Как цифровая эпоха повлияла на искусство фотографии
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСА19 августа Всемирный день фотографии. По этому случаю «Вечерка» поговорила с директором профессиональной и любительской фотографии Василием Прудниковым о настоящем фотографии.
С развитием технологий искусство фотографии перестало быть доступным лишь единицам и стало достоянием широких масс. Из-за этого, к сожалению, уровень мастерства фотографов сейчас сильно упал. И если в прошлом веке нужно было овладеть ремеслом — научиться проявлять пленки, печатать фотографии, правильно выставлять экспозицию, то с приходом цифровых технологий все это исчезло, и в фотоиндустрию ринулись люди, ничего в ней не понимающие. А с развитием смартфонов все стало еще проще — встроенные камеры убили класс компактных фотокамер. И больше нет ничего сложного в том, чтобы нажать на кнопку и получить картинку пристойного качества.
Поэтому складывается ситуация, когда кадров люди снимают миллионы, а действительно великих фотографий среди них нет.
Я уверен, чтобы делать хорошие снимки, нужно обязательно учиться. Разница между любителями и профессионалами становится заметна невооруженным глазом. Казалось бы, вот стоят два человека, у них одинаковые камеры — но у одного получаются такие фотографии, что мы просто ахаем, а у другого выходят совершенно невыразительные снимки.
Моментально!
В 1948 году свет увидел фотоаппарат, который изменил весь мир — Polaroid Land 95 А все дело в том, что он позволял получить фотографию моментально благодаря специальным картриджам, что на то время казалось невозможным. С тех пор вышло множество разных моделей Polaroid, камера стала самой узнаваемой в мире, за всю историю существования были проданы миллионы фотоаппаратов.
К сожалению, фирма Polaroid не смогла вписаться в мир современной цифровой фотографии и в начале нулевых стала банкротом.
Впрочем, недавно фирма снова вернулась на мировой рынок, выпустив новую модель Polaroid PIC 300. Станет ли камера такой же популярной, как ее предшественницы, покажет время.
1839
Дорогая и громоздкая
Первое устройство — камера Шевалье — представляло собой переделанную камеру-обскуру, а объектив был сделан из микроскопа. Вместе с камерой шел набор всех принадлежностей — посеребренных пластин, реактивов, кассет. Все это помещалось в небольшом сундуке и стоило — на современные рубли — около 500 0 1849 Легендарный объектив Первый фотоаппарат с объективом Йозефа Петцваля выпустила фирма «Фогтлендер». Ganzmetallkamera была сделана целиком из латуни, ее объектив имел светосилу 1:3,7, что позволило сократить выдержку при съемке с нескольких часов до нескольких минут. Объектив, рассчитанный по схеме Йозефа Петцваля, выпускается до сих пор на Красногорском механическом заводе и пользуется большой популярностью.
1900
Картонный аппарат за доллар
Камера Кодак Брауни была выполнена из прессованного картона и стоила всего 1 доллар. Фирма «Кодак» впервые предложила фотолюбителям только снимать — «вы нажимаете на кнопку, а мы делаем все остальное». Камеру с отснятой пленкой отсылали в лабораторию и получали назад новый заряженный фотоаппарат и отпечатанные фотографии.
1925
«Оружие» журналистов
Легендарная модель немецких фотоаппаратов фирмы Leica I, рассчитанная на использование 35-мм кинопленки, изобретена Оскаром Барнаком. Эта камера положила начало репортажным съемкам и стала на несколько десятилетий основным «оружием» большинства европейских фотожурналистов.
1934
Наш ответ
В СССР, в Трудкоммуне НКВД имени Дзержинского, под руководством педагога Антона Макаренко налажен выпуск копии немецкой камеры Leica II под названием ФЭД. Однако в камеру и объектив было внесено несколько изменений — объективы от ФЭДа не могли корректно устанавливаться на «лейку», упрощенным был и привод дальномера. Но, несмотря на это, камера получилась удачной и выпускалась в СССР в разных модификациях несколько десятков лет.
1935
Закаленный экземпляр
Фотоаппарат «Спорт» конструкции Александра Гельгара стал первой в мире «зеркалкой», снимающей на 35-мм пленку. Особенностью этой камеры была возможность снимать при супернизких температурах воздуха.
1959
Техника мечты
Зеркальная камера Nikon F — первый триумф японской фототехники, зеркальная. После ее появления большинство фотографов отнесло всю старую технику в комиссионки, чтобы купить новые никоновские наборы широкоугольных и телеобъективов. Фотографы получили возможность снимать с далеких расстояний, не подвергая свою жизнь риску. Nikon на 30 лет стал основным фотоаппаратом профессиональных фотографов.
1985
Все на автомате
Первая серийная камера Minolta 7000, где все было полностью автоматическое — и режим экспозиции, и фокус.
2000
Переходим на «цифру»
Первыми удачными цифровыми камерами стали модели Nikon и Canon с цифровой приставкой фирмы Kodak.
2003
Искусство в массы
Модель Canon EOS 300 D стала первой в мире цифровой зеркальной камерой, стоившей меньше тысячи долларов. Ее появление позволило сделать искусство профессиональной фотографии достоянием широких масс.
2007
Эра смартфонов
С 2007 года вместо фотоаппаратов все чаще стали использовать камеры на смартфонах. Началось это с выпуска Apple 2G. Дело в удобстве — большинству людей не хочется тратить время на настройки диафрагмы и светочувствительности. Куда проще достать из кармана телефон и нажать на кнопку.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Самарин, сотрудник «Музея Москвы»:
С приходом цифровой фотографии и, конечно же, современных смартфонов в мире появилось огромное количество плохих фотографий. Если раньше у фотографа в одном ролике пленки было всего 36 кадров и он как-то умудрялся делать хорошие снимки, то сейчас за съемку делают не менее 500, а то и 1000 кадров.
Представить себе, что фотограф тратил на рядовую съемку 30 пленок, просто невозможно. Ограниченность средств всегда рождала поиск, но сейчас его просто нет — люди нажимают на кнопку не думая.
Читайте также: Хватит фотографировать бутерброд