Искусство как сфера экономики
В последние годы интерес к паблик-арту, или общественному искусству, растет. О развитии этой сферы креативной экономики и о его практической пользе для бизнеса рассказал председатель Гильдии креативных индустрий при Московской торгово-промышленной палате (МТПП) Константин Авагимов.
— Константин Георгиевич, расскажите, что такое паблик-арт сегодня?
— Есть определение, что это вид искусства в общественном пространстве для неподготовленного зрителя. Но это понятие можно расширить, исходя из опыта компаний — членов Гильдии креативных индустрий при МТПП, многие из которых работают в сфере паблик-арта более 15 лет. Прежде всего хочу отметить, что паблик-арт — это еще и сфера экономики. И он может быть ориентирован на подготовленного зрителя, целевую группу, нести конкретные сообщения, образы и смыслы, использоваться в рекламных и имиджевых целях, во внутренних и внешних пространствах. Классическое предназначение паблик-арта как «коммуникация с городским пространством» становится эффективным механизмом для брендинга, маркетинга, привлечения аудитории, причем механизмом управляемым и просчитываемым.
— Где и для каких отраслей и сфер бизнеса паблик-арт наиболее полезен?
— В МТПП мы проводили круглый стол с девелоперами, где обсуждали роль креативных производств — изготовителей арт-объектов, малых архитектурных форм, инсталляций, декораций и других объектов паблик-арта в развитии девелоперского бизнеса. Эксперты высказали интересную мысль, что девелопмент сам по себе — искусство, позволяющее из определенного набора стройматериалов создать объект недвижимости, который будет продан быстрее, если вызовет эмоцию. Благоустроенная придомовая территория, арт-объекты, интерактивный паблик-арт на детских площадках, фасады с муралами, реализованные в единой концепции, — все это крайне важно при принятии решений о покупке.
Эксперты рынка сошлись во мнении, что паблик-арт — это «физический маркетинг». Есть данные, что 85 процентов покупателей квартир принимают решение под воздействием красоты. И если маркетинговый бюджет проекта перераспределить на его красоту, эффективность продаж увеличивается.
Паблик-арт служит привлечению трафика и улучшению узнаваемости бренда во многих сферах. Это и индустрия гостеприимства, и ретейл, развлекательные центры, спорткомплексы, бизнес-центры и многие другие направления. Уникальные арт-объекты становятся местами притяжения и позволяют донести нужную информацию до профильной аудитории.
— Изначально паблик-арт все же ассоциируется с общественными пространствами?
— В советское время к данному виду искусства относили городскую скульптуру, актуальную для трендов того времени. И воздействие на массовое сознание, нужно отметить, было колоссальным. Сегодня специалисты спорят, можно ли памятники и монументы относить к паблик-арту, но бесспорно то, что он формирует не только облик городских пространств, но и становится коммерчески успешным брендом и самих городов, и даже поколений. Что такое Эйфелева башня? Архитектурная достопримечательность, объект паблик-арта. Скульптура «Рабочий и колхозница» — символ государства и эпохи, который вызывает сильные эмоции и спустя столетие.
Без паблик-арта невозможно представить городские фестивали и праздники. Успех выставки-форума «Россия» и форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030» — это стенды, павильоны, общественные зоны, запоминающиеся прежде всего объектами паблик-арта, в изготовлении которых, кстати, компании — члены Гильдии креативных индустрий при МТПП принимали самое активное участие.
— Заказ паблик-арт-объектов для решения бизнес-задач — это дорогое удовольствие?
— Все зависит, как и в любом бизнесе, от масштаба, цели и задачи проекта. Такой объект может жить один день в рамках выставочного стенда, к примеру объемная фигура из полистирола. Объект с использованием робототехники, света, звука, инновационных материалов, на стыке инженерии, креатива и искусства, который создается, к примеру, для музея, — должен эксплуатироваться годами. Или уникальный объект от известного мастера — это уже произведение искусства. При благоустройстве городских пространств экономия может быть в тиражировании арт-объектов.
Бюджеты проектов разные, но опыт подтверждает: их всегда можно оптимизировать, работая напрямую с производителем. Но, как правило, мы получаем заказы через длительную цепочку посредников. Такой «испорченный телефон» увеличивает сроки и бюджет, иногда многократно. И это системная проблема.
— Есть ли решение?
— В феврале прошлого года мы создали первое в России профессиональное сообщество креативных производителей, Гильдию креативных индустрий при МТПП именно для того, чтобы вместе решать проблемы отрасли. В России тысячи компаний, производящих объекты паблик-арта, инсталляции, декорации, бутафорию — то, что мы называем визуальный контент. Но в ОКВЭД арт-паблика как сферы экономической деятельности нет, хотя мы, безусловно, часть креативной экономики уже многие годы. При разработке закона о развитии креативных (творческих) индустрий мы давали свои поправки, в том числе и по данному направлению. Сейчас наши инициативы находятся в проработке у экспертов и профильных органов власти, и мы будем продолжать совместную работу в интересах креативных производителей.
— Какие задачи вы ставите перед собой как сообщество креативных производителей?
— Нам крайне важно выстроить эффективную систему взаимодействия между заказчиком, художником-дизайнером и производителем. Наша задача — сделать так, чтобы все участники процесса говорили на одном языке и понимали друг друга. Мы также заинтересованы в расширении сообщества креативных производителей и планируем создание профильной ассоциации, ответственной за развитие паблик-арта в нашей стране, чтобы объединить рынок, собрать все компетенции в одном месте и заявить о себе как о новом сообществе экспертов и производителей паблик-арта в России.
ДОСЬЕ
Константин Георгиевич Авагимов — председатель Гильдии креативных индустрий при МТПП, заведующий базовой кафедрой креативных индустрий Московского университета имени А. С. Грибоедова, председатель Комитета по строительству и архитектуре ассоциации «Деловой центр экономического развития СНГ».
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Креативная экономика сейчас составляет примерно 3 процента ВВП России. К 2030 году планируется увеличить этот показатель минимум до 6 процентов. Сейчас по отрасли «Креативные индустрии» в 23 колледжах реализуется 24 программы. Обучение самым разным профессиям, от швеи и ювелира до ассистента технического супервайзера и 3D-визуализатора, проходят 14 260 человек.