Главное
Истории
Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

Алексей Левыкин: Обновленный памятник Минину и Пожарскому презентуют к концу 2022 года

Общество
Алексей Левыкин признался, что знает случаи, когда школьники перечисляли свои карманные деньги на реставрацию памятника Минину и Пожарскому
Алексей Левыкин признался, что знает случаи, когда школьники перечисляли свои карманные деньги на реставрацию памятника Минину и Пожарскому / Фото: Александр Кожохин / Вечерняя Москва

Этой весной начнется реставрация памятника Минину и Пожарскому. Государственный исторический музей, в ведении которого находится монумент с 2016 года, уже собрал больше трети нужной для этого суммы через народные пожертвования. Директор музея Алексей Левыкин рассказал «Вечерней Москве», в какой день поступило больше всего денег, когда начнутся работы и как правительство Москвы помогает в спасении одного из главных символов столицы.

— Алексей Константинович, когда в последний раз реставрировали памятник Минину и Пожарскому?

— Сорок лет назад, в связи с подготовкой к Олимпиаде 1980 года. В дальнейшем его только обследовали.

— На сайте музея написано, что на нынешнюю реставрацию требуется 46 миллионов рублей. Но совсем недавно вы назвали другую цифру — 58 миллионов. Почему стоимость выросла?

— Объявляя сбор средств в августе 2018 года, мы отталкивались от суммы, которая была обозначена в раннем проекте. Нам нужно было остановиться на какой-то цифре. Но мы предупреждали, что она может быть изменена. Основные обследования проходили в 2018 году. Но в первой половине 2019 года мы еще раз устанавливали леса и еще раз осматривали то, что было необходимо. Сейчас проект уже включает в себя весь комплекс работ, потому что мы теперь прекрасно знаем, что будем делать, где будем делать и в каком порядке.

— И самый любопытный из этих вопросов — «где». Памятник ведь не будут куда-то передвигать?

— Нет. Проект включает в себя создание специального павильона на площадке Покровского собора. В нем разместится памятник и будут проходить основные реставрационные работы.

— Сейчас в моде «открытая реставрация». В Музее «Бородинская битва», например, все желающие могут наблюдать, как восстанавливают одноименную панораму. А вы не хотите устроить из ремонтных работ эдакое шоу? Все-таки они будут проводиться на самом бойком месте Москвы...

— Нет, конструкция будет довольно закрытая. Строить павильон, в который предусматривается доступ посетителей, значит, увеличивать стоимость реставрации. Кроме того, работы и так будут проходить на глазах тех, кто пришел в Покровский собор. Думаю, что проблем с контролем общества над проведением реставрации не будет.

— И когда начнутся работы?

— Мы могли бы стартовать еще в прошлом году, но решили, что лучше начать это после всех праздничных церемоний, связанных с юбилеем Победы. Чтобы не сковывать ни себя, ни других посетителей Красной площади и Покровского собора.

— Но ведь там и летом проходят разные мероприятия, например в июне будет книжный фестиваль «Красная площадь»...

— Этот фестиваль не связан с площадкой Покровского собора, так что он нам не помешает, и мы ему — тоже.

— Кто станет исполнителем работ?

— Он будет выбран по результатам конкурса, который только предстоит объявить.

— За без малого 18 месяцев вы собрали через пожертвования более 16 миллионов рублей (на момент подписания номера — 16 828 116 рублей — прим. «ВМ»). То есть 36 процентов названной вами суммы в 56 миллионов. Это хороший результат?

— Это был первый для нашего музея подобный опыт сбора средств. И мы считаем его достаточно удачным. Хотя, может, и обществу, и бизнесу стоило бы действовать поактивнее, когда речь идет об уникальном национальном памятнике. В свое время (с января 1809 по осень 1811 года — прим. «ВМ»), когда монумент только проектировался, путем «всенародной подписки» была собрана вся необходимая сумма.

— Список жертвователей на сайте музея впечатляет: там и крупные банки, и кафедра одного из московских вузов... Но особенно меня удивило, что там много школьников из регионов: из Владимира, Сочи, Тамбовской, Курской областей... Зачем им помогать благополучным москвичам реставрировать памятник?

— Нормальные русские люди, россияне. (Улыбается.) Да, я знаю случаи, когда школьники перечисляли нам свои карманные деньги. Знаю, что в некоторых случаях решения о взносе на реставрацию принимались на митингах в честь празднования Дня защитника Отечества. Приятно было видеть такое взаимодействие с жителями страны, даже с теми, кто, может, никогда не бывал ни на Красной площади, ни в нашем музее. Кстати, сбор средств у нас продолжается.

— Этот памятник, хоть и федеральное имущество, — прежде всего один из символов столицы. А как вам помогают городские власти?

— Правительство Москвы помогло нам всем, чем только могло. Мы неоднократно обращались за определенной проектной документацией, за поддержкой нашей позиции, за согласованием на проведение работ. И мы совершенно удовлетворены нашим взаимодействием. Правительство Москвы предоставило нам очень инте ресные материалы, связанные с первыми обследованиями этого памятника, что очень ускорило нашу работу. Мы действовали в тесном контакте с Департаментом культуры. В некоторых случаях такое «соработничество», как мы привыкли говорить, даже полезнее, чем финансовая помощь.

— Когда планируется презентовать обновленный памятник?

— К концу 2022 года. В этом году, кстати, будет отмечаться и 150-летие Исторического музея.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Андрей Баталов, заместитель генерального директора Музеев Московского кремля, руководитель секции «Памятники архитектуры» Федерального научно-методического совета:

— Памятник Минину и Пожарскому находится сейчас в аварийном состоянии. Многие проблемы объясняются особенностями его создания. Он делался по революционной для своего времени (август 1816 года — прим. «ВМ») технологии: это была первая в мире скульптура, которую не собрали по частям, а отлили сразу целиком. Но из полости скульптуры не были до конца удалены формовочный материал и формовочный каркас. Их фрагменты до сих пор остаются в отдаленных уголках статуй — например, в руках и ногах фигур. Нужны сложные расчеты, чтобы решить, где этот «балласт» надо удалять, а где это может повредить памятнику. Обнаружились в нем и многочисленные сквозные отверстия — «литьевые каверны». Вторая крупная причина проблем с этой скульптурой — в 1931 году ее переносили от Верхних торговых рядов на нынешнее место. Ее собрали тогда по достаточно упрощенной схеме. Памятник предстоит укрепить, отреставрировать постамент и отмостку, восстановить утраченные элементы (детали шлема, буквы памятной надписи). И обязательно сохранить покрывающую его патину.

Читайте также: Михаил Голубков: Чтение перестало быть престижным занятием

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.