Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Под звон колоколов над сценой: «Дом Островского» празднует юбилей своего ангела-хранителя

Город
Под звон колоколов над сценой: «Дом Островского» празднует юбилей своего ангела-хранителя
Пресс-секретарь Малого театра Таисия Галыгина перед входом в музей / Фото: Алексей Орлов / Вечерняя Москва

В среду, 12 апреля 2023 года, исполняется 200 лет со дня рождения Александра Островского — великого русского драматурга, тончайшего мастера слова и знатока русской жизни. Он открыл совершенно новую страницу в истории отечественного театра. Его имя свято для всех театралов и поклонников подмостков, но именно Малый театр обрел название «Дом Островского», а драматург стал его ангелом-хранителем.

Бытописатель купеческого сословия, Островский и подвергался критике, и был возносим до небес, но главное — обрел поддержку у самых передовых слоев российского общества. Главная же его загадка — в нестарении. Пять десятков пьес, написанных им, не теряют актуальности и сегодня. И мы все так же смеемся над пороками и восхищаемся благородством, и идем в театр на Островского, чтобы прикоснуться не к истории, а к прочтению сегодняшнего дня задолго до его наступления.

Имя Александра Николаевича для Москвы звучит по-особому: его детство прошло в Замоскворечье, на Малой Ордынке, он учился на юридическом факультете Московского университета и служил в Совестном и Коммерческом судах. От природы наблюдательный, он быстро понял, какой ценный материал идет ему в руки: жалобы и прошения, поступавшие в суды, стали со временем основой его пьес. Литературный успех пришел к нему сначала в «Москвитянине», а потом в «Современнике». Он был знаком со всем литературным бомондом своего времени и повлиял на российскую драматургию как никто иной. Собственно, с Островского и начинается настоящий российский театр — глубокий, меняющий зрителя.

Все начинается с порядка

Подъезд номер 9 с надписью «Служебный вход». За дверями — «проходка», где строго проверяют документы. Раздевалка — налево. Пресс-секретарь Таисия Галыгина мягко предупреждает: используйте, пожалуйста, крючок, возле которого нет фамилии… Ой, правда, подписаны почти все. Вот — «Соломин», «Бочкарев»… Театр начинается с вешалки? Неплохое начало — тут идеальный порядок!

— Нигде, кроме Малого театра, такого не видела, — улыбается Таисия, показывая на красную бархатную накладку над входом в раздевалку. Валик бережет лоб рослого человека, если он, задумавшись, шагнет в раздевалку, не пригнувшись. Какая деликатность и забота…

Пока ищу пустой крючок, вспоминаю вехи истории Малого театра. Все начинается с 1756 года, когда при Московском университете был создан Вольный театр под руководством известного поэта и драматурга М. М. Хераскова. Но двери свои для публики театр открыл только в 1824-м. А в 2016 году театр пережил реконструкцию… После которой, кстати, изрядно похорошел.

Малый театр мне с детства казался дворцом. Можно не верить, но меня водили сюда каждые две недели, полагая, что без знания пьес Островского делать мне в жизни будет нечего. Все, от парадной лестницы до хрустальных люстр, от царственного, золотисто-серебристо-бордового зала до изумительного паркета, казалось мне дворцом и было полно тайн. А что, собственно, изменилось? Разве что ныне есть шанс заглянуть за кулисы. Но это не поубавит секретов театра: не все даже преданные поклонники театра знают, например, что в Малом есть особое Ермоловское фойе, для зрителей закрытое: там в антракте отдыхают артисты.

…Коридорчиками и переходами кружим по театру. Оборотная сторона сцены, на которой сейчас идет репетиция, — нагромождение балок и скрытых от глаз механизмов. Вот узкий ход наверх, ведущий в будку суфлера, — несколько шагов, и ты — на сцене, подсказывай — не хочу. Правее сцены, если смотреть из зала, аж на нескольких этажах расположились гримерные — женские и мужские. Персональных — почти нет, даже у Юрия Соломина гримерка — одна на двоих с Василием Бочкаревым. А гримерная Бориса Клюева выглядит так, будто ее хозяин на минуту вышел куда-то. Горько, но скоро будет три года, как его нет с нами… В глубине театра, вдали от зрительских глаз, кипит жизнь — там есть сварочные цеха и цех столярный, а в самом для непосвященных любопытном цехе, бутафорском, делают все, что со сцены будет выглядеть настоящим: театр — это искусство великого обмана, похожего на правду. Там работают с тканями, тут — монтируют декорации: так создается образ спектакля, здесь шьют изумительные костюмы…

Спектакль — это вершина айсберга, его макушка. Под ней — особый мир, о существовании которого зритель не думает. Да и не должен…

А мы — в музей! Он был закрыт много лет и, обновленный, открылся недавно. Идем вниз.

— Углубляемся и погружаемся в историю театра в прямом смысле слова! — шутит Таисия.

Перед юбилеем дел в Малом столько, что вообще-то, несмотря на прекрасные отношения театра с «Вечеркой», иначе как чудом наш «пробег» по закулисью назвать нельзя: очень хлопотное время. Но увиденное — потрясает.

…Поворот — и вышагивающий на экране куртуазный джентльмен начинает рассказывать историю Малого театра, а за спиной его мелькают фото и иллюстрации. Садись и слушай: ни одна энциклопедия не знает таких подробностей о Малом и Островском, как этот виртуальный гид. А в небольшом помещении справа посетителей ждет уменьшенный в разы, но мигом узнаваемый… фасад Малого! В его «окнах» спрятаны фотографии великих актеров, а прикосновение к любой из интерактивных панелей открывает «двери» в историю людей и спектаклей, составивших славу Малого театра.

Показывая, как работают панели и какую огромную информацию они хранят, Таисия Галыгина рассказывает о грядущих торжествах.

— В этом году театральный фестиваль «Островский в Доме Островского», тринадцатый по счету, пройдет с размахом. Мы получили 78 заявок на участие в нем, для показа в Москве отобрано 14 спектаклей разных театров… А завершится все 25 апреля огромным гала-концертом.

Помимо юбилейных празднований, в Малом недавно прошла премьера спектакля «Свадьба Кречинского», посвященная памяти Виталия Мефодьевича Соломина, который в 1997 году поставил эту пьесу Сухово-Кобылина и сыграл заглавную роль. Режиссер новой постановки – Алексей Франдетти. Это мюзикл, в котором драматические артисты не просто поют, а исполняют довольно сложные вокальные партии.

— Для этого спектакля было создано около 150 костюмов, по ходу действия артисты их меняют, причем происходит это очень быстро, всего за несколько секунд, и когда ты видишь, что человек только что был в одном костюме и тут же — в другом, это просто ошеломляет! — рассказывает Таисия.

Смотри — что хочешь

Ну а я с головой — в прошлом Малого… Легкое прикосновение к панели, и — получите, «чего изволите»: спектакли разных лет, костюмы, фотографии актеров, аудио– и видеозаписи… И пусть колоссальный архив Малого театра оцифрован далеко не полностью, производит впечатление и то, что уже сделано.

— Ну, что хотите посмотреть? — Таисия «листает» виртуальные страницы. — Смотрите — вот постановка «Бешеные деньги». В разные годы в ней играли, конечно же, разные артисты. Выберете год?

— А если я «Волки и овцы» захочу? 1949 года?

— Пожалуйста. Наушничек возьмите…

Таисия, увидев, что я заслушалась, улыбается.

Этот музей открыт до спектакля и во время антракта, и любой зритель может прийти сюда, посмотреть, послушать, восхититься… По мне — так тут можно торчать сутками. Вот, скажем, прелестный макет декораций одного из спектаклей, изготовленный студентами Школы-студии МХАТ по сохранившимся эскизам к постановке. Тут — афиши, портреты легенд — Щепкин, Гоголева с Турчаниновой, Ильинский… Вот так выглядела постановка «Снегурочки» в 1922 году, а вот — легендарный гоголевский «Ревизор»: репертуар театра одним Островским никогда не ограничивался.

Есть чем заняться в музее и детям. Для них, например, в музее придумана игра по принципу «найди пару»: обнаружил две одинаковые картинки среди перевернутых, и виртуальный помощник-сверчок подсказывает, что за художник этот эскиз рисовал и к какому спектаклю.

— Мы для детей установили развивающие игры — вот, пожалуйста, «создай костюм», — рассказывает Таисия. — А вот — копия нашей исторической сцены. Тут видно, как работает театральная машинерия: вот поворотный круг, видите, уровни поднимаются? А вот — опускаются… А тут видно, как крепится занавес.

Яркие костюмы, в которых выступали звезды прошлого, выставлены в музее и будут сменяться. Но все «натурой» не представишь, и тогда на помощь приходят волшебные панели: тут любой костюм можно изучить в деталях.

А вот эта «забава» просто завораживает. Господин книжный шкаф, пузатый и самодовольный, будто подмигивает: «Жми на панель!» Тут все просто: выбери название пьесы Островского, получишь про нее всю информацию. Но самое главное — можно посмотреть и полистать режиссерские и суфлерские экземпляры знаменитых произведений. Мы с Таисией листаем страницы рукописного текста, с восторгом отмечая пометки на полях и над строками.

— Смотрите, какое указание, — палец Таисии замирает на виртуальной «странице». — «Голос Софьи». То есть по замыслу — он сначала доносится издалека... А тут — «свет». И далее написано — «к рампе»: «Ба! знакомые все лица!» То есть постановщик видел этот монолог (слова Фамусова) обращенным к залу…

…Архив только кажется неживым. Нет, он готов рассказать невероятно много! И разбор архивов в процессе! Жизнь театра продолжается.

Немного мистики и примет

Несколько лет назад в труппу Малого театра влился режиссер-постановщик, народный артист России Андрей Житинкин. Ни один из разговоров с ним не обходился без потрясений, вот и этот не стал исключением.

Для начала — новости из первых рук: к 9 мая в Малом театре выпустят премьеру «Летят журавли» в его постановке. В этом театре вообще свято относятся ко Дню Победы и всегда отмечают этот праздник. Например, юбилей Победы отметили постановкой спектакля «Большая тройка (Ялта-45)». Говоря же про юбилей Островского, мы с Андреем Житинкиным как-то вырулили на тему примет и мистики.

— Театр — тонкая вещь… Когда зашел разговор о реконструкции, все боялись, что она превратится в столь же длинный процесс, как было в случае с Большим театром. Мы увезли все спектакли, играли их на других сценах, но тревожились, терпеливо ждали финала. Но когда в процессе реконструкции зашла речь о том, что надо бы открыть крышу, снять и заменить все перекрытия и купол… Важно понимать, что на состояние здания и конструкций нашего театра всегда влияла и Неглинка: если бы вы видели, в каком состоянии были до ремонта коридорчики, потолки и все прочее! Но при разговоре о крыше вдруг «восстали» знаменитые наши, великие старики, сплошь народные артисты СССР. По их убеждению, трогать крышу театра было нельзя, ибо есть опасение, что тогда ушел бы сам дух театра — вроде бы о такой опасности говорили прежде. Вообще, всегда отмечалось, что еще при строительстве здания театра в его конструкцию были заложены уникальные вещи, блистательно сохраняющие, например, акустику, что так важно в театре: вы же заметили, что мы, в отличие от многих других театров, работаем без микрофончиков. Конечно, у актера должны быть поставлены голос и дикция, но есть еще и особые секреты архитектуры, которые, увы, во многом утрачены — ныне специалисты по акустике ценятся на вес золота.

В общем, рассказывает Житинкин, когда стало известно, что планируется и вскрытие крыши, звезды театра и сам Юрий Мефодьевич Соломин сделали все возможное, чтобы отговорить строителей от этого и настояли-таки на своем.

— Но слушайте дальше! В этом сезоне в Малом театре зазвучат в спектакле колокола. Их дивный звук идет сверху, из-под крыши, где они висели с незапамятных времен над колосниками, эти невидимые зрителям уникальные старинные колокола! Да, театр — тоже храм, да и борется театр, как и церковь, за дух, но какой театр может похвастать своей звонницей? — рассказывает Андрей Житинкин. — В общем, в «Свадьбе Кречинского» они зазвучали — и именно в год юбилея Островского. Подумайте: эти с дореволюционных времен сохранившиеся колокола остались на месте потому, что был соблюден «завет» прошлого и крышу не тронули. Это некая сакральная история, которая подтверждает, как важно сохранять традиции. Кстати, во время спектакля их видно...

Поразительно, что некие новые приметы создаются и в наше время. Студенты «Щепки», Высшего театрального училища (института) имени Щепкина, например, натирают ногу Островского на его памятнике перед экзаменом.

— Но таких примет полно, — улыбается Житинкин, — стоит побывать на станции «Площадь Революции», чтобы в этом убедиться. У нас же есть важная деталь: после удачно сданного экзамена студенты благодарят покровителя Островского, положив ему на колено цветок. В этой ответной реакции — особый смысл и ценность. Ну а в том, что сидящий у театра «дядька» помогает — никто не сомневается.

Соблюдается в «Щепке» и такая традиция: там всегда любили и искали таланты в глубинке.

— Самого Юрия Мефодьевича Соломина, хочу напомнить, приехавшего из Читы, когда-то выделила из толпы и поддержала великая Пашенная, а потом, когда в Москву приехал его брат Виталий, она помогала и ему, разглядев огромный талант в этих двух мальчишках из провинции. И в наше время, когда кто-то считает, что все решают деньги, «Щепка» отрицает это: она ищет таланты, и любого пришедшего туда человека обязательно примут и выслушают.

…Глубину Островского студенты постигают, изучая его тексты. Они оказываются современными, тонкими, умными, ироничными. А тот факт, что их автор еще и оберегает тебя, формирует особое к нему отношение,.

— Малый театр не отпускает. Наши нынешние суперзвезды — Людмила Полякова, Василий Бочкарев — работали в других театрах, но вернулись в альма-матер, — вспоминает Андрей Житинкин. — Мы как-то разговаривали с Бочкаревым по поводу его возвращения, и он, человек очень глубокий и тонкий, сказал: «Пора отдавать долги». Все так, но в этом есть и магия Малого театра. Кстати, хочу напомнить, что Малый — это все-таки «Театр Европы», такой статус еще только у Малого драматического театра в Санкт-Петербурге. Поэтому наш театр открыт для мира, и даже в наше сложное время в него приезжают иностранные режиссеры, и он всегда готов к новым предложениям.

ФАКТЫ

  • С А. Н. Островского начинается русский театр в его современном понимании: драматург создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки. «Хорошая пьеса понравится публике и будет иметь успех, но долго не продержится на репертуаре, если плохо разыграна», — писал Островский.
  • А. Н. Островский известен как переводчик произведений французских, итальянских, испанских, английских драматургов. Он перевел более сорока произведений Плавта, Сенеки, Теренция, Макиавелли, Шекспира, Сервантеса, Гольдони, Кальдерона .
  • Творчество А. Н. Островского было предметом ожесточенных споров критиков как в XIX, так и в XX веке. В XIX о нем с противоположных позиций писали Николай Добролюбов и Аполлон Григорьев, а позже — Михаил Лобанов и Михаил Булгаков. А также Владимир Лакшин.
  • Многие произведения Островского экранизированы. Культовым стал фильм «Женитьба Бальзаминова» с Г. Вициным.

РЕПЛИКА

Юрий Соломин, художественный руководитель Малого театра:

— Островский — настоящее сокровище русской культуры, не зря его называют русским Шекспиром, таково значение его драматургии для русского театра. В его пьесах есть все: любовь, ненависть, юмор — все человеческие слабости и благородные порывы. Да, есть кое-какие различия в восприятии его пьес, скажем, 50 лет назад, 30 и сейчас, но самое главное — неизменно: удивительно красивый русский язык и тот национальный дух, который присутствует во всех его пьесах.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.