Человек во главе всего
Евгений Стружак, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы ответил на вопросы редакции.
— Евгений Петрович, Москва стремительно меняется, социальная защита тоже. Хотелось бы поговорить о том, что уже изменилось и какие изменения ждут москвичей в ближайшем будущем.
— Действительно, в соцзащите Москвы за последние годы произошли серьезные изменения. Все они направлены на то, чтобы в центре внимания был человек с его индивидуальными потребностями. Чтобы наши услуги, сервисы были для него доступными и удобными. Чтобы помощь оказывалась проактивно и адресно, чтобы москвичи ощущали заботу и поддержку в любой сложной для них ситуации. В этом, считаю, основная наша задача.
— Это возможно? Нет здесь противоречия – огромное количество людей и индивидуальный подход? К каждому ведь не приставишь персонального ассистента.
— Противоречия нет. Вопрос в методиках и технологиях. Расскажу на примере. У нас около 100 тысяч людей, которым мы оказываем помощь на дому. До недавнего времени наши социальные работники львиную долю своего времени тратили на то, чтобы купить и доставить на дом такому человеку продукты и предметы первой необходимости. Помощь по дому, поддержание эмоционального состояния, теплый дружеский диалог, помогающий не чувствовать себя одиноким, — это оказывалось по «остаточному принципу».
На самое главное - человеческое общение просто не было времени. Мы поменяли эту практику. Сегодня 80% своего рабочего времени соцработник уделяет помощи по дому — готовит еду, убирает, стирает, сопровождает на прогулку — хотя до недавнего времени это была платная услуга. А главное, теперь есть время на общение — ведь человеку нужен человек. Общение и уважение — это ключевая потребность наших пожилых клиентов. А доставку осуществляют службы, которые на этом специализируются.
Но индивидуальный подход не только в том, что появилось время на общение. Мы изменили сам подход к признанию того, что человек нуждается в помощи на дому. И вот тут-то как раз кроется основа всего индивидуального подхода. Мы внедрили практику функциональной диагностики.
— Что это такое?
— Совместно со специалистами на основе лучших российских и мировых практик мы разработали уникальную технологию оценки, исключающую субъективный подход и позволяющую сформировать под каждого человека свой индивидуальный план надомного сопровождения.
С помощью вопросов, наблюдения и совместно выполненных действий социальный инспектор оценивает — какие именно ограничения есть в самообслуживании человека. Какие простые и сложные действия ему даются с трудом. К простым действиям относится, например, прием пищи, к сложным — приготовление пищи, к простым — подъем по лестнице, к сложным — пользование транспортом.
Такой технологии, используемой как для организации помощи на дому, так и для направления в социальные дома и геронтологические центры, нет ни в одном регионе страны. В результате наш социальный инспектор понимает, какие именно особенности по сопровождению есть у того или иного человека.
А для того, чтобы не возникало ситуаций, когда сам диагностируешь (определяешь объем работы) и сам эту работу выполняешь, мы отделили процесс диагностики (и последующего контроля) от самой услуги. Нуждаемостью и контролем занимается учреждение «Городская социальная инспекция», а непосредственным оказанием услуги — организация «Мой социальный помощник», куда переходят все до единого соцработники, сохраняя при этом свои участки работы.
— Как правило, уход за человеком осуществляют все-таки родственники…
— И это хорошо, когда есть близкие люди рядом. Бесценно. И мы готовы помогать родственникам, опекунам. Готовы делиться знаниями, технологиями, наработками. С 2022 года для тех москвичей, кто взял заботу о своем родственнике полностью на себя, мы запустили проект «Школа родственного ухода». Наши специалисты рассказывают и учат людей навыкам ухода в домашних условиях и оказания первой помощи близким, созданию безопасного пространства и способам сохранения собственного психологического ресурса. Занятия проводят в разных форматах: онлайн и офлайн. Уже 2 тысячи москвичей прошли обучение и смогли сделать уход за своими близкими максимально эффективным.
— К сожалению, не все такие люди могут жить в собственной квартире. Для многих людей преклонного возраста, людей с инвалидностью — это непросто.
— Это так. У многих нет родственников или близкие сами являются пенсионерами и не могут осуществлять уход. В этом случае они могут проживать в одном из наших современных социальных домов и геронтологических центров. Поэтому мы проводим реконструкцию таких учреждений, по сути, превращаем их из «стационаров» в настоящий дом для наших жителей. Это современные центры, обустроенные по высоким стандартам. Люди живут в комнатах по 2–4 человека с индивидуальной безопасной мебелью, сантехникой, бытовыми приборами. Это адаптивная посуда, специальные средства и приспособления для ухода, особая навигация, которая комфортно воспринимается людьми с ментальными особенностями.
Вместо высоких порогов — пандусы, поручни, лифты и приспособленные для перемещения на креслах-колясках коридоры. Есть зона встречи родственников и гостей, многофункциональные пространства, которые могут быть и творческой мастерской, и местом для праздника, и зоной отдыха, есть адаптированные спортзалы с тренажерами для разных категорий жителей.
Конечно, это и принципиально иной подход к обслуживанию таких людей и помощи им. Исходя из потребностей проживающих, разработаны специальные алгоритмы, которые определяют — какой специалист, когда и в каком объеме должен оказывать помощь проживающему, чтобы она полностью соответствовала потребностям человека, но не замещала те функции и действия, которые проживающий может выполнить сам, не нарушала его зону комфорта.
С жителями таких домов работает мультидисциплинарная команда, в которую входят помощники по уходу, врачи и другие специалисты. Здесь создана теплая, комфортная и уютная атмосфера, а у людей есть личное пространство, интересы, цели.
— Подобные инновации есть и в других направлениях? Как насчет любимого горожанами старшего возраста проекта «Московское долголетие»?
— «Московское долголетие» — сам по себе проект инновационный и уникальный. По своим масштабам он не имеет аналогов в мире, и сегодня это целая «экосистема». Она формируется на основе современных научных подходов в геронтологии, медицине, психологии, урбанистке.
Проект постоянно меняется в ответ на новые запросы горожан: например, в пандемию появился онлайн-формат, сейчас видим большой интерес в оздоровительных и интеллектуальных направлениях, поэтому развиваем Школу здоровья.
Напомню, что Российская ассоциация геронтологов и гериатров под руководством главного гериатра страны Ольги Ткачевой доказала, что участники проекта «Московское долголетие» имеют более высокие показатели по здоровью, чем их «обычные» сверстники, а участие в проекте позволяет отсрочить многие возрастные изменения.
Поэтому врачи московских поликлиник не только при необходимости назначают медикаментозное лечение и таблетки, но и прописывают «Рецепты долголетия» москвичам старшего возраста и рекомендуют им занятия в проекте в дополнение к реабилитационным медицинским программам и в качестве профилактики возрастных заболеваний. Занятия в проекте могут способствовать тому, что назначение препаратов в дальнейшем может и не понадобиться.
— А как будет дальше развиваться проект?
— Проект выходит на свой новый этап развития, когда сеть центров московского долголетия становится единой «точкой входа». Здесь можно будет получить полную информацию обо всех возможностях, которые предоставляет город для старшего поколения: записаться на занятия с профессиональным преподавателем у внешних организаций-поставщиков, стать участником или лидером клуба, посетить различные мероприятия и многое другое.
Это стало возможно благодаря стремительному развитию сети центров московского долголетия — только в этом году их количество увеличилось с 71 до 106. А до конца следующего года по поручению Мэра Москвы Сергея Собянина, такие центры появятся в каждом районе города. Эти уютные эстетичные пространства стали вторым домом для многих москвичей. Они красивые, современные, детально продуманы и эргономично обустроены. В центрах можно и день рождения отпраздновать, и свою выставку картин организовать, и обсудить последние новости с увлеченными единомышленниками.
Вместе с Ассоциацией лидеров клубов долголетия мы будем насыщать центры новыми сервисами и услугами, чтобы их посетители получали как можно больше пользы. Центры сейчас хорошо справляются с досуговой функцией, мы хотим, чтобы они стали настоящими образовательными центрами по всем вопросам, связанным с долголетием. И для этого созданы все условия.
— Цифра теперь — часть нашей жизни. Как она сказалась на соцуслугах?
Самым непосредственным образом. Московские семьи это могут видеть на собственном примере, ведь общий объем мер соцподдержки охватывает практически каждую семью — будь там маленький ребенок или человек пенсионного возраста.
Сегодня более 80% поступающих обращений оформляется через сайт mos.ru. Это позволяет сберечь людям свое время, которое можно уделить семье. Важно, что цифровые программы не допускают ошибки и просрочки. Сервисы по выплатам стали оказываться гораздо быстрее, а количество ошибок, связанных с человеческим фактором, сократилось на треть. Ежегодно москвичи оформляют более 3 миллионов таких заявок.
— Но очевидно, что для их оперативной обработки требуется технологичный и современный подход.
— Поэтому мы создаем «Социальное казначейство» — единый центр обработки всех поступающих через электронные сервисы заявок на оказание мер социальной поддержки. Ольга Грачева, которая долгие годы курировала это направление и начинала работу по созданию учреждения, заложила основные подходы к оказанию услуг: персонализация и ориентированность на человека. Создаваемое учреждение, оснащенное современным оборудованием, новейшим программным обеспечением, связью с различными базами данных, позволит существенно повысить скорость обработки заявок. Здесь же будет работать единый колл-центр, где любой обратившийся сможет получить как общую, так и индивидуальную информацию, в том числе в режиме видеосвязи.
— А если все-таки нужен личный прием?
— Для удобства людей при 12 центрах госуслуг «Мои документы» будут открыты клиентские офисы для тех, кому нужна помощь в офлайн-формате. И сервис там, разумеется, тоже будет человекоцентричным — к чему мы привыкли, посещая офисы «Мои документы».
— Да, согласен, впечатляет. Но давайте вернемся к тем, кому вы помогаете непосредственно, очным участием. Если говорить о такой важной категории, как люди с инвалидностью, что в этом направлении происходит?
— Инклюзивный город и общество — это важнейший приоритет соцзащиты. Появилось больше возможностей комфортно передвигаться по городу, проходить реабилитацию, учиться, работать, проводить досуг. В общем, жить полноценной жизнью. И в Москве уже выстроена разветвленная сеть такой помощи — у нас давно и успешно развивается реабилитация, существующая в рамках нее Служба ранней помощи для семей с малышами, у которых есть особенности в развитии. Работает Городской ресурсный центр для инвалидов, который занимается предоставлением технических средств реабилитации.
— И тут тоже есть инновационные подходы? Можно пример?
— Да, здесь также мы нацелены на повышение комфорта, качества сервиса, доступности услуг. В Москве примерно 100 тысяч людей нуждаются в абсорбирующем белье. До последнего времени мы закупали его у поставщиков, и люди получали белье в наших пунктах выдачи. При этом, естественно, мы зависели от рыночных цен, наличия товара у поставщика, вынуждены были закупать наперед, складировать. Люди, а, как правило, — это опекуны или родственники, получали белье согласно графику, вынуждены были транспортировать его самостоятельно.
В этом году мы развернули ситуацию лицом к человеку. Мы открыли в технопарке «Руднево» собственное производство абсорбирующего белья. Как и любой современный завод — это высокотехнологичное и полностью автоматизированное производство, выпускающее продукцию самого высокого качества. Это позволило нам убрать зависимость от поставщиков.
Но важно другое. Благодаря этому мы теперь меняем сам сервис предоставления белья. Больше не требуется никаких просчитанных графиков и самостоятельной транспортировки. С января заказать белье можно будет на сайте или по телефону, а само белье доставят до квартиры в удобное человеку время.
— А если человеку требуется что-то более серьезное? Та же коляска, например?
— Мы выдаем технические средства реабилитации и направления на протезирование в территориальных пунктах выдачи. В этом году открыли первый специализированный пункт выдачи с демонстрационными залами. Мне их даже сравнить особо не с чем. Это современное, комфортное пространство, в котором представлены различные образцы технических средств реабилитации.
Каждому обратившемуся помощь в подборе окажут профессиональные консультанты. Чтобы определиться с выбором, предложенные средства можно опробовать тут же. И, разумеется, — оформить заявку. Кроме того, проще стало взять необходимое оборудование на прокат.
Новый подход мы будем расширять вместе с нашим ресурсным центром, где работает профессиональная команда во главе с Александром Худяковым.
— А что насчет реабилитации людей с инвалидностью?
— Уже более 10 лет в столице работает Московский городской центр реабилитации, который возглавляет Ольга Михайлова. Там вместе с профессиональной командой отработаны новые подходы к комплексной реабилитации как взрослых, так и детей.
Например, введен в практику сервис «реабилитационного менеджмента», когда на каждом этапе реабилитации специалист индивидуально сопровождает человека. Появилось понятие «реабилитационный чек-ап» — диагностика реабилитационного потенциала человека, оценка эффективности реабилитационных процедур и, если требуется, внесение соответствующей коррекции.
Сама реабилитация подразумевает комплексный подход: сопровождение специалистами в данной сфере — реабилитологами, ортопедами, логопедами, неврологами и т.д., а также помощь психологов, юристов ─ тех, кто напрямую не связан с темой реабилитации, но чья помощь нужна человеку или его близким.
В шаговой доступности продолжат работу все 87 отделений реабилитации. Разумеется, отделения будут оснащены всем необходимым. Так что услуга будет максимально доступна людям и будет оказываться по высочайшему классу.
Мы вышли на тесное сотрудничество с Координационным центром медицинской реабилитации Департамента здравоохранения города Москвы под руководством главного внештатного специалиста по реабилитации ДЗМ Ирэны Погонченковой, что позволяет сформировать бесшовный подход к реабилитации и ее преемственность.
В итоге мы имеем широкую районную сеть реабилитационных служб, связанных с высокотехнологичными реабилитационными центрами в городе, что позволяет оказывать помощь людям в шаговой доступности и, при необходимости, переходить на комплексную реабилитацию.
— Если заговорили о людях с инвалидностью, как помогают тем семьям, где маленький человек уже рождается с особенностями?
— Вы затронули очень важный вопрос. Долгое время и общество, и даже государство смотрело на это как на нерешаемую проблему. Мы меняем такой подход. На базе одного из наших учреждений — «Роза ветров» — действует пилотный проект по комплексному сопровождению таких семей. Курирует проект Татьяна Бенграф, которая стояла у истоков его создания. Сейчас усилия всей команды направлены на расширение проекта и оказание помощи всем малышам, которым нужна такая поддержка.
За каждой семьей закрепляется координатор, который ее сопровождает. С семьей коллегиально работают профессионалы в вопросах развития ребенка: невролог, педиатр, психолог, специалист по двигательному развитию, логопед, дефектолог и другие специалисты, которые составляют для каждого малыша индивидуальную программу развития и адресной помощи семье.
В этом направлении мы работаем плечом к плечу с врачами и профильными медучреждениями. За счет раннего вмешательства мы смогли полностью реабилитировать каждого шестого поступившего к нам ребенка. А 40 процентов детей идут в обычные детские сады и, несмотря на диагнозы, могут находить друзей, общаться, а самое главное — жить в семье и быть любимыми.
Сейчас мы расширяем сеть таких служб ранней помощи. В следующем году их станет более 30.
— Один из наиболее актуальных вопросов — как город поддерживает участников специальной военной операции и их родственников?
— Город оказывает системную помощь как самим участникам СВО, так и их семьям. И речь не только о выплатах и компенсациях. Москва первой в стране создала Единый центр поддержки участников СВО и членов их семей еще в октябре прошлого года. Там можно получить все государственные услуги, консультации и помощь юристов, направление на самую технологичную медицинскую помощь в городе, на лучшие программы реабилитации и психологической поддержки, найти работу. Чтобы человеку было удобно, с ним работает специалист службы персонального сопровождения. Его задача -координировать всю помощь и быть на связи.
В октябре 2023 года был открыт новый корпус центра, где у наших бойцов появилась возможность заниматься спортом, встречаться с другими военнослужащими, общаться и интересно проводить досуг. Не так давно при центре создана ассоциация участников СВО. Мы регулярно встречаемся с ее участниками в центре, я сам пытаюсь понять проблемы и запросы, услышать информацию из первых уст. Это позволяет нам моментально включаться, где-то помочь индивидуально, какие-то решения принять на системном уровне. Благо, в городе нет ни одного руководителя, который бы не понимал приоритетность задачи, поэтому все делается быстро и четко. Мы и сам центр открыли в считанные дни по самым современным стандартам благодаря тому, что везде есть понимание и поддержка. Все знают, для кого он, и что главная цель создания Единого центра поддержки участников СВО и их семей — помочь участникам СВО вернуться к мирной жизни, социализироваться в обществе и получить всю необходимую помощь, а также оказать поддержку членам их семей, пока ребята находятся на передовой.
— Какой Вы видите соцзащиту будущего?
— Такой же, как и социальную защиту настоящего. Когда каждый сотрудник понимает, для чего он пришел в отрасль и ради кого он работает. Ведь, по большому счету, в нашу профессию людей приводит призвание и желание помочь, подарить частичку своего сердца тем, кто в этой помощи нуждается. Безусловно, социальная защита строится на принципах человекоцентричности. И какие бы изменения ни происходили в обществе, какие бы технологии ни приходили на службу человеку, социальная защита должна быть комфортной, доступной и качественной. И я уверен, что у нас есть все необходимые возможности для этого. Так что в будущем - как и в настоящем — наша забота будет оберегать горожан и помогать им делать их жизнь удобной, наполненной и современной.