На верном пути: как изменился московский транспорт
Датой начала автобусного движения в Москве принято считать 8 августа 1924 года. Общественный транспорт за целый век стал доступным, уникальным, инновационным.
До середины прошлого века автобусное движение в Москве не пользовалось популярностью. Причины просты: мало маршрутов, проезд дороже, чем на трамвае, требовалась замена дорожного полотна и самих машин для перевозки пассажиров. Автобусные перевозки составляли всего восемь процентов от общего числа городских пассажирских перевозок. И только бурное развитие Москвы, присоединение к ней новых районов в предыдущем столетии стало стимулом для того, чтобы пересмотреть принципы организации всего транспортного движения в городе. Ставку сделали на укрепление связей между районами и модернизацию транспортного парка.
Прошли годы и десятилетия, а автобусное движение не теряло своей актуальности. Но чтобы передвижение по городу на этом виде общественного транспорта было комфортным, пришлось решить ряд глобальных задач. А именно: ликвидировать стихийные стоянки автобусов и маршруток, серьезно обновить автопарк, предложить удобные пересадки.
— Хотите вспомнить, какими были остановки, транспорт раньше, еще лет 15 назад? Добро пожаловать на форумфестиваль «Территория будущего. Москва 2030», — приглашает всех желающих прогуляться по Манежу и воспользоваться «машиной времени» директор Мостранспроекта Владимир Титов.
Отправляемся в начало 2000х. Дворы с хаотичной парковкой. Красная «девятка» перекрыла выход из подъезда, рядом — ржавый гараж, лужи, асфальт в трещинах, скрипучие качели. Идем далее. А вот и они, маршрутки. Водитель подбегает и спрашивает: «Вам же на Балашиху? Едем? Отправление через пять минут!» Тут же — остановка. На лавочке сидит бабушка, торгует овощами со своих грядок.
— Семечки в бумажку или в карман? — протягивает она граненый стакан с жареными семечками.
Конечно, это все актеры. И их задача — максимально похоже показать, как жили москвичи еще не так давно. Впечатляет! Но никто в те времена возвращаться не хочет. Особенно когда попадаешь в то, что «стало». И первым для сравнения предстает как раз пара автобуса и электробуса.
С одной стороны, шумные и коптящие автобусы старых моделей, с другой — маневренные и комфортные электробусы. Бонусом к удобствам в салоне — широкие двери, заметные табло и медиаэкраны, большие окна, низкий пол, чтобы въехать можно было мамам с колясками или маломобильным пассажирам.
— Обратите внимание и на то, какими бывают детали электробусов и автобусов, — показывает на отдельный стенд Владимир Титов.
За стеклом — закопченные, черные трубы и запчасти автобусов. В противовес им рядом — блестящие детали электрических машин. Оказывается, замена одного автобуса на электробус снижает выбросы углекислого газа более чем на 60 тонн в год. Кроме того, плавный ход и отсутствие шума и вибраций обеспечивают высокий уровень комфорта пассажиров.
— Мы продолжаем выпускать на дороги столицы экологичный наземный транспорт взамен автобусов. Сегодня в городе действует уже 137 электробусных маршрутов, на которых совершают более 600 тысяч поездок в рабочий день. Мы повышаем качество обслуживания пассажиров благодаря переходу на современный транспорт, — приводит данные заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
Кстати, Москва находится в числе мировых лидеров по развитию и использованию электротранспорта и занимает первое место в Европе по числу электробусов. С новыми поставками техники и развитием зарядной инфраструктуры еще больше электробусов выйдет на маршруты, заменив автобусы.
Развитие транспортной системы в целом с каждым годом будет делать наш город еще лучше, экологичнее, а поездки — комфортнее, удобнее для всех пассажиров.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Степан Орлов, депутат Мосгордумы:
— Сотни электробусов отечественного производства пополнят парк наземного общественного транспорта Москвы в текущем году. Не скрою, в свое время были опасения: выдержат ли электробусы испытания московскими морозами за –20 и другими превратностями климата. Но реальная эксплуатация показала, что эта передовая техника надежна и безопасна. Важный момент: за исправностью каждой электрической машины производитель следит по контракту жизненного цикла в течение 15 лет. Растет общее количество электробусов в мегаполисе, а столица России уверенно держит марку зеленого города!
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Первые электробусы вышли на маршруты столицы в 2018 году. За это время они перевезли почти 500 миллионов пассажиров. С начала года электробусы вышли еще на 28 столичных маршрутов. Лидерство по электробусам у СВАО. Именно там инновационная техника впервые вышла на городские улицы. Сейчас на территории округа действует уже 40 электробусных маршрутов, в этом году их стало на 3 больше. На втором месте — ЦАО (29 маршрутов и плюс 5 в 2024-м). В ВАО насчитывается 26 маршрутов (их число выросло на 6), столько же — в ЗАО, где тоже прибавилось 6 маршрутов.