Нарколог и автоэксперт оценили проект о новом порядке медосмотра водителей
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАМинздрав подготовил новый проект по правилам получения медсправки для водителей. Теперь автолюбители должны будут сдавать анализы для диагностики употребления алкоголя только в случае, если у нарколога возникнут соответствующие подозрения.
«Вечерняя Москва» поговорила с экспертами, оценившими нововведение и рассказавшими, не вырастет ли число алкоголиков на российских дорогах.
По словам нарколога Игоря Никифорова, существуют четкие клинические симптомы и методы ведения беседы, по которым грамотный специалист может выявить признаки алкоголизма. К сожалению, это занимает достаточно много времени, и 15-минутная консультация здесь едва ли окажется показательной.
— На своем опыте я как водитель сталкивался с довольно формальным подходом при получении справки от нарколога, что, на мой взгляд, не совсем правильно. Человек ведь проходит терапевта, окулиста, а консультация нарколога, психиатра не менее важна. Ну пускай эта беседа займет час–полтора, зато в результате можно будет получить качественную информацию о здоровье водителя, который, разумеется, может и скрывать сведения о злоупотреблении, — сказал Никифоров.
Порой, по мнению медика, именно беседы врача и пациента оказываются куда более показательными, чем анализы крови, дающие довольно противоречивые результаты.
— Анализы крови показывают довольно неспецифичные результаты. Они могут свидетельствовать не только о злоупотреблении алкоголем, но и о любых токсических поражениях, — объясняет Никифоров. — То есть человек может страдать от других недугов, но врач трактует это именно как злоупотребление алкоголем. Кроме того, аппаратура для проведения подобных тестов очень дорогая, не отечественная. Так что основная надежда здесь, на мой взгляд, должна быть на клиническое мышление врача, а не на результаты тестирований.
В любом случае число алкоголиков на дорогах не увеличится. Другой вопрос — станет ли их меньше? Как ни странно, по опыту нарколога, куда успешнее в этом вопросе оказываются не превентивные меры, а неотвратимость наказания.
— Оно должно быть жестким, без возможности от него ускользнуть, скрыться, — отметил специалист. — Когда все было более либерально, когда можно было легко откупиться от полицейских, в состоянии опьянения ездили многие. Я это понял по опыту общения с моими пациентами, которые, по их собственным словам, лет 10–15 назад легко могли сесть за руль после выпивки или с похмелья. Теперь так не делает практически никто. Если же штрафы сделают еще более серьезными, число выпивших водителей уменьшится еще сильнее.
Автоэксперт Алексей Аксенов согласился с наркологом в том, что превентивные меры зачастую показывают худший результат, чем жесткие наказания.
— Если честно, идея вводить повальный контроль изначально была довольно странной, — замечает Аксенов. — Наркологи и так беседовали с автолюбителями, смотрели вены, задавали каверзные вопросы. Но, во-первых, употребление алкоголя никак не связано с тем, позволяет ли себе человек садиться за руль в состоянии опьянения. А во-вторых, ну сколько алкоголь выводится из крови? На мой взгляд, абсолютно ничто не мешает даже алкоголику воздержаться несколько дней от употребления, пойти сдать анализы и снова вернуться к привычному делу.
Автоэксперт заключил, что повальный контроль, предлагавшийся ранее, никак не улучшил бы ситуацию с пьяными за рулем. Куда эффективнее сработает ужесточение наказания за вождение в нетрезвом виде.
Читайте также: Автоэксперты оценили предложение ГИБДД отказаться от штрафов в непогоду