Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

«Новый вор». Фантасмагория повседневности

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Развлечения
«Новый вор». Фантасмагория повседневности
В своей книге Капаччиоли рассмотрел космос как сферу соперничества сверхдержав / Фото: pixabay.com

Cовременная отечественная словесность не часто радует читателя интересной большой прозой. Романы-однодневки, бесконечные боевики, тусовочные рассуждения — список можно продолжать. Читать это не хочется. Но есть и другие примеры: в России все-таки выходят книги, на которые стоит обратить внимание. Об одной из них, романе «Новый вор», рассказывает «ВМ».

В общем-то, те проблемы и неурядицы сегодняшней российской жизни, что описаны в романе Юрия Козлова «Новый вор» («Роман-газета», 2019, № 22), нам прекрасно известны.

Запустение огромных территорий, продажа китайцам лесов на вырубку, коррупция, прикрытие своих интересов заботой о благе государства… Но Козлов не описывает все это привычно-реалистическим языком, а представляет в гротескно-карикатурном виде.

Наводит на своих героев увеличительную лупу с намеренно изогнутым стеклом и получает на выходе фантасмагоричную картинку.

В фокус этой удивительной лупы некоторые люди попали прямо из сводки новостей.

Вот знаменитый дрессировщик, который приватизировал свой цирк и теперь защищает поляну, поднимая волну против дискриминации национального цирка и обвиняя чужеземных клоунов во всех смертных грехах.

В романе он пытается научить медведицу вставать на колени и креститься. А вот другая цитата из жизни. Автор подмечает, как отличаются лица нынешних моложавых, спортивного вида министров от лиц их предшественников. Может, он действительно прав, предполагая, что попавший за решетку министр-взяточник пострадал отчасти из-за своего лица?

«Оно, как грубый устаревший вагон, отцепилось от улетевшего стремительным «Сапсаном» времени. Кто-то изощренно поглумился над угрюмым министром, угадав в его лице наглейшую… готовность самолично — в нарушение всех мыслимых правил — явиться за пресловутым портфелем с долларами».

Занятное дело — рассматривать хорошо знакомое с необычного ракурса.

Но не только этим интересен «Новый вор».

Актуальная фантасмагория козловской прозы изрядно сдобрена конспирологией. Мы наблюдаем за интригами мировой закулисы. Нет, это не евреи и не масоны, а некие братья-пилигримы, старцы в инвалидных колясках с пере саженными почками и сердцами, которые проводят свои тайные сборища по всему свету.

Их цель — раздербанить на части Россию. И со всем этим бедламом предстоит разбираться министру приграничных территорий Перелесову (говорящая фамилия — меж лесов, ни там ни сям).

Правнуку плевавшей в иконы большевички, сыну настрадавшегося при Советах театрального режиссера и пасынку фашиста, бывшего солдата вермахта, после войны ставшего одним из сильных мира сего. А Перелесов, который, по замыслу пилигримов, должен послужить орудием уничтожения своей родины, вдруг обнаруживает в себе рефлексирующего русского интеллигента, одержимого извечными вопросами: кто виноват? и что делать? Он вспоминает религиозного философа-прорицателя Константина Леонтьева, видевшего грядущий путь страны «через потоки крови и немыслимые ужасы анархии». Его тянет в безлюдную Псковщину, где непроезжие дороги, а избы исчезают в бурьяне. Есть в «Новом воре» и все прочие непременные действующие лица традиционного психологического романа.

Сторож Василич, который, как и положено полномочному послу народа, зрит прямо в корень. Не думающие о деньгах гениальные изобретатели, пытающиеся исправить этот мир.

И несколько по-достоевски непостижимых женщин, в которых не поймешь, чего больше — греха или святости. Все вместе и каждая по отдельности, они отождествляют глубокую и горькую душу этой земли.

Свое сюрреалистическое повествование автор ведет подчеркнуто бесстрастно. Но, конечно, воспринимать роман в качестве документального свидетельства столь же нелепо, как изучать жизнь по картинам Сальвадора Дали.

Его общественная ценность в другом: кривое зеркало порой помогает по-новому взглянуть на давно примелькавшееся. И что-то исправить.

Это — роман-предупреждение.

Кончается он открытым финалом. Перелесов входит в высший эшелон власти, в новое «политбюро».

И тема первого совещания — все та же: что нам делать с Россией...

СПРАВКА «ВМ»

Русский психологический роман в классическом виде оформился в XIX веке. В XX веке его влияние распространилось на всю мировую литературу. Самые яркие примеры этого жанра — «Идиот» и «Братья Карамазовы» Федора Достоевского, «Обрыв» Ивана Гончарова, «Анна Каренина» Льва Толстого.

Читайте также: Определены любимые стихи маленьких москвичей

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.