Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Реликвии великого сражения: корреспонденты «Вечерки» прикоснулись к личным вещам участников боев за столицу

Сюжет: 

Битва за Москву
Общество
Реликвии великого сражения: корреспонденты «Вечерки» прикоснулись к личным вещам участников боев за столицу
Фото: из личного архива историка Александра Оришева

«Вечерняя Москва» продолжает серию публикаций, посвященных обороне столицы. Сегодня «заговорят» немые свидетели битвы — реликвии Музея Победы. Многие попали сюда из рук простых граждан. Подарены потомками героев войны. Найдены на полях сражений следопытами. Реже — привезены из других музеев, которые обрели эти предметы похожими путями. И за каждой «единицей хранения» — человеческая судьба, история непростой жизни и великого подвига.

Письмо, пробитое пулей

Крохотный листок бумаги пожелтел за восемь десятилетий до почти пергаментной полупрозрачности. Истерся на сгибах. Обтрепался по краям. Аккуратные строчки, ровные, ясные, округлые буквы: «Здравствуй, дорогой и любимый папочка! Мы все живы-здоровы. Ребята растут. Я продолжаю учиться, все так же отлично… 21 января 1942 года мы получили сразу три письма — два от Тоси и Юрия и одно от тебя... О награждении тебя и дяди Мартынова орденами Красного Знамени мы узнали из «Правды» за 3 января. Желаем вам еще больше успехов в разгроме врага… Привет дяде Мартынову, Иванову и дяде Сажину… Дорогому папочке от Авы». А между строчек — четыре рваных отверстия, обрамленных почти стертыми временем буроватыми пятнышками.

— Это след от пули, — говорит хранитель Музея Победы Татьяна Кирюхина, осторожно касаясь хрупкой бумаги. — А это пятнышко — по всей видимости, кровь героя. Письмо написала тринадцатилетняя пионерка Аврора своему отцу, полковнику Виктору Полосухину. Комдив постоянно носил его с собой — у сердца, в левом кармане френча, рядом с партийным билетом.

Реликвии великого сражения: корреспонденты «Вечерки» прикоснулись к личным вещам участников боев за столицу Фото: Вечерняя Москва

18 февраля полковник Полосухин проводил рекогносцировку местности в районе села Некрасово под Можайском. За полчаса до этого полковые разведчики доложили: в роще неподалеку обнаружено скопление войск противника. Виктор взял бинокль и вышел из блиндажа, чтобы оценить опасность и организовать врагу заслон.

Немецкий пулемет полоснул короткой очередью из реденькой куртины совершенно неожиданно. Фашистская пуля попала прямо в сердце комдива. Позже соратники Виктора вернули пробитое пулей письмо его семье. А взрослая дочь командира много лет спустя подарила его музею.

Виктор Полосухин родился 28 февраля 1904 года на прииске Веселый около Кузнецка — пятым сыном из семерых в большой, едва сводившей концы с концами семье. Работал с девяти лет, пас скотину и очень мало учился. А когда захлестнула страну революция, шестнадцатилетним пареньком вступил в комсомол, сражался с белобандитами в составе отряда ЧОН. И в июне 1921 года по призыву ЦК комсомола пошел учиться в пехотную школу города Томска.

В 1928 году молодой красный командир влюбился в красавицу-комсомолку Ольгу Евланову, женился, один за другим родились четверо ребятишек — Ава, Юля, Володя, Толик…

Из воспоминаний Авроры Полосухиной, той самой девочки, что в январе 1942 года писала письма на фронт отцу: «Отца я помню жизнерадостным, веселым, любившим шутку. Его всегда интересовали наши детские дела. Бывало, придут ко мне мои сверстники, отец никогда не упустит возможности поговорить с ними, расспросить, кто какие знает стихи и песни, и мы по очереди «выступали»: стоим возле репродуктора и декламируем или песни поем...».

Волевой и решительный офицер сделал карьеру от взводного до командира дивизии. В 1938 году геройски сражался под Хасаном. А в марте 1941 года Виктора назначили командиром 32-й Краснознаменной стрелковой дивизии Дальневосточного военного округа.

…Когда прогремело из репродукторов: «Вставай, страна огромная!», — дивизия Полосухина находилась на Дальнем Востоке. Но в страшном октябре 1941-го воинские эшелоны перебросили сибирских стрелков под Можайск — на Бородинское поле. 12 октября 1941 года командование поставило комдиву Полосухину задачу — обеспечить оборону на фронте протяженностью 40 километров и не дать танковой группе фашистского генерала Гепнера прорваться к Москве. В укрепрайон входила военно-мемориальная зона Бородинского поля, а свой командный пункт Виктор Иванович разместил на том самом месте, откуда в 1812 году руководил Бородинским сражением главнокомандующий русской армии генерал-аншеф Кутузов...

Развернулись тяжелые бои. «Полосухинцы» уничтожили за пять дней 117 немецких танков, 200 грузовиков, сотни орудий и минометов. За геройский бой в районе деревни Акулово комдив, лично возглавивший одну из контратак, был награжден орденом Красного Знамени.

Сегодня имя Виктора Полосухина носят улицы в его родном городе, в Москве и Можайске, сибирская шахта и Новокузнецкая школа, музей в детском доме-интернате и станция железной дороги. Потомки героя — девять правнуков — бережно хранят память о прославленном воине.

Война с натуры

На широкий стол в музейном хранилище ложится бумажный листок. Несколькими штрихами уверенного тонкого пера на шершавой фактуре проступает перекошенный силуэт разбитого артиллерийским снарядом автомобиля, замершего в глубоком сугробе у березы. Ничком у спущенного колеса — фигура тощего водителя в измятой форме защитного цвета «фельдграу». Бессильные руки скрюченными пальцами загребли влажный от крови, засыпанный пеплом пожаров грязный снег. Подпись под рисунком: «Разбитая колонна немцев под Москвой».

— Это набросок, который в декабре 1941 года сделал на месте недавнего боя фронтовой художник Евгений Окс, — рассказывает хранитель Музея Победы Елена Смирнова. — Казалось бы, простенькая зарисовка, наскоро сделанная с натуры, на холодном зимнем ветру. Далекая от фотографической точности, но удивительно насыщенная по эмоциональному накалу.

Еще одна картина: во влажном холодном тумане змеей тянется по холмам воинская колонна, топчет снег, теряется вдали в круговерти поземки. Короткие полушубки, тугие ремни, ватные брюки, огромные солдатские валенки… Над головами в касках и простых ушанках высятся винтовочные штыки — и, кажется, даже качаются в такт тяжелой, но уверенной поступи стрелковпехотинцев. Подмосковье, начало 1942 года, на позиции перешедшей в наступление Красной армии идет пополнение. Рисунок подписан просто и строго: «На марше, 1942».

Реликвии великого сражения: корреспонденты «Вечерки» прикоснулись к личным вещам участников боев за столицу Фото: mvd.ru

Художника Окса Москва знала прежде всего как книжного графика. Он родился в знаменитой семье — его отец, талантливый врач Борис Окс, долго живший в Болгарии, создал первую на Балканах лабораторию противооспенной вакцины, организовал бесплатные прививки для детей, за что благодарные местные жители воздвигли ему памятник. А мать Цецилия Зеленская-Окс была знаменитой актрисой, пела в Миланской опере.

Ее таланты унаследовала и дочь, Тамара Окс, тоже ставшая известной оперной певицей. При этом семья была прогрессивных взглядов, зналась с революционерами, и даже однажды в 1917 го ду на несколько дней приютила скрывавшегося от Временного правительства Ленина.

Евгений учился живописи и графике в Тенишевском училище и в Академии художеств. С 1918 года начал выставлять свои картины. В 1922 году переехал из Петербурга в Москву, работал иллюстратором в издательствах, потом служил при военкомате, занимался воинской агитацией в окружном политуправлении. А с началом войны ушел на фронт и стал непосредственным участником Битвы за Москву.

Художник уцелел на войне и ушел из жизни в 1968 году, был надолго забыт, оставаясь известным лишь в кругу профессиональных искусствоведов. Лишь в 1990-е годы его талант получил второе рождение — прошли выставки из семейной коллекции Оксов, работы стали приобретаться музеями, включая собрание Государственной Третьяковской галереи. Был издан альбом репродукций.

Реликвии великого сражения: корреспонденты «Вечерки» прикоснулись к личным вещам участников боев за столицу Фото: Артур Бондарь

— Он любил столицу всей душой, — считает Елена Смирнова. — Евгения Окса не напрасно называют основателем лирического советского городского пейзажа. В 1960 годы из-под кисти художника вышла целая серия картин с любимыми московскими уголками — «Волков переулок», «Сивцев Вражек», «Остановка на Беговой». Но, наверное, самые ценные работы — вот эти беглые зарисовки, созданные с ежеминутным риском погибнуть от вражеской пули…

Две шинели

На полках хранилища — надраенный медный самовар, трофейная пишущая машина, керосиновая лампа из сплющенной гильзы от малокалиберного снаряда. Молчаливые свидетели нехитрого быта москвичей в дни обороны. А рядом, на встопорщенных плечах обычных портновских манекенов, — две шинели. Довоенного образца, еще без погон, с «кубарями» в петлицах. Первая — кавалерийская. Вторая — пехотная. Хозяин первой, немного потертой, бывалой — генерал Лев Доватор, командир 2-го гвардейского кавалерийского корпуса, погибший в бою 19 декабря 1941 года под Москвой.

После начала контрнаступления под Москвой корпус Доватора был переброшен в полосу 5-й армии Л. А. Говорова, стал ее подвижной группой и наступал на Звенигород и Рузу. За рубеж на реке враг зацепился прочно. Прорвать его оборону с ходу не удалось. Доватор никогда не действовал наобум и, не довольствуясь донесениями разведки, 19 декабря направился на передовую к деревне Палашкино. Здесь его, лучшего кавалерийского военачальника Красной армии, сразила очередь немецкого пулеметчика. В 1988 году шинель генерала передала в музей на вечное хранение дочь героя Рита.

Вторую, парадную, почти новую шинель передали Музею Победы школьники из Тарусы в 1992 году. Она принадлежала другому известному полководцу, участнику битвы за столицу — генералу Михаилу Ефремову. Командуя 33-й армией Западного фронта, он в феврале 1942 года попал с бойцами в окружение под Вязьмой и покончил с собой в кольце врагов, предпочтя смерть позору плена. Два элемента военной униформы, два подвига, две разные человеческие трагедии, две общие геройские судьбы…

— По сравнению с другими музеями, чьи экспозиции посвящены Великой Отечественной войне, наш относительно молод, — говорит хранитель Елена Смирнова. — Мы начали собирать коллекцию лишь в середине 1980-х.

И когда поисковики или потомки ветеранов приходят к нам с подлинной реликвией, будь то письмо с войны, осколок снаряда с поля боя или личная вещь солдата, мы, хранители, искренне радуемся. Еще одно имя заняло свое место в списке героев. Еще одна жизнь вплелась в канву летописи народного подвига. Еще одна крупица памяти обрела бессмертие… Можно изучить еще один военный эпизод, прояснить чью-то судьбу, закрасить белое пятно на карте большой войны. А потом устроить новую выставку, связать незримыми нитями память поколений.

РЕПЛИКА

Ради памяти народной

Борис Юлин, историк, военный аналитик, блогер:

— Битва за Москву — крупнейшее сражение Второй мировой войны и пример по—настоящему массового подвига советских граждан. И это очень хорошо, что потомки участников войны охотно передают сохранившиеся личные вещи героев этого сражения для музейного хранения и публичного экспонирования.

Российские традиции по части организации музеев насчитывают более 300 лет. Первые музеи создал Петр Великий, хранивший научные редкости и боевые реликвии «в назидание потомкам». В Советском Союзе очень серьезно боролись за сохранение нашего культурного достояния. Общество и власти понимали, что создавать музеи — дело государственной важности. Потому что критичным для памяти фрагментом бытия, частью всемирной исторической «мозаики» являются сами люди, принадлежавшие им вещи, книги, оружие, произведения искусства, уникальные материальные объекты.

И если мы хотим иметь представление о той или иной исторической личности, мы должны уметь «прочесть» то, что о своем владельце расскажут его неодушевленные спутники.

Чтобы сохранить память и избежать искажения истории, каждая «единица хранения» в музеях должна быть как можно подробнее изучена и атрибутирована.

Карточка экспоната становится фрагментом биографии героя тогда, когда она грамотно составлена и содержит достоверные сведения. Не просто, скажем, «пистолет ТТ советского офицера», а чей конкретно, какому командиру принадлежал или хотя бы где найден, откуда прибыл в музей — ведь все это при известной тщательности исследовательского процесса можно установить.

Музей Победы эту работу делать умеет, за что его сотрудникам отдельное спасибо. Они возвращают нам память о тех людях, которые делали нашу страну великой.

ТОП—5

На вечном хранении

— В музее Московского образовательного комплекса хранится комплект формы летчика Виктора Талалихина — шлем, брюки и гимнастерка. Герой был невысокого роста — форма впору школьникам 6-го класса.

— Комсомольский билет Зои Космодемьянской представлен в Петрищеве, где Зоя погибла.

— Среди материального наследия маршала Георгия Жукова — конспект речи для Парада Победы, где в словах проставлены ударения. Будучи по происхождению деревенским человеком, маршал не мог поручиться за безукоризненную грамотность и подстраховался шпаргалкой.

— Книги из собрания генерала Ивана Панфилова находятся в музее города Алма-Аты. Сюда эвакуировались родные героя, они и спасли его библиотеку.

— Записная книжка и документы Николая Гастелло хранятся в музее боевой славы школы № 3 города Долгопрудный. Когда-то Николай здесь учился и сам.

ФАКТЫ

— Во время боев за Москву в дивизии народного ополчения записались больше 100 000 добровольцев.

— 250 000 москвичей строили укрепления вокруг столицы. В основном это были женщины и подростки.

— В декабре 1941 года один из аэростатов заграждения, спасавших город от вражеских самолетов, сорвался с троса и унес в небо наблюдателя — сержанта Дмитрия Велигуру. Держась за оплетку баллона, юноша смог стравить часть газа через клапан и приземлиться в 110 км от места взлета. Отважный зенитчик был награжден орденом Красного Знамени.

— Чтобы сбить с толку врага, на стенах Кремля нарисовали стены домов, «превратившие» крепость в жилой квартал.

— За время боев в столичном метро во время бомбежек родились 217 детей. А на станции «Курская» работала публичная библиотека.

Читайте также: Музей Победы за три года выпустил около 50 радиопередач «Песни Победы»

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.