Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Хочу понять себя: интервью с режиссером Николаем Хомерики

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Развлечения
Хочу понять себя: интервью с режиссером Николаем Хомерики
Фото: Кирилл Зыков / АГН Москва

Режиссер Николай Хомерики снял спортивную драму «Белый снег», которая вышла в прокат. В интервью «Вечерке» он рассказал о своем новом фильме, об авторском и зрительском кино.

Наш разговор с режиссером Николаем Хомерики, в фильмографии которого есть и фантастический детектив, и психологический триллер, и фильмкатастрофа, разумеется, начался с вопроса о его спортивной драме «Белый снег».

—Николай Феликсович, в вашем фильме главная героиня — «королева лыжни» Елена Вяльбе — совершает, надо признать, довольно неоднозначные поступки.

— Если бы все ее действия были однозначными, наверное, она не добилась бы такого успеха в спорте. Мне кажется, для того, чтобы чего-то достичь, иногда нужно принимать неоднозначные решения.

—Вы снимали фильм про то, на что способен человек при движении к цели?

— Отчасти да — про преодоление трудностей, которые возникают на этом пути. Но еще для меня это история о женщине в России, о том, как маленькая девочка пробивается к высотам.

— В последнее время вышло несколько фильмов про женщин-спортсменок. Это новый тренд?

— Мне кажется это просто стечением обстоятельств. Если бы вышло несколько спортивных фильмов про мужчин, то никто бы ничего не сказал. А тут сразу: «А, значит, это тренд!» Может, где-то на Западе и занимаются формированием трендов, но не у нас. У меня просто было желание снять кино про сильный характер, про жизнь спортсменки Елены Вяльбе. К сожалению, не все удалось вместить в двухчасовой фильм. Но и в том, что вошло, есть много эпизодов, в которых зрители смогут сравнить поведение главной героини со своим, задуматься: «А как бы я поступил на ее месте?» В этом есть определенный смысл.

— Расскажите о том, что не вошло в фильм...

— Например, нам не удалось показать линию жизни дедушки и бабушки Елены Вяльбе. Эти персонажи в картине есть, но нет всей их удивительной истории, рассказа, через что им пришлось пройти. А про это можно снять отдельный полнометражный фильм!

Так, дедушку Елены, который работал военным атташе в Санкт-Петербурге, по ложному обвинению отправили в Магадан. Бабушка поехала за ним на перекладных. Месяц туда добиралась, выступала с баяном на проходящих поездах, потому что надо было что-то есть. Потом работала в лагерной столовой. Когда она заболела, муж отрубил себе руку, чтобы его комиссовали из лагеря, перевели в город, чтобы жене было легче. И бабушка обварила руку в кипящей каше для того, чтобы ее отправили к нему. У них отобрали первого ребенка, когда тот родился... Там такое было, что, когда я читал, у меня слезы капали.

— В этом году заявлен выход еще одного вашего фильма — «Любовь».

— Этот сложный авторский фильм про любовь, наверное, предназначен не для широкого зрителя. Я снял его прошлой осенью. Сейчас монтирую.

— В чем разница при работе над авторским и зрительским кино?

— При создании зрительского кино режиссер заточен на то, чтобы каждая сцена вызывала у человека определенную эмоцию. И не дай бог, чтобы он заскучал или испытал негатив, потому что в результате скажет, что фильм тяжелый, и люди на него не пойдут.

При создании же авторского кино можно рассчитывать на тех, кто приходит в кинотеатр готовым чуть-чуть потрудиться, произвести некую работу, чтобы ответить себе на какие-то вопросы. На подобное кино идут не для развлечения. На него не заскакивают между покупками в торговом центре, а собираются как на серьезный спектакль в театр. И при создании такого фильма думаешь уже совершенно о другом — о том, как заставить зрителя включиться в эту внутреннюю работу.

— Какова цель режиссера, когда он снимает кино на волнующую его тему — вынести ее на обсуждение, самому в ней подробнее разобраться?

— Хороший авторский фильм всегда ставит вопрос. Мне кажется, что правильно его сформулировать — куда сложнее, чем дать на него ответ. Ведь искусство — это процесс. Это когда тебя что-то тревожит, и ты ищешь, что это. Мне было бы неинтересно снимать фильм, заранее зная ответ.

Для меня мои авторские картины — это возможность, написав некую историю, создав сценарий, поработав с артистами, исследовать волнующую тему. Поэтому, думаю, когда фильм будет смонтирован, мы вместе с вами будем изучать, а что же такое получилось, почему именно так, а не иначе? Во время же работы все делается интуитивно.

Но это не означает, что я не знаю, про что снимаю свое кино. Нет. Просто как, например, ответить на вопрос, что такое любовь? Тот, кто даст однозначный ответ, будет выглядеть глупо. Ведь есть то, что нельзя конкретно определить, к чему ты можешь лишь попробовать прикоснуться, исследовать это. Сказать: «Может, оно устроено так, а может, вот так или вообще иначе». И такое кино нужно, чтобы в человеке начался процесс осмысления, который, вероятно, поможет ему нащупать свой ответ.

— Вам не кажется, что авторское кино находится в несколько ущемленном положении по сравнению с кино зрительским?

— Не только в нашей стране, но и во всем мире даже на самые крупные фестивали сегодня в основном отбирают фильмы, которые не задают вопросы, а дают ответы, я бы так сказал. Раньше брали примерно половину картин зрительских, а половину — сложных, экспериментальных, просмотр которых требует труда. Сейчас баланс нарушен — где-то 90 на 10, в лучшем случае. Так происходит, потому что те же фестивали все больше подстраиваются под зрителя.

— Почему?

— Из-за денег, конечно. Спрос рождает предложение. Многие кинодеятели ищут востребованные сюжеты. Вот смотришь фестивальные фильмы, а они все об одном. Думаешь: «Значит, и мне надо подобное снять». И это замкнутый круг. Происходит некоторая коммерциализация киноискусства. Повезло музыке — сколько бы все ни коммерциализировалось, люди всегда будут отличать консерваторию от рок-клуба. И у них всегда будет возможность пойти послушать классический концерт. А кино — искусство, связанное с шоу. И шоу в нем поедает остатки искусства.

— Печально.

— Но есть и плюсы, как говорится. Например, по сравнению с тем временем, когда я был студентом. Тогда надо было иметь деньги на пленку, на камеру, а на других носителях ты просто не смог бы снять фильм.

Сейчас у любого выпускника творческого вуза есть возможность сделать кино самому. Мне в 2000 году пришлось квартиру поменять, чтобы на разницу в деньгах снять дипломную работу. А сегодня достаточно иметь айфон или какую-то недорогую камеру и найти, где можно записать звук. Это можно сделать за небольшие деньги.

У меня друг ведет мастерскую в Санкт-Петербурге, и его студенты буквально за 200 тысяч рублей снимают полный метр и делают неплохие фильмы.

Это в некотором смысле дает надежду, что не всем обязательно придется проходить через комитеты, где выдают деньги, через продюсеров, которые тебе скажут — это интересно, а это нет. Ты можешь выложить работу в сеть, и люди посмотрят, оценят. Это большой плюс!

— Как вы относитесь к мнению, что режиссерское образование стоит получать уже в зрелом возрасте? Ведь вы и сами пошли учиться этой специальности не сразу — первое образование у вас экономическое.

— Полностью поддерживаю. Я думаю, что человеку, когда он идет на режиссерский факультет, должно быть минимум 25 лет. А раньше... Знаете, это все равно, что в 18 лет становиться тренером в большом спорте. Для того, чтобы что-то понять в жизни, надо ее хоть чуть-чуть узнать.

Мне было примерно 25, когда я стал учиться на Высших режиссерских курсах, и я там был самым молодым. Средний возраст студентов — 33–35 лет. И я тянулся к ним, узнавал у сокурсников что-то про жизнь. Меня это очень обогатило. Но я к тому моменту уже и сам что-то успел увидеть.

— Как вы поняли, что хотите быть режиссером?

— Я часто ходил в Музей кино на Краснопресненской, его сейчас уже нет. Там собирались люди, которым было интересно кино. И я влился в ту среду. Ходил из зала в зал, где можно было посмотреть подряд три разных фильма: и Эйзенштейна, и Годара, и на закуску, например, «Начало» Панфилова. Там все крутилось, вертелось, и, попав в этот котел, мне очень захотелось быть к нему причастным. Самым интересным же было что-то создать самому. И я стал думать о том, чтобы стать режиссером.

И когда жил за границей, там тоже была видеотека, где я набирал по пять кассет и смотрел по несколько фильмов разных режиссеров, которые занимались настоящим киноискусством. И заразился этим. Потом поступил, стал учиться. А там уже у меня стало что-то получаться...

— Как вы воспринимаете сегодняшний мир? Что вас беспокоит?

— Я считаю себя антиглобалистом. Думаю, в мире много разных проблем. Но для меня главная та, что он становится слишком одинаковым. Приезжаешь в одну страну, в другую, а там одни и те же магазины, скоро будут одни и те же продукты продавать...

Происходит какая-то унификация. Теряется самобытность каждого народа, каждого человека. Вот это меня очень сильно беспокоит. Почему, скажем, фермеры во Франции должны покупать огурцы из Испании, а не имеют права выращивать свои? Но это если говорить про мир...

Так-то я занимаюсь тем, что стараюсь понять хотя бы что-то про себя.

ДОСЬЕ

Николай Хомерики родился 17 апреля 1975 года в Москве. Окончил экономический факультет Московского международного университета. Затем учился и работал в Амстердаме.

Вернулся в Москву, осваивал профессию на Высших курсах сценаристов и режиссеров в мастерской Владимира Хотиненко. Обучался в аспирантуре французской киношколы La Femis.

Его авторские фильмы «977», «Сказка про темноту», «Сердца бумеранг» тепло приняли на фестивалях, включая международные. В сериальном формате снял «Синдром дракона», «Тайны города Эн». В его фильмографии около 20 лент, включая «Ледокол» (2016), «Селфи» (2017), «Девятую» (2019) и многие другие проекты.

Читайте также: Московский кинофестиваль пройдет с 22 по 29 апреля

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.