- Город

Андрей Кончаловский: Жизнь богаче фантазий

Сергей Собянин сообщил о мобилизации всех мощностей для борьбы с коронавирусом

В Москве за сутки выявили 267 случаев заболевания коронавирусом

«Невидимая рука рынка схватила США за горло»: сможет ли Трамп поднять цены на нефть

Синоптики рассказали, когда в Москву вернется тепло

Почему Лукашенко отрицает угрозу коронавируса

Как безопасно передвигаться по Москве в условиях коронавируса

«Ребенок вырывает телефон и целует экран»: история семьи, разлученной коронавирусом

«Вирус мутирует»: врач объяснила, почему COVID-19 стал выбирать молодых

Медработник объяснила, как сделать антисептик из подручных средств

Дана Борисова пожаловалась на симптомы коронавируса

«Боже, храни Лукашенко!»: русско-украинская семья сбежала от коронавируса в Минск

Как мировой кризис отразится на жизни простых россиян

«Все идет по сценарию»: политолог — о наступлении новой мировой войны

Советы дачникам: когда сажать теплолюбивые сорта в открытый грунт

Сын Олега Газманова сообщил о карантине отца

Как не набрать вес на карантине

Андрей Кончаловский: Жизнь богаче фантазий

Режиссер Андрей Кончаловский перед началом премьеры фильма «Грех» в кинотеатре «Каро 11 Октябрь»

ФОТО: Александр Авилов/ АГН Москва

14 ноября в прокат выходит драма Андрея Кончаловского «Грех», посвященная жизни Микеланджело Буонарроти. Перед премьерой режиссер дал интервью спецкору «Вечерней Москвы».

— Андрей Сергеевич, ваш фильм называется «Грех». Времена меняются, скорости меняются, цивилизации сменяют одна другую, а грех остается. Как вы себе ответили на вопрос, почему он остается и что с этим делать?

— Вы знаете, на самом деле мало что изменилось, на мой взгляд. Да и вряд ли должно измениться. Человеческим поведением движет страх смерти, страх голода и холода, страх унижения. Мы испытываем эти страхи ежедневно, как и страх, что нам что-то не дадут. Это естественно: этот страх гарантирует нам выживание. Он присутствует в человеке, как присутствует в любом организме, который движется. Но этот страх в человеке движется еще и тем, что в мире существует алчность, а она пока непобедима в любом обществе. И это тоже грех.

Кадр из российско-итальянской историко-биографической драмы «Грех», посвященной жизни художника Микеланджело / Кадр из фильма

Кадр из российско-итальянской историко-биографической драмы «Грех», посвященной жизни художника Микеланджело

ФОТО: Кадр из фильма

— Так как вы все-таки определили, в чем главный грех вашего героя?

— Я и сам думаю над этим постоянно, в чем же там грех. И каждый раз по-разному себе отвечаю. И чтобы вы не подумали на этот счет — вы правы. Для меня важно, чтобы зритель, посмотрев картину, озадачился бы этим вопросом.

— Что для вас было самым важным при работе над образом Микеланджело?

— Закончив сценарий, я обнаружил, что у нас в фильме он нигде не стучит резцом, не делает в кадре скульптуру. Сначала думал, как же так получается. Но ведь то же самое было и в «Андрее Рублеве» — художник там в кадре ничего не пишет. А потом я понял, почему так. Когда показывают художника, который пишет картины в мучениях, или композитора, который пишет музыку в мучениях — это упрощение процесса. Зритель вроде бы должен заранее понять, что сейчас создается нечто гениальное. Зачем это? Мне важнее показать, что происходило вокруг, чтобы возникло видение того, что породило это его творчество.

В случае с Микеланджело мне важна была эпоха, важны были люди, которых он встречал. Важно было то, что он видел вокруг себя, когда писал «Мне сладко спать, а пуще — камнем быть, когда вокруг позор и преступленье! Не чувствовать, не видеть — облегченье. Умолкни ж, друг, в чему меня будить?» Интересно снимать про то, что питало художника, формировало его точку зрения. Для многих сегодня Микеланджело — отчужденная фигура. Мне хотелось, чтобы люди полюбили этого человека таким, каким я его себе представлял. Полюбили, не зная его работ и скульптур, просто потому, что он похож на нас, а мы — на него.

СПРАВКА

Андрей Сергеевич Кончаловский (род. 20 августа 1937 года, Москва) — народный артист России, лауреат Государственной премии РСФСР, обладатель двух премий «Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля. Президент киноакадемии «Ника». Снял фильмы «Первый учитель», «Сибириада», «Рай», «Ближний круг», «Грех» и др.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Григорий Заславский, ректор Российского института театрального искусства — ГИТИС :

— «Грех» — это очень красивый фильм! Не вспомню ни одной другой картины, в которой столько внимания уделили физическому труду. Показана повседневная суета художника, в которой так мало радости от творчества. На следующее утро после просмотра я проснулся и понял, что кадры из этой картины буквально стоят перед глазами. Меня восхитила работа режиссера с непрофессиональными актерами, которые никогда раньше не выходили на сцену и не снимались в кино. Они органичны, они позируют. На протяжении нескольких часов фильма на экране разворачиваются и драма, и трагедия, и человеческая комедия.

Сарик Андреасян, кинорежиссер, продюсер:

— Фильм Кончаловского — это хорошее, интересное, образовывающее полотно. Был удивлен, когда узнал, что главный герой киноленты по профессии стоматолог. Конечно, не уверен, что это действительно было так. В целом «Грех» — это практически документ эпохи Возрождения, показывающий нам отрезок жизни Микеланджело. Это эстетическая вещь! С удовольствием посмотрел бы его и во второй раз. В память запали сцены, когда великий мастер завершал оформление Сикстинской капеллы и когда от Микеланджело уходит помощник, бросая на ходу, что мастер его не любит. Эти эпизоды фильма бьют в самое сердце.

Виктор Матизен, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России:

— Андрей Кончаловский — крепкий и талантливый режиссер. Но часто он говорит то одно, то другое, и из-за этого я испытываю некоторое недоверие к тому, как он может раскрыть сложную тему Микеланджело Буонарроти. Его ментальность позволяет ему сделать как очень хорошее, так и очень плохое кино. Но для хорошего ситуация, кажется, не та.

Ольга Диденко, декан режиссерского факультета театрального института имени Бориса Щукина:

— Мне очень нравятся прошлые фильмы Андрея Кончаловского, особенно выделю телефильм «Одиссея» — экранизацию знаменитых эпических поэм Гомера. Его работы — высший пилотаж. Они заслуживают внимания. Так умеет снимать далеко не каждый. Когда мой сын учился на режиссера в Великобритании, он рассказал, что там для обучения этой профессии используют киноленты Андрея Тарковского и Андрея Кончаловского. Картину «Грех» еще не успела посмотреть, пока только познакомилась с рекламными роликами. Тема, которую он поднимает в фильме, необыкновенная. К живописи у нас мало кто из режиссеров обращается, и тем самым лента Кончаловского еще больше вызывает зрительский интерес. Обязательно пойду на показ.

Читайте также: Виктор Добронравов: Для меня кайф — не на сцене стоять и не в кадре

Новости СМИ2

Екатерина Рощина

Пройти тест на человечность

Александр Мясников, заслуженный врач города Москвы

Важно соблюдать спокойствие

Мехти Мехтиев

Мир поменяется: какой будет экономика после кризиса

Анатолий Горняк

Зачем вводить сухой закон

Ирина Алкснис

Повседневное волонтерство: как помочь соседям

Илья Новокрещенов, учитель

Не делайте за ребенка уроки

Сергей Лесков

Телевидение Влада Листьева

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Зачем нам страдать?

Информация в оболочке. Ученые считают, что благодаря вирусам зародилась жизнь

Здоровый образ жизни: квест на выживание

Персональный курс. Медицина будущего должна лечить не болезнь, а человека

Генно-модифицированные продукты: страшный миф или научный прорыв?