантине отца

Откуда на самом деле взялись Дед Мороз и Снегурочка

ФОТО: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

В Сети можно прочитать, что у Деда Мороза много «родственников». Открытые источники повествуют, что он — собирательный образ персонажей славянской мифологии, воплотивший в себе черты множества духов зимы, а затем «подобревший». Называют имена: Морок, Морозко, Карачун, Трескун, Студенец, просто Мороз и другие. Кто-то из упомянутых правит холодными ветрами, кто-то умерщвляет ледяным дыханием все живое. Откуда на самом деле взялся Дедушка Мороз, корреспонденту «Вечерней Москвы» рассказала историк, культуролог, фольклорист, кандидат филологических наук, до 2017 года профессор УНИК Александра Баркова.

Откуда взялся Дед Мороз 

— Из всех упомянутых мистических персонажей фольклорный, по-настоящему народный — только Мороз. В сказке его имя — Морозко. Остальные прозвища — поздняя выдумка, относящаяся к ХХ и ХХI векам. Понятие «Карачун» сложное. Это название периода и блюда. В дни зимнего солнцестояния славяне ждали прихода нового светила и ожидали «в гости» души умерших предков, поэтому и ставили им «угощение» — каравай, — начала исследователь. 

Профессор упомянула, что в околонаучной литературе Карачуна называют божеством и отождествляют его со славянским Чернобогом. А так называемый Чернобог — выдумка, новодел, придуманный неоязычниками.

— Ссылки на берестяные грамоты в этом плане несостоятельны. Они на 90 процентов содержат хозяйственные записи и на 10 — бытовые. Священная традиция передавалась устно, — объяснила исследователь. 

Баркова рассказала, что у древних славян зима всегда ассоциировалась со смертью. По ее словам, Карачуном у славян могли называть и злого духа, и агонию, и внезапную смерть. Несомненно, ассоциативно он действительно был связан с зимой и морозами.

— Что касается Ледичей, Снежичей и прочих: Александр Афанасьев в середине ХIХ века написал три тома «Поэтических воззрений славян на природу». Он был хорошим сочинителем, но как ученый допускал много вольностей. Фольклорные факты смешаны со сказками, придуманными им же. «Старик Мороз», который ходит по деревням, — образ, созданный по большей части Афанасьевым, но нечто похожее у славян все-таки было, историческая основа у него есть, — заявила спикер. 

Научный работник рассказала, что Мороза «угощали», когда оставляли кутью душам умерших или хотели умилостивить, чтобы на улице стало теплее: чашку овсяного киселя ставили на крышу и просили не губить посевы.

Зачем Дедушке шапка 

Культуролог пояснила, что в восприятии славян Мороз выглядел так, как сегодня мы воображаем Дедушку Мороза: это старик в нарядном тулупе и с посохом. У него густая борода, а на голове шапка. По словам эксперта, шапка, а вернее то, что под ней, — главное в образе волшебника, это величайшая сакральная тайна.

— У русского народа в старину бытовало поверье. В сильный мороз надо по именам назвать 12 лысых людей, которые тебе знакомы. Тогда лютая стужа смягчится, станет тепло. Считалось, что мороз «пересаживается» на лысины, стоит его попросить: «Пересядься!» Сам же он всегда в шапке, — пояснила исследовательница. 

Александра Баркова описала миф финно-угорских народов, согласно которому мир был сотворен следующим образом: «Ничего не было, только голова старика. Упала с него шапка, и хлынули воды…»

— В мифологии Мороз выступает в образе лысого старца. На его макушке нет седых всклокоченных волос. Если он снимет шапку, наступит конец света, новое оледенение. Мир вернется в состояние вечного холода и льда, — добавила эксперт. 

Антон Гердо, "Вечерняя Москва" / Антон Гердо, "Вечерняя Москва"

ФОТО: Антон Гердо, "Вечерняя Москва" Антон Гердо, "Вечерняя Москва"

Что насчет Снегурочки

— Что касается Снегурочки, внучки, вылепленной из снега бездетными стариками, — эта история не такая уж и безобидная. Они задержали часть зимы и «мира мертвых» среди живых. Изначально было ясно, что хорошим такая история не закончится. Русский драматург Александр Островский прекрасно отразил в своей пьесе опасения людей относительно существа из мира умерших — Снегурочки: «Она не такая, как кажется, не потому, что плохая. Она просто принадлежит к иному миру, несет в себе смерть, и от нее следует освободиться!»

«Добрым», по словам Барковой, Мороз стал в тридцатые годы XX века. Даже древний злой карапуз Крампус, спутник Санта Клауса, который приходил под Рождество к непослушным европейским деткам, в это время исчезает из изустного творчества и пропадает с поздравительных открыток.

Фольклорист предположила, что злые персонажи уходят в прошлое, потому что повседневная жизнь стала безопаснее, чем у наших предков. Страх детям был нужен как стимулирующий фактор, «тренировка», чтобы достойно встретить опасности и выжить. Сегодня этой необходимости нет. Мир становится гуманным, поэтому Дед Мороз и Снегурочка добрые, а Санту сопровождают веселые олени.

Читайте также: Как изменились московские традиции празднования Нового года с XIX века

Новости СМИ2

Игорь Воеводин

Узкий мир, быстрое время

Екатерина Рощина

Дача — самое надежное место

Ольга Кузьмина  

Человек чести. Памяти Юрия Бондарева

Ирина Алкснис

Как победить эпидемию

Анатолий Горняк

Самоизоляция — штука полезная

Олег Сыров

Готовим дома мульгикапсад: вкусно и по-эстонски медленно

Юрий Козлов

Время читать хорошие книги

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Зачем Господь взалкал в пустыне?

Стать фармацевтом со школьной скамьи

Полезная неорганика поможет жить до ста лет

Упал — отжался!

Нейрохакинг: тело учит мозг быть здоровым и счастливым