Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Юрий Дуров: Жираф обиделся на меня до конца своих дней из-за сделанного ему укола

Общество
Юрий Дуров: Жираф обиделся на меня до конца своих дней из-за сделанного ему укола
Юрий Дуров на данный момент руководит театром зверей / Фото: личный архив

65-летие отмечает Юрий Дуров, художественный руководитель единственного в мире театра зверей «Уголок дедушки Дурова». Поздравив юбиляра, «Вечерка» побеседовала с ним.

Наш разговор с представителем знаменитой цирковой династии Юрием Дуровым начался, разумеется, с вопроса о предстоящем юбилее.

— Юрий Юрьевич, 65 лет — серьезная дата. Как вы сами к ней относитесь?

— С определенной печалью, потому что возраст достаточно солидный, а расставаться с молодостью очень не хочется (смеется). Хотя я люблю праздновать дни рождения. Встречи с друзьями случаются редко, а тут такой повод, что никто не сможет найти причину, чтобы ко мне не прийти.

— Вы с шести лет работаете на цирковом манеже. Чем больше всего гордитесь в своей долгой цирковой жизни?

— Тем, что мне удалось застать великих цирковых артистов. Почти все они уже отошли в мир иной, имена многих незаслуженно забыты. Мне же довелось застать их в самом расцвете. А с некоторыми и поработать в одной программе. Раньше цирковые программы длились по два-три месяца. Представляете, какой радостью было наблюдать в течение трех месяцев за таким артистом, как наездник, дрессировщик лошадей Борис Манжелли. А с Юрием Владимировичем Никулиным и Михаилом Ивановичем Шуйдиным мы работали шесть месяцев в Цирке на Цветном бульваре. И так получилось, что эта программа оказалась последней, в которой мой папа выступал на родине (Юрий Владимирович Дуров умер во время гастролей в Брюсселе в 1971 году — прим. «ВМ»). С великим клоуном Карандашом я работал в одной программе еще ребенком. Вот этими воспоминаниями я больше всего дорожу.

— Я думал, что, отвечая на мой вопрос, вы расскажете про то, что были первым в русском цирке дрессировщиком, подготовившим номер с жирафом, и первым в мире, кто поставил номер с гепардами.

— Еще мой папа мечтал вывести на манеж жирафа. Ему этого сделать не довелось, а у меня получилось. Большая удача, несомненно, и номер с гепардами на свободе (животные работали без поводков на манеже, где отсутствовало ограждение — прим. «ВМ»). Кстати, до сих пор никто в мире этот номер не повторил. Как и номер с морскими львами.

— В чем сложность работы с таким животным, как жираф?

— Жирафы не издают ни единого звука, что, конечно, усложняет взаимодействие с животными. А еще они страшно обидчивы. У меня были теплые, можно сказать, дружеские отношения с одним из них. Но жираф приболел, и мне пришлось сделать ему укол. А у жирафов очень толстая шкура, поэтому укол получился болезненным. Ему эта процедура явно не понравилась, и дружба между нами закончилась. Он выполнял свою работу, но я перестал быть для него любимым человеком. Он перенес свою любовь на мою жену Веру, которая тогда выступала с нами, а на меня обиделся до конца своих дней.

— Как же это проявлялось?

— Он меня игнорировал. Нет, он слушался, выполнял команды, но всем своим видом показывал, что я для него больше не авторитет.

— Какой из поставленных вами номеров вы считаете самым сложным?

— Если говорить об эпизоде, а не целом аттракционе, это, конечно, гепарды на свободе. Очень сложный номер. Потому что в мировом цирке с жирафами работали и до меня. Я был первым с жирафами на отечественном манеже. А вот с гепардами на свободе никто ни раньше, ни позже меня не работал.

— Гепарды, которые работали без поводков и ограждения вокруг манежа, представляли опасность для зрителей?

— Я считаю, что опасности не было. Во-первых, гепарды не такие опасные животные, как лев, тигр или леопард. У них нет когтей, которые убираются в подушечку лап, как у льва или тигра. Также мне помогло и то, что аттракцион я готовил в старом харьковском цирке, который своей формой напоминал бочку. И когда гепарды выбегали на манеж, им казалось, что они находятся в клетке. Поэтому хищники привыкли к тому, что за барьер не было смысла прыгать, там начиналась стена. Кроме того, гепарды — животные дальнозоркие, а мы работали под светом прожекторов, и того, что окружало манеж, они не видели, а ряды, находившиеся вдалеке, погружались в темноту. Но все равно в каждом цирке от меня требовали подписку, что я беру на себя ответственность за безопасность номера. Но гепардам никакой нужды бросаться в зал не было. Хотя на всякий случай по краю манежа стояли несколько ассистентов, которые могли бы хлыстом преградить им путь в зал. Гепарды их видели.

— Какие моменты за время долгой цирковой карьеры вам особенно памятны?

— После того как папа умер, я какое-то время продолжал работать с его аттракционом. А через несколько лет решил создать свой, полностью новый авторский аттракцион. Его подготовкой я занимался два года. В моей программе участвовали слоны, гепарды, жираф, кенгуру, пони, зебра, морской лев, шимпанзе, собаки, голуби и еще несколько мелких животных. Когда делаешь новый номер, никогда не знаешь, как его воспримет публика. Иногда тебе кажется, что ты ставишь что-то фантастическое, а публика никак не реагирует, а какой-то несложный, на твой взгляд, эпизод зал принимает с восторгом. И когда мое выступление было встречено овацией, я почувствовал настоящее счастье и запомнил этот момент на всю жизнь.

— Что самое сложное в номере с таким большим количеством животных?

— К каждому виду животных требуется свой подход. С кем-то надо работать напористо и энергично, а с кем-то — спокойно, даже нежно. Поэтому во время аттракциона тебе постоянно нужно внутренне перестраиваться, а это не всегда легко. Вот представьте: вы только что отработали динамичный эпизод со слонами, а через мгновение на манеже появляются гепарды, с которыми надо работать плавно и мягко, не делая резких движений, иначе гепард может напасть. В этом и заключается главная сложность, поскольку в течение 40 минут приходится постоянно эмоционально перестраиваться.

Юрий Дуров: Жираф обиделся на меня до конца своих дней из-за сделанного ему укола Дрессировщик Юрий Дуров выступает с гепардом и собакой породы доберман-пинчер, 1981 год / Фото: личный архив

— Были какие-то особенно запомнившиеся моменты, связанные с этим номером?

— У нас было три слонихи. Одна из них держалась особняком от остальных. А слониха Сюзи была провокаторшей. Она выполнит свой трюк, а потом поднимет хобот и протрубит тревогу. Так что у слонихи Реми начинается паника. Она переставала делать трюки, но с манежа не уходила и не давала нормально работать всем остальным слонам. И тут уж мне приходилось подключаться, чтобы заставить ее работать дальше. Это необходимо, потому что если дать слабинку, то животное поймет, что может не выполнять моих команд, и вообще перестанет слушаться.

— Травмы за время работы в цирке у вас были?

— А у какого дрессировщика их не было? Это в порядке вещей. И слоны на ноги наступали. И гепарды цепляли и кусали меня часто. Но серьезных травм, из-за которых пришлось бы лечиться в больнице, у меня, к счастью, не было.

Жизнь циркового артиста — это постоянные переезды из цирка в цирк, из города в город. Как сейчас вы эту кочевую жизнь вспоминаете?

— Если честно, то с ужасом. Больше всего мне не нравились наши вокзалы. Неуютные, грязные, с толпами людей, пробираться сквозь которые было сложно. Особенно для артиста моей профессии, который перевозит большое количество животных. Погрузка и разгрузка их на вокзале или в аэропорту всегда давались очень непросто. Да и в дороге непредвиденные ЧП случались часто. Так что переезды я не любил никогда, но оказаться в каком-то новом городе всегда было интересно.

Не жалеете, что уже много лет не выезжаете на гастроли?

Нет. Я более 10 лет работаю в театре, привык. По характеру деятельности это похоже на цирковую работу, но животные не дергаются, никуда не переезжают, чувствуют себя спокойно и хорошо.

— Что вам удалось за время работы на посту художественного руководителя?

— Больше всего я горд тем, что, как мне кажется, нам удалось поставить наш «Уголок» на новые рельсы. Так что теперь он начал оправдывать слово «театр» в своем названии. Раньше здесь были программы, похожие на цирк на сцене с животными. Демонстрировались отдельные, никак между собой не связанные номера с животными. На мой взгляд, то, что сейчас происходит, намного интереснее. Мы ставим полноценные спектакли. Дрессировщики не просто выходят на сцену, а исполняют некие роли. Дети с увлечением следят за развитием сюжета, в который вплетаются разнообразные, очень интересные животные со своими номерами. Наш театр зверей стал полноценным театром. И для меня это самое главное достижение.

— Как реагирует на эти изменения зритель?

— Судя по тому, что билеты в наших кассах раскупаются на месяцы вперед, зритель ответил нам взаимностью.

— Богатый ли у вас репертуар?

— За эти годы я поставил более 20 спектаклей. Некоторые шли по семь-восемь лет. Но количество животных у нас ограничено. Некоторые выступают в разных спектаклях, исполняют в них разные трюки, но их возможности тоже не безграничны. Мы стараемся относиться к ним бережно и не перегружаем. Поэтому, когда появляется новый интересный спектакль, мы постепенно отказываемся от поставленных раньше. Происходит естественная ротация репертуара.

— Знаю, сейчас готовится новый спектакль...

— Мы впервые решили поставить спектакль — продолжение предыдущего новогоднего спектакля. У нас с большим успехом два года подряд в новогодние праздники шла сказка «Как Санта заблудился». В этом спектакле примут участие и наши новые артисты — три слоненка, попавшие к нам чудесным образом. Мы давно хотели приобрести в театр слонят. Потому что у нас осталась одна слониха Сюзи, с которой я работаю более 45 лет. Она уже в серьезном возрасте, и ей одной приходится работать во всех спектаклях, где участвует слон.

Не могу сказать, что ей тяжело, она привыкла к такому режиму. Но новые трюки с ней уже не сделаешь. Но приобрести новых слонят, как оказалось, практически невозможно, потому что те страны, где есть слоны, как правило, в другие страны их не продают. Мы писали в посольства различных стран с просьбой о помощи, но безрезультатно. И так случилось, что я попал в Кремль, где мне вручали орден. Там мне удалось поговорить с одним из представителей власти. Выслушав, он попросил написать ему служебную записку и обещал помочь. Боюсь соврать, но я слышал, что даже президент принял в этом какое-то участие. В прошлом году отмечалось 70-летие дипломатических отношений между Россией и Мьянмой (бывшей Бирмой. — «ВМ»). И наш МИД обратился к ним с просьбой предоставить возможность приобрести у них двух-трех слонят, а они взяли и подарили трех слонят театру.

Что касается их участия в новом спектакле, то люди нашей профессии очень суеверны. Мы пытаемся подготовить слонят к тому, чтобы выпустить хотя бы с небольшим номером, самыми элементарными трюками, но говорить о том, что это точно будет, я бы поостерегся.

— Слонят к вам перевозили на самолете. Как они это перенесли? Правда ли, что слонам при перевозке дают немного водки, чтобы успокоились?

— Перелет они перенесли хорошо. Слонам действительно иногда дают водку или вино, но в тех случаях, когда при погрузке им приходится в холодное время выходить на улицу. Но нашим ничего не давали, они же совсем еще детишки! Я помню, как в аттракционе моего папы при морозе в 25 градусов перед погрузкой слонам надевали сапоги, чехлы на уши, попоны и вели их по улице. Но у нас таких экстремальных условий не было.

— Вы не раз говорили, что хотите подготовить вашу дочь Наташу к тому, чтобы она смогла заменить вас в театре.

— Она освоила профессию дрессировщика. Выступает со слоном, морскими львами, пони, барсуками, собаками. Помогает Сарвату Бегбуди дрессировать слоников. Она поставила уже шесть спектаклей на Малой сцене. У нее два образования — одно культурологическое, второе связано с муниципальным руководством. Поэтому я надеюсь, что смогу передать ей театр. За все годы существования театра не было случая, чтобы им руководил кто-то не из нашей семьи. К сожалению, так получалось, что все прежние руководители работали тут до смерти. Я бы хотел эту традицию нарушить и уйти из театра на пенсию.

Читайте также: Александр Михайлов: Нам надо мудреть, потому что наша культура размывается

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.