Главное
Истории
Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

Искусство как сфера экономики

Город
Искусство как сфера экономики
Фото: Пресс-служба МТПП

В последние годы интерес к паблик-арту, или общественному искусству, растет. О развитии этой сферы креативной экономики и о его практической пользе для бизнеса рассказал председатель Гильдии креативных индустрий при Московской торгово-промышленной палате (МТПП) Константин Авагимов.

— Константин Георгиевич, расскажите, что такое паблик-арт сегодня?

— Есть определение, что это вид искусства в общественном пространстве для неподготовленного зрителя. Но это понятие можно расширить, исходя из опыта компаний — членов Гильдии креативных индустрий при МТПП, многие из которых работают в сфере паблик-арта более 15 лет. Прежде всего хочу отметить, что паблик-арт — это еще и сфера экономики. И он может быть ориентирован на подготовленного зрителя, целевую группу, нести конкретные сообщения, образы и смыслы, использоваться в рекламных и имиджевых целях, во внутренних и внешних пространствах. Классическое предназначение паблик-арта как «коммуникация с городским пространством» становится эффективным механизмом для брендинга, маркетинга, привлечения аудитории, причем механизмом управляемым и просчитываемым.

— Где и для каких отраслей и сфер бизнеса паблик-арт наиболее полезен?

— В МТПП мы проводили круглый стол с девелоперами, где обсуждали роль креативных производств — изготовителей арт-объектов, малых архитектурных форм, инсталляций, декораций и других объектов паблик-арта в развитии девелоперского бизнеса. Эксперты высказали интересную мысль, что девелопмент сам по себе — искусство, позволяющее из определенного набора стройматериалов создать объект недвижимости, который будет продан быстрее, если вызовет эмоцию. Благоустроенная придомовая территория, арт-объекты, интерактивный паблик-арт на детских площадках, фасады с муралами, реализованные в единой концепции, — все это крайне важно при принятии решений о покупке.

Эксперты рынка сошлись во мнении, что паблик-арт — это «физический маркетинг». Есть данные, что 85 процентов покупателей квартир принимают решение под воздействием красоты. И если маркетинговый бюджет проекта перераспределить на его красоту, эффективность продаж увеличивается.

Паблик-арт служит привлечению трафика и улучшению узнаваемости бренда во многих сферах. Это и индустрия гостеприимства, и ретейл, развлекательные центры, спорткомплексы, бизнес-центры и многие другие направления. Уникальные арт-объекты становятся местами притяжения и позволяют донести нужную информацию до профильной аудитории.

Искусство как сфера экономики Фото: Пресс-служба МТПП

— Изначально паблик-арт все же ассоциируется с общественными пространствами?

— В советское время к данному виду искусства относили городскую скульптуру, актуальную для трендов того времени. И воздействие на массовое сознание, нужно отметить, было колоссальным. Сегодня специалисты спорят, можно ли памятники и монументы относить к паблик-арту, но бесспорно то, что он формирует не только облик городских пространств, но и становится коммерчески успешным брендом и самих городов, и даже поколений. Что такое Эйфелева башня? Архитектурная достопримечательность, объект паблик-арта. Скульптура «Рабочий и колхозница» — символ государства и эпохи, который вызывает сильные эмоции и спустя столетие.

Без паблик-арта невозможно представить городские фестивали и праздники. Успех выставки-форума «Россия» и форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030» — это стенды, павильоны, общественные зоны, запоминающиеся прежде всего объектами паблик-арта, в изготовлении которых, кстати, компании — члены Гильдии креативных индустрий при МТПП принимали самое активное участие.

— Заказ паблик-арт-объектов для решения бизнес-задач — это дорогое удовольствие?

— Все зависит, как и в любом бизнесе, от масштаба, цели и задачи проекта. Такой объект может жить один день в рамках выставочного стенда, к примеру объемная фигура из полистирола. Объект с использованием робототехники, света, звука, инновационных материалов, на стыке инженерии, креатива и искусства, который создается, к примеру, для музея, — должен эксплуатироваться годами. Или уникальный объект от известного мастера — это уже произведение искусства. При благоустройстве городских пространств экономия может быть в тиражировании арт-объектов.

Бюджеты проектов разные, но опыт подтверждает: их всегда можно оптимизировать, работая напрямую с производителем. Но, как правило, мы получаем заказы через длительную цепочку посредников. Такой «испорченный телефон» увеличивает сроки и бюджет, иногда многократно. И это системная проблема.

— Есть ли решение?

— В феврале прошлого года мы создали первое в России профессиональное сообщество креативных производителей, Гильдию креативных индустрий при МТПП именно для того, чтобы вместе решать проблемы отрасли. В России тысячи компаний, производящих объекты паблик-арта, инсталляции, декорации, бутафорию — то, что мы называем визуальный контент. Но в ОКВЭД арт-паблика как сферы экономической деятельности нет, хотя мы, безусловно, часть креативной экономики уже многие годы. При разработке закона о развитии креативных (творческих) индустрий мы давали свои поправки, в том числе и по данному направлению. Сейчас наши инициативы находятся в проработке у экспертов и профильных органов власти, и мы будем продолжать совместную работу в интересах креативных производителей.

— Какие задачи вы ставите перед собой как сообщество креативных производителей?

— Нам крайне важно выстроить эффективную систему взаимодействия между заказчиком, художником-дизайнером и производителем. Наша задача — сделать так, чтобы все участники процесса говорили на одном языке и понимали друг друга. Мы также заинтересованы в расширении сообщества креативных производителей и планируем создание профильной ассоциации, ответственной за развитие паблик-арта в нашей стране, чтобы объединить рынок, собрать все компетенции в одном месте и заявить о себе как о новом сообществе экспертов и производителей паблик-арта в России.

ДОСЬЕ

Константин Георгиевич Авагимов — председатель Гильдии креативных индустрий при МТПП, заведующий базовой кафедрой креативных индустрий Московского университета имени А. С. Грибоедова, председатель Комитета по строительству и архитектуре ассоциации «Деловой центр экономического развития СНГ».

Искусство как сфера экономики Фото: Пресс-служба МТПП

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Креативная экономика сейчас составляет примерно 3 процента ВВП России. К 2030 году планируется увеличить этот показатель минимум до 6 процентов. Сейчас по отрасли «Креативные индустрии» в 23 колледжах реализуется 24 программы. Обучение самым разным профессиям, от швеи и ювелира до ассистента технического супервайзера и 3D-визуализатора, проходят 14 260 человек.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.