Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Роман Виктюк: Я диктатор, но не деспот. Это разные вещи

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Роман Виктюк: Я диктатор, но не деспот. Это разные вещи
Роман Виктюк / Фото: Владимир Новиков / Вечерняя Москва

28 октября день рождения празднует известный российский театральный режиссер Роман Виктюк. Накануне с ним пообщался корреспондент «Вечерней Москвы».

— Роман Григорьевич, как вам живется в здании, построенном по проекту Константина Мельникова?

— Великолепно! Это большая честь и ответственность, что мы благодаря правительству Москвы получили это здание. Оно мне очень близко по духу — Мельников ведь и создавал его как многофункциональное пространство, работать должно абсолютно все, не только сцена, которой у нас — в ее привычном понимании — и нет. Я ненавижу занавес как таковой. «Занавес» — означает конец жизни, конец творчества, конец всего. Он отделяет зрителя от актеров, а спектакль должен быть совместным трудом. Большие окна, нестандартная планировка — все только способствует интересным световым и сценическим решениям, и я очень бережно к этому отношусь.

— Но у вас долгое время не было своего театра — и вы играли на чужих площадках. Почему?

— Это, наверное, из детства. Я вырос на подводах Первого украинского передвижного, кочевого театра, где работали мои родители. Это был чувственный, такой близкий простому человеку театр. Там были любовь, страсть, ненависть и кровь со смертью. А после последней — были обязательные поклоны, которые демонстрировали — все будет хорошо! Вот что важно! Нехитрые декорации, сложная, разномастная публика, каждый раз новое место — но мы все ощущали себя как дома. Потому что труппа была едина. Когда вокруг тебя единомышленники, ты можешь ставить спектакли в любом месте. И это важно. Сейчас у нас — именно так.

— Нечто похожее было у Петра Фоменко, который окружил себя учениками, сподвижниками.

— Так мы учились в ГИТИСе параллельно, он на два курса старше!

— А вам ближе Станиславский, Немирович-Данченко или кто-то еще?

— Начну издалека. Когда я учился в ГИТИСе, меня очень любил Юрий Завадский. Началось все с того, что он пришел к нам на экзамен. Я делал отрывок из «Женитьбы Фигаро» и играл Керубино, а готовился в музее МХАТ по репетиционным записям Станиславского, в этом спектакле Завадский играл графа Альмавиву. Когда я увидел его на экзамене, подумал, что все, мне конец, он же поймет, что я скопировал ту постановку. А ему так понравилось, он потом педагогам меня хвалил! И много лет спустя, когда я уже был режиссером и мы часто общались, он сказал мне: «Давным-давно я видел, как один мальчик играл Керубино на экзамене. Где же теперь этот ребенок?» И я ему рассказал, что тот мальчик — я. Он чуть не прослезился. Кстати, мне недавно вручили Международную премию имени Станиславского! Так что мы с ним на постоянной связи, получается.

— Идут споры о том, что режиссер не должен быть диктатором. Вы — диктатор?

— Да. Но я не деспот. Это разные вещи. Решать все, касающееся творческой части, конечно, должен режиссер — от него ведь все зависит! Но мне легко, потому что те люди, что сейчас со мной работают, воспитаны мною же. Многие со мной по двадцать — двадцать пять лет. Мы с актерами понимаем друг друга с полуслова. Важна требовательность, отточенность, отработка мельчайших нюансов — и важен, знаете ли, свет. Внутренний свет. Все мои актеры — светятся. Изнутри. Они увлечены, поглощены театром, ролью. Любовью. Без нее ничего не получится.

— А сейчас над чем работаете?

— Мы поставили лучшую пьесу гения Серебряного века Николая Гумилева «Отравленная туника». Занято всего шесть актеров — но каких! Золотой состав труппы! Через три года после написания этой пьесы поэт был расстрелян… Расстрельная команда потом писала в воспоминаниях, что перед казнью Гумилев встретил смерть улыбаясь. Видимо, понимая, что выполнил свое главное предназначение на этой земле. Вся пьеса — о всепоглощающей, сильной, могучей любви в мире, полном жестокости, коварства и смерти. Все герои находятся в пограничном состоянии. В декорациях у нас — голая сталь, камни, балки. Никакого занавеса. Впрочем, лучше самому посмотреть. Приходите.

СПРАВКА

Роман Виктюк родился 28 октября 1936 года во Львове в семье учителей. Уже в школьные годы проявлял интерес к актерской деятельности. в 1956 году окончил актерский факультет ГИТИСа, работал актером во Львове, Киеве, Калинине, Вильнюсе. Получил звания народного артиста России и Украины, заслуженного деятеля искусства. Основал и стал художественным руководителем Театра Романа Виктюка.

РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ «ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА» ПОЗДРАВЛЯЕТ РОМАНА ГРИГОРЬЕВИЧА ВИКТЮКА С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ И ЖЕЛАЕТ ЕМУ ЗДОРОВЬЯ.

Читайте также: Глеб Глинка: Ее дневники напоминали мне «Опавшие листья» Василия Розанова

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.